Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






января 2013

Лысенкова

 

Лев Толстой и Чехов. В конце обсудим вопросы.

 

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

ЦЦель Толстого на протяжнии всей его творческой жизни – поиск Истины, Бога через познание человека и утверждения обретаемой им правды. Главное для него – восхождение к правде жизни и правде искусства. Гинзбург: творчество Толстого автопсихологично. Опыт сублимируется в творчестве. Толстов конкретен, он всю жизнь описывал своих знакомых и друзей. Он антропоцентричен – все замыслы идут из опыта жизни.

Для Толстого характерен эффект жизнеподобия, способность описывать жизнь так, чтобы она казалась живой. Созданный мир заполнен выразительными подробностями настолько, что возникает особый эффект реальность. Гениальный талант Толстого проникать в глубину человеческой души и Природы. В его произедениях мир предстает как бы заново созданным. Ясновидец плоти (Дост. – ясновидец духа). Первичное эстетико-метафизическое ощущение, две главные силы питали его талант: его космическое чувство и религиозно-нравственная воля + тяготение к опрощению (все знают, что Толстой пахал землю). Стихийное чувство того, что человек находится не вне, а внутри Природы. Раздвоенность художественного жизненнеутверждения и мрачного морализаторского жизнеотрицания. Нравоучения: реформирование.. внутреннее преображение структуры личности: он был и социальным реформатором, и религиозным моралистом. Он искал абсолютное добро, был страстно привязан к Богу (хотя и есть версия, что он был отречен от церкви, потому что у него было специфическое понимание религии, поздний Толстой считал, что общаться с Богом нужно без посредников и критиковал обряды). АП Скортымов: психологический рисунок в творчестве Т определяется его интересом псих состояния чел, его теорией психики, пониманием вн жизни чел вообще. Для Т нормально искание прочных опор к самоопределению (я потеряла мысль).
Кумиром Толстого были Руссо и Стерн (в юности). Уже в ранние годы у Т на первом плане стояла этика, постоянное недовольство собой. От Руссо воспринимает культ всего естественного и недоверчивое отношение к современности, которые позже перерастают в критику культуры. Дневники, кот Т вел с 1847 до конца жизни были его первой литературной школы – метод само изучения, фиксирования тайных движений души и есть предвестник псих анализа Толстого. Строгая самокритика. Самосовершенствование в духе классического просветительства. Дн Т свидетельствуют, как в его сознании складывалось представление о действительности как о процессе, обостренное внимание к противоречиям социальным и этическим, колебаниям. Дневники отличаются тщательным исследованием, Т строит себя как личность. Это путь осуществления социальной утопии в личном опыте.
Литературный дебют Толстого – «Детство» (опубликовано в Некрасовском «Современнике»), позже автобиографическая трилогия (книга «Молодость» не была написана). Оценка Толстого: чувство любви к Богу и ближнему сильно в детстве, в юности сладострастие, в отрочестве мудрствование

