Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили руководства.






11.1. Характеристика функции «руководство»

Одним из главных субъектов системы управления является руководитель. Он отвечает за относительно самостоятельный объект управления, имеет в своем подчинении коллектив работников и несет полную ответственность за результаты деятельности объекта.

Определяющая роль руководителя вытекает из того, что это – лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и результаты функционирования самого объекта.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

1) выдача директив относительного того, что нужно сделать;

2) налаживание сотрудничества между людьми;

3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Руководителей можно подразделить на линейных и функциональных и притом, разных уровней.

Линейные руководители возглавляют относительно обособленные хозяйственный подразделения. Каждый из них координирует деятельность находящихся в его непосредственном подчинении работников и принимает решения, касающиеся социально-экономических, организационных, технических предпосылок, призванных гарантировать эффективную работу возглавляемого подразделения. К ним относятся директора предприятий, начальники цехов, начальники участков, мастера, бригадиры.

Функциональные руководитель возглавляют специализированные подразделения, службы, отделы. В их обязанности входит подготовка рекомендации линейным руководителям для изменения тех или иных параметров управляемого объекта. Функциональный руководитель одновременно является линейным по отношению к возглавляемому им структурному подразделению.

Руководителю приходится выполнять многообразные, но взаимодополняющие функции: администратора, организатора, специалиста, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различимо, как одна переходит в другую.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы организации в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая деятельность предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделять наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения.

Исполняя функции специалиста – человека, хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере, - руководитель должен грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж.

Воспитательная функция руководителя вписывается в его повседневную трудовую деятельность, для успешного осуществления которой важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения. Важно, чтобы руководитель постоянно имел в виду воспитательные последствия принимаемых решений.

Таким образом, труд руководителя многофункционален, носит комплексный характер. Исполняя эти функции, руководитель решает следующие проблемы: экономические, социальные, психологические, организационные.

Экономические проблемы связаны с решением производственно-экономических задач. Руководитель обязан обеспечить качественное выполнение поставленных целей. При этом социальные и экономические проблемы органически переплетаются. Основные задачи руководителя при решении экономических проблем:

- обеспечение оптимального процесса производства на объекте управления;

- достижение поставленных целей с минимальными затратами материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;

- обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции;

- обеспечение рентабельности производства.

Социальные и психологические проблемы связаны с тем, что руководитель формирует коллектив, повышает его социальную и трудовую активность. При этом он должен решать следующие задачи:

- обеспечение развития творческой инициативы работников;

- создание условий для повышения работниками квалификации и наилучшего использования ими полученных знаний и опыта;

- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Организационные проблемы связаны с решением руководителем следующих задач:

- координация факторов внешней деятельности предприятия;

- координация производственных, социальных процессов в деятельности подразделений;

- организация контроля за реализацией принятых решений;

- организация рациональных форм и методов взаимодействия всех кадров объекта и субъекта управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.