Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные объединения развивающихся стран






Интеграционные процессы развиваются на различных континентах в различных регионах земного шара: в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В 80-е годы ХХ ст. развивающиеся страны учредили более 40 торгово-экономических объединений, но большинство из них находились на подготовительном этапе, некоторые из них к настоящему времени уже распались.

В основе хозяйственного сближения в различных регионах развивающихся стран лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок в этой подсистеме мирового хозяйства рассматривается как одно из средств развития хозяйств через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара.

К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести общий рынок Южного Конуса (Меркосур) в Южной Америке. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целый ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке (5) и в Тропической Африке (13).

МЕРКОСУР представляет собой Южноамериканский общий рынок. Торговый пакт о его создании бал подписан в1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем. В 2006 присоединилась Венесуэла. В настоящее время это крупнейший интеграционный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения, 50% совокупного ВВП, 40% прямых зарубежных инвестиций. В пределах руппировки обеспечена свободная миграция капиталов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт, координируется политика в области промышленности, с/х, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере.

Активно интеграционные процессы протекают в АСЕАН, созданной в 1967г. в составе 6 членов: Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда. В 1995г. к ним присоединился Вьетнам. В 1992г. между государствами-членами АСЕАН была достигнута договоренность об организации зоны свободной торговли к 2008г. на основе постепенного снижения тарифов.

Также следует отметить и такое интеграционное объединение как ЕврАзЭС, договор об учреждении которого был заключен в октябре 2006 г. между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном (позже был принят и Узбекистан). Задачами объединения являются: 1. Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли; 2. Формирование единых таможенных тарифов и единой системы нетарифного регулирования; 3. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;.4. Выработка согласованной позиции государств – членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и др. междунар. организациями; 5. Создание унифицированной системы таможенного регулирования. Основная цель ЕврАзЭС – создание единого экономического пространства на территории указанных 6 государств.

Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс глобализации, мировизации хозяйственной деятельности в мире. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию международного производства в рамках таких объединений. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.

 

ЗЗ. Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ. СНГ было созданов 1991г. Подписанный в 1992г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы. Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. СНГ - это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционирует политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет. Объединение государств в рамках СНГ произошло по следующим принципам: - государства-члены суверенны и равны; - государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Целями создания Содружества явились: - осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; - содействие всестороннему и сбалансированному эк. и соц. развитию государств-членов в рамках общего эк. пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; -обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; - осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; -мирное урегулирование споров и конфликтов между гос-членами. С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики. Содружество выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи.

 

 

34. Платежный баланс: понятие, принципы составления, структура. Торговый баланс, его виды. Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений иплатежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций. других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны ите и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если посту пленяя превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления. Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы: - торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; - баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций); баланс движения капиталов и кредитов - Торговый баланс. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты между народных обязательств по другим статьям платежного баланса. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

 

 

35. Макроэк. значение равновесие платежного баланса. Факторы влияющие на платежный баланс. Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет теку­щих операций и капитальный счет.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что страна расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.

КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере - на рынке капитала. Он показывает, как меняются чистые заграничные активы - наблюдается приток или отток капитала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала. На состояние платежного баланса влияет ряд факторов: 1. Неравномерность экономического и политического развития стран и изменение в связи с этим международных конкурентных позиций той или иной страны. 2. Циклические колебания экономики. Подъемы и спады хозяйственной активности определяют не только состояние внутренней экономики страны, но и ее внешнеэкономические позиции.3. Милитаризация экономики и военные расходы. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, то это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров сверх нормальных потребностей мирного времени. 4. Усиление международной финансовой взаимозависимости стран, которое стало сильнее коммерческой взаимозависимости, что усиливает валютные и кредитные риски. 5. Изменения в международной торговле под воздействием НТР, роста интенсификации хозяйственной жизни, перехода на новую энергетическую базу, которые вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. 6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация валюты обычно поощряет экспорт, а ревальвация - стимулирует импорт при прочих равных условиях. 7. Инфляция. Ее отрицательное влияние происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняет их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. 8. Чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные бедствия, катастрофы). 9. Торгово-политическая дискриминация страны, создающая искусственные барьеры, препят

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.