В «Детстве» Толстой проявляет себя прежде всего как лирический поэт детства, кот подвластен идиллическим воспоминаниям – прикосновение к антологическим основам бытия.
Специфика метода Толстого: все подробности пробуждения Николеньки относятся только к его одному, но при всей неповторимости единственного узора есть нечто общее, понятное читателям всех эпох. Мелочность (тщательность в подробностях) и генерализация (обобщения философского характера). Т уходит в неповторимую единственность индивидуального развития, при всей неповторимости диалектики души возникает ощущение близости к каждому из нас.
Т открыл, что прошлое живет в человеке как некий фон его нравственного существования.
Сравнить «Смерть Ивана Ильича», который был самим собой только в детстве, а всю жизнь исполнял чужую схему.
«Д» - особая поэзия, связанная с ощущением чистоты первозданности бытия. Здесь нет темы воспитания как таковой, потому что Николенька сам себя воспитывает, здесь дана именно история души, кот рассказывает взрослый человек, вспоминая детства. Двойной эффект: детство как воспоминание и как жизнь ребенка. Сравнить «Сон Обломова» (он рос как экзотический цветок, над ним была постоянная опека). У Толстого ракурс: нет давления среды. У Гончарова уклад быта не дает мальчику проявить собственные желания и устремления, у Толстого вместо давления среды – диалектика души как предмет и метод изображения.
Возвращение человека к самому себе, к лучшему в нем.
Бочаров: диалектика души, открытый Толстым в человеке процесс, непрерывное взаимосцепление и взаимопорождение мыслей и состояний, некая психологическая материя, душевная плазма, глубинный первоисточник видимых проявлений человека.
Вся трилогия почти лишена сюжета, это первичные впечатления.
Новаторская концепция чел характера, его текучести. Наблюдается соизмеримость интимно-частного плана с универсальным. Анализ направлен на отыскание в человеке позитивных основ. Отрочество представляется бесплодной пустыней – акцент на дисгармонии и конфликте с окружающими людьми. С образом Иртенева связана одна из любимых мыслей Т: о громадных способностях чела, рожденных для движения и рав роста. В «Ю» тип ищущего героя, стрем к самосоверш принцип человека «комильфо» (как надо) не увенчается успехом. Мир разделен на 2 сферы: одна освещена дружбой, другая нравственно враждебная. Верность конечных оценок обеспечивается чистотой нравственного чувства автора.
53 и 63 год повесть – манифест толстовского руссоизма. Сюжет восходит к Пушкину (Цыг) и Лерм (Герой) – здесь сближение трех тем: ест чел, народ жизни и трад для Т тема нравств исканий дворянина. Казаков: сопост природа и цивил. Но здесь нет простого отрицания цивил в пользу природы, хотя изначально должно быть так, но в ходе работы проблематика усложнилась.
Оленин – Моск дворянин, полный жизни, но ему там «ни то - ни то» - он едет на Кавказ с жаждой свободы и обновления. Внешне он похож на байронич героев, кот бегут из городов на оно девств природы. Гуревич: он противопоставлен этим героям, потому что он нормальный здоровый юноша. У него не было ни семьи, ни веры, ни нужды. Черты романтиков в нем все же есть: неприятие пошлости жизни, отвращение к прозе будн существования, стремление к свободе. Ему хотелось броситься вниз головой в пропасть, хот не зная зачем. Он хочет прорваться к первозданной естественности бытия, собственно это и повлекло его на Кавказ. Худ задача: как соотносится мир цивилизованного человека с естественным миром казаков и может ли образов чел обрести гармонию жизни в казацкой среде. Первое впечатление Оленина по дороге на Кавказ – горы. Горы – главный мотив, переводящий в поэтический регистр. Герою не сразу открывается красота гор, но потом он захвачен красотой гор. Поэтически соединяются война и свобода, величавые люди, живущие в этом месте, спокойны и велики их враги. Толстой сравнивает черкесов с природным миром, с животными (ровно кобылка табунная). Казаки враждуют, но породнились с черкесами, усвоили нравы и обычаи своих врагов.
Удалось ли Оленину вписаться в казацкую жизнь? Сначала ему кажется, что любовь казачки его исцелит, но она пусть и была мила с ним, но любит своего Лукашку (люб треугольник). Оленин в станице, вроде, начинает чувствовать себя своим, но это оказывается иллюзией. Почитать Орвин «Лев Толстой» (изд 2011). В логове оленя – Оленин переживает природу на уровне инстинкта. С другой стороны рождается интенсивное чувство любви к миру и людям – формируется этика самоотречения, а казаки не способны преодолеть себялюбие. При всей мудрости не имеют доступа к идеальному миру. Открывается, что в цивил жизни есть свой плюс: более развитый разум, открывшаяся любовь ко всему. Плюс жизнь казаков не соотвеств идеалу внутренн самосоверш. Шепчет молитву, стреляя в чеченца. Оленин отталкивается от ложной светск культуры, но не пристает к другому берегу. Белинкинс подчеркивает, что Т показывает цельность каждого из людей станицы, подчеркивает, что эти люди живут весте с природой, но в то же время подчеркивает ограниченность дикого состояния
Толст этика основана на законах природы, проведена через сострадания и зависит от власти разума. Черта повесит – признание высшей этики самоотречения. Т хотел создания реального сообщества, основанного на любви к другим так же, как на любви к себе
Он не вписался в жизнь казаков, в финале повести они даже не посмотрели на него, когда он уезжал из станицы Подчеркиваем, что Марьяна предпочитает в качестве жениха своего
Белинкинс «О творчестве Толстого».

