Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Получение показаний на территории другого государства






 

При направлении поручений о допросе свидетелей или подозреваемых следует учесть, что по законам запрашиваемого государства может быть предусмотрено, что истинность показаний обеспечивается не так, как в российском уголовном процессе (т.е. разъяснением лицу перед допросом положений статьи 51 Конституции России, а свидетелю также и статей 306 и 307 Уголовного кодекса РФ), а приведением лица к присяге либо какой-нибудь иной процедурой. Причем не всегда в запрашиваемой стране лицо приводится к присяге собственно на предварительном следствии. Поэтому в запросе целесообразно четко оговорить порядок, существующий в данном вопросе в российском законодательстве, разъяснить санкции, налагаемые за его умышленное нарушение, и просить применить, по возможности, именно его либо адекватную национальную процедуру запрашиваемого государства, подтверждающую истинность полученных показаний.

Например, при направлении соответствующего поручения в США (или иные страны англо-саксонской системы права) целесообразно попросить органы юстиции соблюсти следующие процедуры при опросе свидетеля:

1. Начать опрос с обращенной к свидетелю просьбы назвать его имя, фамилию и отчество, нынешний адрес, дату и место рождения.

2. Сообщить свидетелю, что он имеет право не отвечать ни на какие вопросы, ответы на которые могут быть использованы против него. Затем сообщить свидетелю, что он может быть подвергнут уголовному преследованию, если не будет правдиво отвечать на все другие вопросы компетентных российских органов.

3. Задать свидетелю вопросы, ответы на которые хотят получить от него компетентные российские органы.

4. Записать все сообщенные свидетелем сведения в форме протокола. В протоколе должны быть указаны:

а) личные сведения, сообщенные свидетелем;

б) факт уведомления органом власти США свидетеля о том, что он имеет право не отвечать ни на какие вопросы, ответы на которые могут быть использованы против него самого, но что он должен правдиво отвечать на все остальные вопросы, иначе ему может грозить уголовное наказание;

в) заданные вопросы и полученные ответы.

5. Затем сделать одно из двух: прочитать свидетелю записанные вопросы и ответы; или попросить свидетеля прочесть протокол, содержащий все вопросы и ответы, которые только что были записаны.

6. Указать в протоколе, прочел ли представитель власти США вопросы и ответы свидетелю или же свидетель сам прочел их.

7. Записать, согласен ли свидетель с текстом протокола, который либо был ему зачитан, либо он прочел его сам, и в случае, если он не согласен, отметить, какие поправки или дополнения, по мнению свидетеля, должны быть внесены в протокол.

8. Затем, после того как содержание протокола будет изложено, предложить свидетелю записать в соответствии со статьей 1746 Статута 28 Свода Законов США следующее: «Я заявляю (или заверяю, удостоверяю или указываю) под страхом наказания за лжесвидетельство, что вышеизложенное является правильным и верным. Совершено в (указать день, место и время) (Подпись представителя власти США.)».

9. Попросить свидетеля поставить свою подпись ниже подписи представителя органа власти США для удостоверения правильности указанных сведений.

Поскольку законодательство большинства стран предусматривает право или обязанность лица, допрашиваемого по запросу зарубежного компетентного органа, отказаться от дачи показаний на основании закона как запрашиваемого, так и запрашивающего государства, целесообразно разъяснить положения российского законодательства, касающиеся соответствующих иммунитетов или привилегий.

Если требуется допросить на территории другого государства граждан России, не следует забывать предоставляемую рядом двусторонних договоров (с Азербайджаном, Вьетнамом, Ираном, Канадой, Китаем, Кыргызстаном и Монголией) и Минской конвенцией 1993г. возможность их допроса по поручению компетентных органов запрашивающей стороны через российские дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом в договоре с Китаем и Ираном оговаривается, что соответствующие действия не могут содержать мер принудительного характера и противоречить законодательству страны пребывания.

Более того, статьей 19 Договора с Канадой обусловлено, что консульские должностные лица могут собирать свидетельские показания на территории государства пребывания от любых лиц на добровольной основе без официального запроса. Предварительное уведомление о предполагаемых процессуальных действиях должно предоставляться государству пребывания. Оно может отказать в своем согласии по причинам, указанным в Договоре.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.