Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сортавала






Город Сортавала - это один из из древнейших и красивейших городов Республики Карелия. У города три имени, три даты рождения, в своё время существовало три трегольные площади (на данный момент осталось две). Сортавала отличается от других городов Карелии своеобразием историко-культурного облика, сформированного тремя государствами: Швецией, Финляндией и Россией. Город зародился во времена шведского владычества, его возрождение и экономическое становление связано с периодом вхождения в состав Российской империи, а своего расцвета он достиг, будучи одним из уездных городов Финляндии.

Город расположен на северо-западном берегу Ладожского озера, по обеим сторонам залива Ляппяярви. В силу своего исключительного географического положения и благодатных природных условий территория Сортавала с давних времен была привлекательной для заселения.

Годом рождения города считается 1632 г., хотя еще в XII в. на горе неподалеку от слияния рек Тохмайоки и Хелюляйоки древние карелы основали укрепленное городище. Спустя век эта крепость погибла - очевидно, ее разрушили шведы. Но примерно в то же время территория нынешнего Приладожья оказалась под влиянием Новгорода: в документе 1500 г. впервые упоминается карельский Никольско-Сердовольский погост. На рубеже XVI - XVII вв. Приладожье, оказавшись в центре русско-шведских войн, неоднократно переходило из одного владения в другое.

В 1632 году шведы неподалеку от Никольского погоста, административной единицы новгородского времени, центр которого находился на о.Риеккалансаари в километре от современного города, основывают город Sordavalla. Земли вокруг города были личным владением графов Банеров, а фамильный герб их рода стал основой герба города. Территория города начинает активно заселяться финнами.

В 1721 году Сортавала отходит к России и переименовывается в Сердоболь. Во время войны 1742-1743 годов Сердоболь захватывается шведами и полностью сжигается. К 1780 г. в Сортавала насчитывается 63 дома и 277 человек населения мужского пола. Город был населен в основном финнами и карелами.

В 1783 году по указу Екатерины Второй Сердоболь становится уездным городом Выборгской губернии, а в 1811 году вместе со всей губернией входит в состав Великого Княжества Финляндского.

На протяжении XIX века, как и предыдущих столетий, основным видом деятельности для Сортавала была торговля, чему способствовало выгодное географическое положение. С 1820 года город становится центром торговли пушниной и зерном. А начиная с 1840 года сортавальские зимние ярмарки были самыми крупными в Финляндии.

В ноябре 1893 года в Приладожье пришла железная дорога, к началу XX века город имел пароходное сообщение с Санкт-Петербургом, Шлиммельбургом, Валаамским и Коневецким монастырями. В 1917 г., после провозглашения независимости Финляндии, Сердоболь, переименованный в Сортавалу, вернулся в состав Выборгской губернии.

В 1860 г. утвердили генеральный план городской застройки, основанный на принципах архитектуры классицизма, что стало главным этапом в формировании современного облика Сортавала. В начале XX века появились первые каменные дома. Благодаря финским архитекторам Сортавала приобрела уникальные для Карелии черты: в облике города прослеживается влияние всех основных архитектурных стилей XIX - первой половины XX века: эклектика, модерн, национальный романтизм, функционализм, неоклассицизм. Последний прежде всего связан с творчеством выдающегося финского зодчего Э.Сааринена. Но не прекращалось строительство и деревянных зданий.

В советские годы состав городского населения менялся трижды. Во время " зимней войны" 1939-40 годов город сильно пострадал от налетов советской авиации. В результате бомбардировок было уничтожено 72 строения, в том числе лютеранская церковь, одно из самых красивых зданий, господствовавших над городом. После войны город Сортавала вместе с другими территориями отошел по мирному договору к СССР, а его жители выселены за новую границу. 15 августа 1941 г. Сортавала заняли финские войска и вернули город прежним хозяевам. Однако по договору от 19 сентября 1944 г. Северное Приладожье вновь оказалось в составе СССР, и горожане покинули свои дома окончательно.

В Сортавала имеются памятники истории, связанные с событиями Великой Отечественной Войны: мемориальные доски в честь 168-й дивизии и Ладожской военной флотилии, памятный знак на месте, где располагался полевой штаб обороны в 1941 г., братские могилы советских солдат и воинские кладбища.

В 1990 г. город Сортавала был включен в список исторических городов России. Город часто называют музеем финской архитектуры под открытым небом. Сейчас Сортавала - единственный в Карелии город, где сохранилась старинная застройка. Практически весь центр города представляет историческую ценность. Несколько интересных зданий находится в окрестностях города. Это дача доктора Винтера в Таруниеми, дача Яскеляйнена в Карьявалахти, железнодорожный вокзал в Вяртсиля и ряд жилых домов. Есть у города и достопримечательность, созданная уже в наши дни. Это уникальный музей резьбы по дереву народного художника России Кронида Гоголева, привлекающий внимание всех без исключения посетителей города.

г.Сортавала можно обойти пешком минут за 40. Залив Ляппяярви Ладожского озера делит город на две части, которые соединяет Карельский мост. Строительство моста было завершено в 1932 г. В то время это был самый длинный мост в Финляндии. В 2011 году старый мост был разобран и спустя год на том же месте завершилось строительство нового моста. Исторический центр города ограничен железнодорожными путями. Основные достопримечательности сосредоточены на правом берегу; ж/д вокзал - на левом, примерно в 1 км от центра. Причал, с которого отправляются теплоходы на о.Валаам, расположен к югу от Карельского моста, автовокзал - к востоку.

Руины кирхи в Лахденпохья

В 1832 году на собрании яаккимской общины встал вопрос о строительстве новой церкви. Царский указ от 3.09.1811 года предписывал строительство общественных зданий из камня. В 1834 году был созван комитет по строительству нового здания. Комитет должен был достать проект, найти кирпич и организовать доставку пиломатериалов Комитет состоял из 17 человек. Возглавлял его ленсман Кристианссон. Дело долго стояло на месте из-за финансовых трудностей и стало продвигаться только при пробсте Иоаганне Фредерике Берге.

В 1845 году был представлен проект, подготовленный известным архитектором Карлом Людвигом Энгелем (Carl Ludvig Engel, 1778-1840) еще 11 лет назад.

Смета расходов была точно посчитана и составляла 30.760 серебряных рублей. Для строительства было необходимо 730.000 штук обычного и 26.000 карнизного кирпича. Было очень трудно собрать необходимую сумму денег. Памятуя о том то, что владелец Куркиекских земель граф Воронцов построил в свое время кирку в Куркиеках, а позже его дочь графиня Пемброк предоставляла деньги на ремонт, Яаккимская община обратилась с подобной просьбой к землевладельцу Яаккима графу Кушелеву-Безбородко. В 1844 году был получен долгосрочный кредит на сумму 6000 серебряных рублей. Этой суммы полностью хватило на закупку кирпича. Удалось получить кредит и из казны на сумму 7.000 серебряных рублей. Строительство шло 5 лет. Кирха была освящена 19 октября 1851 года.

В 1977 году церковь сгорела. В настоящее время можно видеть стены церкви, которые постепенно разрушаются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.