 

ВОЙНА И МИР

Страхов: была органическим результатом развития ВСЕЙ русской литературы.

Толстой: это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Это то, что хотел выразить автор в той форме, в какой хотел выразить автор.

70 характеров.

Исходным пунктом явился замысел романа о современности, о вернувшемся из Сибири декабристе, но Т заинтересовал именно 1812, а не 1825. Бочаров: 12 год – время национального сдвига. Это событие, переворотившее всю национальную жизнь. 12-й год перемещает все силы и ценности. Приоритетной является мысль народная.
Новый замысел создание монументального произведения с множеством исторических и вымышленных лиц с акцентом на народную мысль.
В отличие от официальных историков, кот считали, что историю вершат великие люди, Т считал, что отдельная личность толком ничего не решает. Жизнь стихийна и любое событие есть стечение тысячи причин. Случайный характер начала войны. Одно из выражений бесконечности потока бытия. Мирные главы подражают самой реке жизни (читать у Глюкановой) – автор предстает как демиург, все знающий. Но есть моменты, когда пространство организуется… глазами одного из героев. Жизнь в книге Т – взаимодополнительность войны и мира, движения и покоя, индивидуального и общего, конечного и бесконечного. Прием двоения центрального события, принцип контраста вообще определяющий. Две войны: агрессивная захватническая и отечественная.
Расшифруем значение слова мир – мир, который образуется всенародным сплочением народа в войне. Мир как людское сообщество (миром Господу помолимся). Мир, возникший в результате воны 12 (как широкое единство людей). Мир как особая внутренняя разумная связь. Целесообразный порядок. Внутренняя свобода, согласие человека с самим собой. И множество иных оттенков и смыслов.

Наполеон – герой лжи, главное в ем – эгоистический произво (в противоп Кут). Нап – крайнее воплощение претензии человека на особую роль в истории. На самом деле это только гениальный актер на сцене истории, по Т он тоже в потоке движущейся жизни. Страшно его агрессивное отношение к жизни – любил рассматривать убитых солдат. Т дискредитирует его на всех уровнях. Ум и совесть помрачнены, а поступки противны правде. Т сравнивает Н с ребенком, кот держится за тесемочки внутри кареты и думает, что он правит.

Кутузов – естественный человек и гениальный полководец, не стремится видимо влиять на события. Личный интерес совпадает с общим интересом – он способен ощущать то, что чувствует русский солдат. Гениальная интуиция, прозрение совершающихся событий – он просто не мешает тому, что полезно. Но при этом он деятелен, он выбирает дорогу, он решает оставить Москву. Когда же Кут выполнил свою миссию, он переживает счастье человека, кот миссию ДОСТОНО выполнил.
Естественен: пишет письма дочерям, ест курицу во время сражения, засыпает на военном совете. Он стар мудр, поэтому хорошо знает, как мало зависит сражение от расчетов. Главное – дух войска, настрой солдат. Один из вариантов билетов: частный человек и история.

Правильные дворяне – Балконские и Ростовы – дворянские роды. Ложные – Курагины и Трубецкие.

