Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как составных частей совокупного спроса






В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (NX):

Y = С + I + G + NX.


Согласно классической концепции уровень совокупных расхо­дов, определяемый национальным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утвержде­ние, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склон­ность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не про­сто учитывать психологические факторы, но и измерять их влия­ние при анализе макроэкономического равновесия.

Потреблениекак составная часть AD

Итак, посмотрим внимательнее на ком­поненты совокупных расходов. Начнем со спроса на потребительские товары (рис. 2.5) — важнейшей составляющей совокупного спроса (С). На потребление приходится, как прави­ло, больше 50% общей величины совокупного спроса. Эта вели­чина колеблется в разных странах от 68% в США до «52% в Шве­ции и России. Но значительные социальные программы в Шве­ции и их малый удельный вес в постреформенной России приво­дят ситуацию с расходами населения на потребление к разным последствиям, несмотря на схожесть показателей. Потребитель­ский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение по­требительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход. Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повсед­невные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлече­ния, сбережения и т.п.

 

Модели потребительского поведения

Существуют некие усредненные модели поведения потребителей, например, та­кие как схемы Энгеля, по имени открыв­шего их статистика XIX в. Эрнеста Энге­ля. Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. Так, по мере роста дохо­дов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличи­ваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут так­же и сбережения.

Интерес к потребительскому поведению постоянно присутст­вует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С.Кузнеца, проверявшего на основе статистичес­ких материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:

— модель межвременного потребительского выбора И.Фишера;

— теория «жизненного цикла» Ф.Модельяни;

— теория перманентного дохода М.Фридмена1.

Названные модели связывают поведение потребителей с дохо­дом, по-разному трактуя причины изменения в потребительском поведении.

Итак, потребительское поведение изменяется под воздействи­ем многих факторов, главным из которых является личный рас­полагаемый доход. Определим потребление как часть дохода, ко­торая используется для приобретения товаров и услуг.

Сбережения как составная часть дохода

Неупотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществле­ния всех потребительских расходов, со­ставляют сбережения, то есть сберегае­мая часть дохода.

Если представители классической школы связывали стремле­ние населения к сбережению с величиной процентной ставки, то Кейнс отметил, что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Помимо дохода стремление к сбережению формируется под влиянием большого спектра раз­нообразных причин — от желания обеспечить себе экономичес­кую независимость, скопить деньги на старость, решить пробле­мы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной ску­пости.

Объем национальных сбережений — важнейший показатель развития экономики. Это один из 10 агрегатов СНС наряду с таки ми как ВВП, национальный доход и проч. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финанси­рования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бе­режно относятся к сбережениям граждан. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.

Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок как в Гер­мании. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.