Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимной правовой помощи по уголовному делу






Подготовка и направление ходатайств

Об оказании правовой помощи по уголовным

Делам, расследуемым российскими органами предварительного следствия

Исполнение органами прокуратуры

Российской Федерации ходатайств об

Оказании правовой помощи

Зарубежных компетентных органов

Методическое пособие

 

 

Москва - 2010

 

Данное методическое пособие предназначено для использования органами прокуратуры Российской Федерации в работе по подготовке и исполнению ходатайств об оказании правовой помощи по уголовным делам, а также по надзору за соблюдением законов при исполнении соответствующих ходатайств иными российскими компетентными органами.

По структуре пособие состоит из двух частей и приложения.

В первой приводятся разъяснения по реализации стандартных условий взаимной правовой помощи и организации соответствующей деятельности органов прокуратуры.

Во второй дается матрица стандартного ходатайства об оказании взаимной правовой помощи, по которой можно проверять полноту и обоснованность направляемого за рубеж следственного поручения.

 

1. Правовые основания оказания

взаимной правовой помощи по уголовному делу

 

В настоящее время международное сотрудничество в области уголовного правосудия осуществляется по разным направлениям и на нескольких уровнях. Оно может быть неформальным и формальным по своему характеру и двусторонним и многосторонним по своим масштабам.

Отношения между государствами в вопросах оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – взаимной правовой помощи) строятся на договорных началах (двустороннем договоре либо конвенции) или на условиях взаимности.

В случае обращения на условиях взаимности в текст ходатайства и/или в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что Генеральная прокуратура РФ, с учетоммеждународных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия, готова оказать содействие компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территориях, относящихся к юрисдикции Российской Федерации.

Основой двусторонних договорных отношений Российской Федерации с другими странами в данной области являются действующие договоры об оказании взаимной правовой помощи и соответствующие межправительственные соглашения. В числе действующих аналогичных документов - договоры с Алжиром (от 23.02.82), Азербайджаном (от 22.12.92), Вьетнамом (от 10.12.81), Ираком (от 22.06.73), Ираном (от 05.03.96), Йеменом (от 06.12.85), Канадой (от 20.10.97), Китаем (от 19.06.92), КНДР (от 16.12.57), Кубой (от 25.11.84), Кыргызстаном (от 14.09.92), Монголией (от 23.09.88), Тунисом (от 26.06.84), Югославией (от 24.02.62) и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30.06.95 (Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.99 вступит в силу после ратификации его американской стороной и обмена ратификационными грамотами) и др.

Россия является участницей ряда многосторонних договоров – конвенций, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью и осуществления уголовного правосудия, в том числе:

Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам (1959);

Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993);

Конвенции ООН о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970);

Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), включая Дополнительный протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988);

Международной конвенции о предотвращении и наказании преступлений, против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973);

Европейской конвенции о пресечении терроризма (1977);

Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979);

Международной конвенции о физической защите ядерного материала (1980);

Международной конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988);

Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988);

Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (1998);

Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988);

Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1950);

Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990).

Подписаны, но пока не ратифицированы Россией Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999), Международная конвенция о пресечении финансирования терроризма (2000) и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000).

Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (1959) подписана Россией 07.11.96, ратифицирована 25.10.99. Вступила в действие с 9.03.2000.

По данным МИД России Конвенция ратифицирована Австрией, Бельгией, Болгарией, Венгрией, Германией, Грецией, Данией, Ирландией, Исландией, Израилем, Испанией, Италией, Кипром, Латвией, Литвой, Лихтенштейном, Люксембургом, Македонией, Мальтой, Молдовой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Словакией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Турцией, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. Данная конвенция подписана также Албанией, Грузией и Словенией.

Вторым наиболее значимым для России многосторонним документом, регулирующим вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, является Конвенция о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее – Минская конвенция 1993г.), подписанная 22.01.93 Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. К ней 22.09.95 присоединился Азербайджан, а 05.02.96 – Грузия.[1]

Можно использовать и специально предусмотренные иными перечисленными выше конвенциями возможности оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам по отдельным видам преступлений (прежде всего, связанным с террористической деятельностью и незаконным оборотом наркотиков). Этими документами предусматривается, что договаривающиеся государства оказывают друг другу наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений и других актов, входящих в сферу действия конвенций. Поэтому, даже если у России не имеется двустороннего договора с одной из стран-участниц, указанной в перечисленных международных документах, последние будут достаточным правовым основанием для направления запроса об оказании правовой помощи по уголовному делу, относящемуся к сфере этих конвенций и протоколов (полный список стран, участвующих в них, содержится в Приложении).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.