Пути движущихся героев: Андрей, Пьер, Наташа.
Эти герои живут подлинной жизнью, это думающие и чувствующие герои, их глазами чаще всего увидены основные мировые события. У других персонажей «устройство психики, а не душевный мир». Андрей идет на войну, потому что светская жизнь не по его натуре (в отличие от жены, Маленько Княгини). Наполеон идеализирован в сознании Андрея, он считает, что не он должен приспосабливаться к жизни, а жизнь должна быть по нем – он рожден для подвига. Желание славы в случае Андрея это желание жить для других. Небо Аустерлица: Андрей взглянул с тз Вечности, начинает вспоминать о доме и жене, и Наполеон ему уже не интересен. Переоценка в сознании. Возвращается в Лысые Горы, жена умирает. Князь ощущает, насколько он был виноват пере ней, высокомерен и не проявлял сочувствия. Он решает жить для себя одного и своих близких. Когда крестят ребенка он боится, чтоб его не утопили – перегнутая человечность. Настроение меняется после спора Андрея и Пьера. Пьер говорит о Боге и будущей жизни: на Земле все ложь и зо, но в мире космическом есть место правде. Андрей пытается ему возражать, но преображается даже внешне, его взгляд становится лучистым, детским, нежным – особое значение у самого факта общения. Дружеское общение способно вывести человека из тупика.
След этап – НАТАША РОСТОВА.
Узел книги в увлечении Наташи Курагиным. Андрей откладывает свадьбу на год, Наташа увлекается Курагиным. Вроде бы с Анатолием один принцип – «все можно». Но у Наташи это детскость, она человек глубоко нравственный. Для Анатолия это отсутствие нравственных барьеров, это животное удовольствие (Бочаров). В Наташу влюблены несколько мужчин. В ней горит внутренний огонь. Андрей в ситуации треугольника: Пьер уговаривает Андрея простить Наташу (да, я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не могу простить – он простит Наташу только незадолго до смерти). Балконская гордость. Он снова едет в армию. Герой преодолевает индивидуализм, идет к чувству соборности, солдаты звали его «наш князь». Лежит в одной избе с Курагиным, которому отрезают ногу. Приходит к любви к ненавидящему его (христианская любовь). Простая жизнь не дается Андрею – она дается ему со страданием. Трагический герой. Когда он умирает, Марья и Наташа: «Он был слишком хорош для жизни». Смерть Андрея – отречение от жизни людской и переход в жизнь вечную. Для него открываются две формы любви: любовь к Наташе и любовь совершенная Божественная, и рождается ощущение, что князь Андрей уходит домой, в жизнь вечную.

ПЬЕР. Мягкий, увлекающийся – авторские понимания основных начал жизни.
В начале он представлен как иностранец, увлекается няаполеоном и Руссо, но уже в начале видит изнанку жизни. Он незаконный сын Безухова. Ложь принимает за истину. Кульминация светского бездорожья – женитьба на Элен Курагиной. На дуэли он ранит противника, сознавая всю бессмысленность. Увлекался масонством и вел дневник с жестким самоанализом. Попытки сближения с крестьянами. В истории Пьера есть свой космический мотив – это комета накануне 1812. Предвещает катастрофу – это и война, и изменения в личной жизни Пьера. 1812 самая сложная пора в его жизни. Его глазами увидено Бородинское сражение. Этот год открывает ему, что жизнь не бессмысленна, он постигает солдатские слова: всем миром навалиться хотят. Он ощущает свою пассивность на фоне солдат. Жизнеспособность персонажей проверяется мыслью народа. Есть момент очень жесткого кризиса. Переоценка Наполеона: он даже хочет его убить. Во время пожара в Москве он спасает простых людей. Он стал свидетелем расстрела и почти утратил веру в Бога. Что помогает выйти из состояния? В бараке для пленных знакомится с Платоном Каратаевым. Он живет в Боге и пребывает в постоянном доверии к нему. Добрый человек, способный к неизбирательной любви, ощущает себя частью мира, это мистическая душа, ему свойственно веселье духа чувство красоты. Деятельная любовь, лучшие качества русского человека. Вплоть до того, что он почти лишен личных характеристик. Пьера поражают его тепло и ласковость. Платон даже в плену ощущал себя уютно. Средство от депрессии))) Душу человека пленить нельзя – заключает Пьер – все сокровища у меня в душе. У Пьера появляется наслаждение от жизни вообще, чувство целесообразности бытия, переходит в преклонение перед Каратаевским благообразие. Только включив в себя каратаевское начало, Пьер находит свою цельность в жизни. Свобода достигается за счет расширения сознания. Важнейшее событие в его жизни: женится на Наташе Ростовой. Об их союзе говорится по-библейски точно, это утопия семейной жизни по Толстому.

