Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дневной и заочной форм получения образования






Методические рекомендации студентам-практикантам

Для выполнения заданий по педагогике

дневной и заочной форм получения образования

(продолжительность практики 4 и более недель)

(Обсуждены и рекомендованы на заседании УМК кафедры педагогики

22.01.2015 г., протокол № 3)

Цель практики по педагогике: ознакомиться с различными направлениями и видами деятельности классного руководителя, апробировать теоретические знания при решении конкретных педагогических задач, овладеть опытом осуществления основных функций и видов деятельности классного руководителя.

Задачи практики:

Ознакомление с условиями и особенностями профессиональной деятельности классного руководителя, а также с его функциями в учреждении образования (УО);

изучение особенностей в УО организации образовательного процесса, воспитательной работы;

изучение нормативной и правовой документацией учреждения, на базе которого организовано прохождение практики, технологий планирования воспитательной работы классного руководителя и ее осуществления;

освоение опыта проектирования, организации и осуществления воспитательной работы в классе, проведения учебного исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики у студентов формируются и развиваются следующие профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

владение основами речевой культуры учителя;

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

способность к подготовке и редактированию текстов профессионально значимого содержания (составление психолого-педагогической характеристики, анализа воспитательного мероприятия (далее – ВМ), воспитательного дела (далее – ВД и др.);

в области педагогической деятельности:

способность анализировать и осуществлять планы воспитательной работы классного руководителя;

готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества образовательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного УО;

способность применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образовательного процесса;

готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества образовательного процесса;

способность организовывать сотрудничество обучающихся;

готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности.

После прохождения практики студент- должен знать:

законодательные и нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и классного руководителя;

основные направления и виды деятельности классного руководителя;

функциональные обязанности, нравственно-этические нормы деятельности классного руководителя и используемый диагностический инструментарий при работе с обучающимися.

После прохождения практики студент- должен уметь:

работать с законодательными, нормативными и правовыми документами, научной и методической литературой;

устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с педагогами и руководителями УО;

наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности своей деятельности и деятельности педагогов;

проектировать, организовывать и осуществлять воспитательную работу в классе.

Студент имеет право выбора уровня образовательного маршрута (cм. таб. 1.).

 

Таблица 1 – Образовательные маршруты для выбора студентов

1-й уровень (базовый) 2 уровень (репро­дук­тивно-продуктивный) 3 уровень (творчес­кий)
Выполнение заданий: 1. Разработка и проведение ВМ и информационного часа (ИЧ). 2. Самоанализ и самооценка ВМ и ИЧ (приложение 8 и 9). 3. Изучение класса по предложенной схеме (приложение 3). 4. Анализ плана воспитательной работы классного руководителя (приложение 2). 5. Фиксация результатов работы в дневнике практики. 6. Подготовка отчета о выполнении заданий по педагогике. 7. Самооценка профессиональной готовности к воспитательной работе. Выполняются все задания первого уровня + Изучение класса по схеме или программе (приложение 4).   Выполняются все задания первого и второго уровней + проводится учебное исследование или микроисследование.

Содержание деятельности студента-практиканта на каждом образовательном маршруте отличается объемом и степенью сложности, что будет отражено в отметке за данную часть педпрактики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Этапы прохождения учебной практики

Оформление в «Дневнике практики» (План-график работы...) результатов этапа в соответствии с содержанием пунктов 2.1 – 2.6. (см. Приложение 1).

 

Первый этап – подготовительный (установочная конференция), который включает в себя решение всех организационных вопросов, обеспечивающих успешность практики, согласуются требования к деятельности практиканта c методистом по педагогике, а также в учреждении образования (далее – УО), определяются задания и формы отчетной документации. Оформление дневника практики, составление плана работы (в дневнике практики) на первую неделю практики в соответствии с содержанием ее второго этапа.

Второй этап – диагностический (1-2 недели практики) – ознакомление с УО, педагогическим коллективом, изучение конкретных условий организации образовательного процесса в данном УО, осмысление задач и перспектив работы в период педагогической практики.

2.1. Беседа с представителями администрации УО, составление краткой «Визитной карточки» УО: тип и вид, режим работы, структура учреждения; количество учащихся, педагогических работников, особенности образовательного пространства и его использование в образовательном процессе, основные достижения, наличие инновационных проектов, другие особенности.

2.2. Беседа с классным руководителем (о классе, его особенностях, планировании и проведении им воспитательной работы). Наблюдение за деятельностью классного руководителя, его умением общаться с детьми и родителями, коллегами и администрацией.

2.3. Изучение нормативной и правовой документации УО: документов, регламентирующих деятельность учреждения, на базе которого проводится практика, классного руководителя (Устав УО, должностные инструкции классного руководителя, Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (01. 11. 2012), Кодекс Республики Беларусь об образовании, методические рекомендации Министерства образования по организации идеологической и воспитательной работе 2014 г.). В дневнике указываются общие сведения: о должностных обязанностях классного руководителя и его правах.

2.4. Изучение диагностических материалов, используемых классным руководителем для проектирования и осуществления воспитательной работы с учащимися класса.

2.5. Изучение класса (схемы изучения класса в Приложении 3 и 4 в зависимости от выбора образовательного маршрута).

 

2.6. Изучение технологии планирования классного руководителя: виды планов, их структуры, способов привлечения учащихся, родителей к планированию, анализ плана воспитательной работы классного руководителя (схема анализа плана в Приложении 2).

Составление плана работы на вторую и последующие недели в соответствии с содержанием работы третьего этапа.

Третий этап – проектировочно-конструктивный (2-3; 4-7 недели практики).

3.1. Планирование (проектирование) и осуществление воспитательной работы с учащимися класса: разработка, подготовка и проведение зачетных мероприятий: информационного и классного часа в форме воспитательного мероприятия (далее – ВМ).

Алгоритм подготовки ВМ и ИЧ дан в Приложении 5, а образец оформления плана-конспекта ВМ и ИЧ в Приложении 6.

3.2. Посещение ВМ в классе, в школе; оказание помощи классному руководителю в его повседневной работе, выполнение его конкретных поручений. В «Дневнике практики» фиксируются мероприятия, проведённые совместно с классным руководителем, посещенные воспитательные классные и общешкольные мероприятия/дела.

3.3. Выбор, проектирование и проведение учебного исследования при условии выбора третьего уровня образовательного маршрута. Методические рекомендации по проведению учебного исследования даны в Приложении 7.

Четвертый этап – аналитический (последняя неделя практики).

Самоанализ и самооценка собственной профессиональной деятельности за период педагогической практики: самоанализ и самооценка ВМ (схемы даны в Приложениях 8 и 9), самооценки готовности к профессиональной деятельности (см. Приложение 10).

 

Оформление результатов выполнения заданий в дневнике практики:

· дневника (с соответствующими записями по этапам; Приложение 1),

· результатов изучения класса (Приложение 3, 4);

· конспекта зачетного воспитательного мероприятия и информационного часа;

· самоанализа воспитательного мероприятия и информационного часа; а также анализа посещённого ВМ или ИЧ (Приложения 8, 9);

· результатов выполнения учебно-исследовательского задания (образец оформления дан в Приложении 12),

· самооценки профессиональной готовности к воспитательной работе (Приложение 10).

· отчета по схеме (Приложение 11).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.