Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие современного менеджмента






Саратовский государственный технический университет

Ю. Г. Алавина

 

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

для студентов специальности «менеджмент» и «коммерция» всех форм обучения

 

Саратов

УДК 338.242 (075.8)

ББК 65.9(2)21

А 45

 

Рецензенты:

Кафедра экономики и менеджмента Саратовского института (филиала) Российского Торгово-экономического Университета

 

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного технического университета

 

 

Алавина Ю.Г.

А 45 Менеджмент: Учеб. Пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т,

2008. с.

ISBN 5-7433-1357-1

 

 

Содержит основные вопросы менеджмента организации, а также контрольные вопросы к темам, рекомендуемые экзаменационные вопросы, тесты.

Предназначено для студентов всех форм обучения по специальностям «Менеджмент» и «Коммерция».

 

УДК 338.242 (075.8)

ББК 65.9(2)21

 

ISBN 5-7433-1357-1

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие излагает проблемы базового курса менеджмента, рассчитанного на 102 учебных часа. Цель данного учебного пособия – выработать целостное представление о менеджменте как науке, практике и искусстве управления.

Учебное пособие по содержанию охватывает основные темы курса, кратко излагает основные положения тем. Все темы заканчиваются контрольными вопросами для самопроверки.

Предлагаемое учебное пособие основывается на материалах современных публикаций по менеджменту и опыте ведущих отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие современного менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Характерные черты и стадии менеджмента

Профессия менеджера

Эволюция менеджмента

Понятие современного менеджмента

Управлять – это значит «…помогать людям раскрыть свой потенциал, организуя их деятельность на благо общества». Главная цель науки менеджмент – активизировать личностный, творческий аспект управления, вовлечение в процесс управления самих управляемых. «Чем бы ты ни занимался, какую бы задачу с людьми ни решал – создай климат сотрудничества, доверия, уважения. В этом залог успеха любых начинаний менеджера».

Нельзя думать о руководстве людьми, не задумываясь сперва: а каковы эти люди? И каков я сам, отраженный в них? И как сними общаться? Как разрешить конфликты, которые неизбежно возникают даже при обычной коммуникации между людьми? Поэтому современный менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления.

Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно почерпнуть такие его толкования:

1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Американский авторитет в области менеджмента П. Друкер дает следующее разъяснение: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык. Он обозначает функцию, но также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

В специальной литературе по менеджменту уживается множество его определений. В чисто функциональном плане менеджмент чаще всего определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

МЕНЕДЖМЕНТ – социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

МЕНЕДЖМЕНТ – процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля предприятия с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Менеджмент – интеграционный процесс, которым полномочные лица формируют, упрочивают и управляют организациями в ходе отбора и достижения стоящих перед ними целей.

Менеджмент независим от собственности, должности или власти.

Это объективная функция, и она должна быть укоренена в ответственности за исполнение.

Менеджмент как специфический вид профессиональной деятельности строится на следующих принципах.

1. Менеджмент вращается вокруг человека, его задача состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления, как и от собственных усилий и отдачи людей.

2. Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. То, что менеджеры делают в Германии, Британии, США, Японии, России, является по сути дела одинаковым. То, как они это делают, может быть совершено различным. Один из главных моментов в строительстве менеджмента любой страны состоит в том, чтобы отыскать и распознать те элементы собственных традиций, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки системы управления.

3. Каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и единых задач. Его миссия состоит в том, чтобы сплотить своих сотрудников вокруг общих целей.

4. Задачей менеджмента является также то, чтобы предприятие и каждый его сотрудник развивали как свои потребности, так и возможности их удовлетворения; подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации, они не должны останавливаться ни на минуту.

5. Любое предприятие состоит из людей с различными навыками и познаниями, выполняющих различные виды работ, поэтому оно должно строиться на нормальных коммуникациях между работниками и на их индивидуальной ответственности.

6. Предприятие никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в рамках предприятия существуют лишь центры, создающие стоимость, однако результаты достигаются лишь вне предприятия.

Учитывая вышесказанное, следует дать полное определение современного менеджмента. МЕНЕДЖМЕНТ – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей организации, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Иначе, менеджмент – это управление предприятием в условиях рынка, что означает:

1) ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех товаров и услуг, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;

2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, то есть получение оптимальных результатов с минимальными затратами;

3) хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия или его подразделений;

4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5) конечный результат деятельности предприятия выявляется на рынке в процессе реализации продукции;

6) необходимость использования современной информационной технологии с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.