Эпилог с идеями женской эмансипации.

Художественный центр романа – НАТАША РОСТОВА
Важнейшая ее черта – органическая близость к народному духу. Неукротима сила жизненности, талант общения, избыток силы. Сущность ее жизни – любовь, самоотдача и самоотречение. Наташе свойственно истинное понимание жизни – то, что к Андрею и Пьеру приходит как результат исканий. Курагин – необходимость жить каждый момент, а Анатоль был в нее страстно влюблен и очень красив.
Из наивной девочки она в ходе романа превращается в плодовитую самку. Наташе нужен бл муж, муж был дан ей, и муж дал ей семью.

В первом томе основные мотивы молодости и детства, в военной теме – решающий миг, «вот оно. Началось!» - связано с Николаем остовым. Война создает разные формы общности. Для Николая полк – дом. Война аще всего изображается в массовых сценах – не только в военном порядке, но и хаосе. Точка зрения новичка, наивного наблюдателя который впервые оказывается в ситуации участия в войне. Накапливается энергия от ошибок. В роман вводится аллегория: башенные часы истории.

Второй том – общая атмосфера мотива попыток обретения счастья и семьи. Святки – переходная тема. От охоты к театру, от природности к цивилизации. Где природа сама подсказывает форму своего худ проявления. Сцена свят катания через восприятие Николая Ростова, переодетого в старую барыню.
Но нет ни одного удачного союза. Главный узел второго тома – увлечение Наташей Анатолием. К счастью, катастрофа не происходит

Третий том – кульминация всей книги в целом, волна жизни достигает высшей точки – Бородинское сражение и пожар Москвы. Все чувствуют катастрофу. Б сражение дано как потрясение жертвы. Подчеркнуть общее в воюющем народе. Пожар – центр поэтического мифа. То, что казалось катастрофой, оказалось возрождением и победой. Но эпизод не поддается по Т логическому объяснению.

Четвертый том – герои движутся к подлинным союзам. Очень много смертей (старый князь Балконский, князь Андрей).

Общий дискурс по сравнению с АННОЙ КАРЕНИНОЙ

В ВиМ утверждается принцип доверия к жизни, кот уравновешивает противоречия и устанавливает гармонию. Т здесь уподобляется летописцу, кот считал, что исто пред высшим Проведением.

Анна Каренина 1873?
Как радикально поменялся замысел Толстого.
Первый импульс видение: промелькнул обнаженный женский локоть, появился образ женщины, просительно вглядывавшийся в меня грустными глазами. Видение преследовало меня, и чтобы избавиться от него, я должен был искать его воплощения.

Сначала хотел изобразить вульгарную и некрасивую женщину. Хотел написать о женщине из высшего света, потерявшую себя. Мотив пушкинского творчества, старшая дочь Пушкина переменила этот образ.

Анна была примерной матерью и женой. Муж – преуспевающий чиновник, который любит жену и сына, но это «какая-то министерская машина». Она вышла замуж без любви, но горячо любит сына. В муже преобладает рационалистичность. Встретив Вронского, Анна влюбляется с первого взгляда – сказывается жажда жизни и настоящей любви. «Было что-то ужасное, бесовское в ее прелести» - это и взлет любви, и энергия бесовского и отчуждающего. Любовь к миру и переживание жизни по сравнению с ВиМ теряют значение творческого стимула. Начало любви теряет ясность и зияет зовом смерти. Увлеченность Толстого Шопенгауером. В АК появляется ощущение брошенности человека. Это роман трагедия.
В самом начале она запутывается в отношениях со светом и мужем. Природа ее чувства – эгоистическая жертва наслаждений. Она прежде всего любовница, которая любит ласки Вронского. Трагедия еще и в том, что она не может быть с любимым сыном. Толстой материнству придавал огромное значение. В данном случае Т заостряет смысл на невозможности достижении собственного счастья на забвении нравственного закона и несчастья других.

Вронский – блестящий офицер, который ради любви к Анне отказывается от своей карьеры. Но при этом он дилетант во всем, и не может схватить сути характера Анны.
Анна ревнует его ко всем, между ними постоянные ссоры, она страстно в него влюблена.

В процессе развития сюжета 2 пары меняются местами: Анна и Вронский, Китти и Левин. Первая пара вырождается в ревность, а у второй пары духовная близость. Объяснение в любви на уровне телепатии. Когда Долли приезжает к Вронскому, ей кажется, что она наблюдает театр и сама участвует в представлении.
У Вронского наступило пресыщение, он затосковал, а Анну страсть захватила целиком, искажается ее сознание, в финале выражено депрессивное чувство. Принимала морфий.

Сопоставлены разные типы матерей: Анна, Долли (лишена женского счастья, но счастлива в детях, втайне завидовала Анне), Китти.
Анна не любит дочь от Вронского, ее раздражало его желание иметь детей.

Авторская интенция по отношению к Анне:?
Белинкинс «Анна Каренина» Бабаев «Анна Каренина»

Константин Левин – автобиографический персонаж. Глубокие нравственные запросы, близость к природе… принимает крестьянскую трудовую жизнь и сам. Леин становится счастливым мужем и отцом, но не перестает задаваться глобальными вопросами о смысле жизни. Доходит до такого отчаяния, что прячет ружье, чтобы не застрелиться и веревку, чтобы не повеситься. О крестьянине: «Для Бога живет, о душе помнит». Если Анна отходит от народных начал, о Левин, напротив, к ним приближается. Рождение ребенка: через семью и детей личность мужа приблизится к Богу. Обретение мира Левиным обрамляетс «детскими главами». Этот момент соотносится с состоянием Левина, который пытается найти единения с Богом.

Символические мотивы произведения.
Ветловская: мотив скачек. Задача, стоящая перед каждым скачущим неисполнимо: одно желание сменяется другим. Вронский погубил лошадь, но не выиграл скачек.
Мотив театральности. Детские игры и праздная жизнь демонстрируют театральность.
Сон в жизни. Бодрствуя, герои спят. Кошмар Анны снится и Вронскому – предвосхищает трагедию.
Сквозной мотив железной дороги – жестокий путь западно-европейской цивилизации, движимой личным интересом, что по Т враждебно самим основам жизни.

 

После Анны Карениной Толстой переживает кризис.
Пишет «Исповедь» - огромный общественный резонанс. «Со мной случился переворот». Спасительный берег – Бог и вера. Вера есть сила жизни. Т раскаивается в прежней жизни, признавая единственно правильной жизнь трудового народа. Отходит от официальной церковной традиции. Предлагает сделать христианство более жизненным, переводит сам Евангелие, особо выделяет Нагорную проповедь. Новое христианство должно объединить людей. Непротивление злу насилием. Разумное средство борьбы со злом – публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Толстой не считает Христа богочеловеком, но призывает следовать его нравственным заповедям.

80-е гг. «ВЛАСТЬ ТЬМЫ».
Разрушает миф о процветании деревни. Воссоздает страшную картину дикости и варварства. Ассоциациями с Чеховым «Овраги» и «Мужики». Силы добра и зла с народной точки зрения. Власть денег вытесняет власть земли.
Речь о трагедии в одной крестьянской семье. Отец семейства умирает, мертвого его грабят.
Никита Чилигин – «коготок увяз – всей птичке пропасть» - погряз в преступлениях. Но есть зачатки совести. Отец предлагает ему всенародно покаяться.
Почему «Власть Тьмы»? Взято из Евангелия это слова Христа к торговцам (теперь ваше время власть тьмы).

«СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА». 1886.
Перед лицом смерти чудовищно смотрится история жизни человека – все в ней действительное было только оболочкой жизни. Всю жизнь выполнял навязанную оболочк жизни. Самим собой он был только однажды в далеком детстве. Это средний сын чиновника, сделавшего карьеру. Категория срединности – умел достойно держаться в обществе, тянулся к вышестоящим, женился – потому что она одобрялась, но не потому что любил. Будучи судьей наслаждался властью над подследственными. Случай привел к переоценке – однажды он тяжело заболел, и перед смертью понял, что вся жизнь была лишена сколько-нибудь существенных интересов. Всю жизнь до болезни он подавлял в себе человека.
Мотив социального лицемерия. Каждый думает о том, что освобождается место, которое можно было бы занять. Только Герасим (простой мужик) способен понять состояние Ивана Ильича.
Метафора суда: то, что ИИ из судьи превращается в подсудимого.
В повести используется метод двупланового изображения: с точки зрения окружающих и с точки зрения героя. Все привычное теряет смысл и изображается как мнимое.
Тема воскремения: кончена смерть, состоялось возрождение, вся жизн была ложь и смерть.
Ваен мотив ширм и занавесей – закрывался от жизни.
В финале способен увидеть правду и перед смертью вернуться к жизни. Главное – духовное преображение.
Смерть ИИ – это и есть его высший суд. В данном случае мотив испытания смертью. Результат – острейшая социльная критика.
В человеке открывается внутренний потенциал.

«КРЕЙСЕРОВА СОНАТА». Повесть. 1887-1889
Т возвращается к теме любви и брака. В центре повести исповедь ГГ, из ревности убившего жену. Он переосмысляет жизнь и признает, что не видел в жене человека, а смотрел на нее только как на объект наслаждения. Из отношений между людьми ушло все живое и искреннее, все стало определяться ложью и расчетом. Т считает, что самая злая страсть – плотская любовь, превратившая женщину в орудие наслаждения. В семье пучина разврата. Сами по себе семейные узы не достаточны для счастья человека. Женитьба только тогда даст счастье, когда у супругов цель одна. Но у большинства физиологические причины.
Доходит почти до проповеди безбрачия.


Роман «ВОСКРЕСЕНЬЕ». 1899.
Проблематика. Нравственное самосовершенствование и непротивление злу насилию. Полный переход к патриархальному крестьянству. Жизнь крестьян – они предмет, они положительны.
Роман остро публицистичен. Это обозрение энциклопедического характера.
Бахтин. Принципиальная критика всех наличных общественных отношений, изображение душевного дела героев, определение социально-нравственных и религиозных воззрений автора.
Критика всякой социальной условности как таковой. Критический охват действительности очень широк. Идеологический тезис: недопустимость какого-либо суда над человеком. Суд сам по себе есть злая и лживая выдумка людей. Фетишизм, формальности и условности, погребающие человека. Тема кающегося дворянина.
Евангельские мотивы подкрепляют мысль о недопустимости суда и насилия. Человек может воздействовать только на себя. Поиски Царства Божия только внутри нас.

 

ЗАДАНИЕ: анализ любого рассказа Чехова.

26 января 2013

Засиделись в коридоре, на 10 минут опоздали.

Тут продолжали про «Войну и мир» Толстого.
Французы изгнаны, Кутузов умирает с чувством выполненной миссии…
В «Анне Карениной» автобиографичный персонаж Левин обретает смысл жизни. В мыслях Левина соединяется кестьянское «Бог в душе» и космическое ощущение…
В «Воскресенье» персонаж сливается с авторским, а авторское – с сакральным. И переходит в открытую проповедь.

Пьеса 1900 года «Живой труп»
ГГ Федор отторгается от дворянской среды и уходит к цыганам. Слушает пение цыганки, в которую влюблен… почему отторгается? Он выделяет три выбора: служить, наживать деньги, забыться… любовные треугольники. Его жена влюблена в порядочного человека, правда, скучного.
Федор имитирует самоубийство. Это уже было у Чернышевского в «Что делать?». Кардинальное отличие: у Чернышевского герой возвращается под другим именем, а у Толстого…
Федор говорит: Живут три человека: я, он, она, между ними сложные отношения…
Он считает, что в их жизни с Лизой не было игры, изюминки.
Мотив ухода.
Законы света противоречат законам церкви.
Мотив обмана, связанный с мотивом разоблачения.
Честность сделала его изгоем общества.
К пьесе почитать: наш кафедральный учебник, в трех томах.

 

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Основные черты поэтики Чехова.
Ранний Чехов ориентируется на традицию анекдота.
Чехов выстраивает … статус повествователя в его худ мире относителен, герой уходит от прямых авторских оценок.
События проблематизуются: важно не только то, что случилось, н и то, что не случилось. Нет героизма. Чехов сознавал, что в его мире нет места для пафоса и проповеди. Подлинность и полнота бытия – то, что должно стать на их место. Истину ищет обыкновенный человек.
Чехов: моя святая святых – это человеческое тело, ум, здоровье, талант, вдохновение, любовь, и абсолютная свобода от лжи. Это ыла бы моя программа, если бы я был большим художником.
Был ли Чехов верующим? Сейчас склоняются, что да, но устоявшееся мнение, что был позитивистом, и в Бога не верил.
В жизни Чехов видел много отклонений от нормы. Чехов смеется над ненормальностью и странностью персонажей. Страшны те ситуации, когда человек не меняется или деградирует. Редки те ситуации, когда речь идет о восстановлении человека (Скрипка Ротширда).

Чехов начал в начале 80-х, как юморист, активно в журналах «Стрекоза», «Будильник» - короткий рассказ с необычной концовкой. «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника».
У Чехова все передается через художественную деталь, предметы.
Отказ от стереотипа маленького человека
Существенное место в раннем творчестве – юмористическая новелла.
Тема служебной униформы в «Смерти чиновника». Повод (герой чихнул на лысину генерала) несоизмерим с исходом (умер). Но за комедией – трагедия человеческого существования.
«Хамелоен». Поведение Очумелова шаблонно-стереотипное, герой истово придерживается порядка, не им заведенного. Генерал не изображается вообще. Полная зависимость от сильного мира сего героя. Фамилии и прием повтора – комический эффект. Уже в заглавии – оценка.

Мир по шаблону осмысляется Чеховым как особая субстанция. Ни у одного из героев нет права на истину. Автор отказывается быть адвокатом или обвинять героев.
Драма «На охоте». Пародируются предшествующие герои-индивидуалисты. Камышев осознает свои шаблоны и намеренно их меняет. Люди для него – существа, которые играют отведенные им роли. Весь роман Камышева составлен из элементов романов. Героям своего романа он тоже подбирает ассоциации и роли. Чехов отменяет привлекательность зла в герое. С 86 года число юмористических произведений сокращается, Чехов становится серезным, хотя основным жанром остаются рассказы. «Тоска» и «Ванька».
«Тоска» - извозчик теряет сына и ищет, с кем поговорить, и в финале обращается к лошади. Поиск родной души, но установить контакт не могут. Чехов предвосхищает экзистенциалистов и очень остро ставит проблему одиночества.
«Ванька». Существенна тема рождественского чуда. Оперирует к пейзажу. Или трагедия безысходности? Это «на деревню к дедушке». Ванька существует в двух измерениях: прошлое и настоящее. В прошлом все идеально, в настоящем – непосильная работа и злые подмастерья. Читать Берковскую.
«Ведьма». Воссоздается убогая обстановка дома дьяка и дьячихи. Она не удовлетворена жизнью, свои женские надежды она связывает с почтальоном. Дьячок видит в ее глазах огонь и считает ее ведьмой. Параллель между погодой и стремлениями героини.
«Беззащитное существо». Просительница… символ тупоумия и всесокрушающего напора… восходит к кикиморе и злыдне. Она способна достичь любой цели своим жизненным напором. Автохарактеристика «я слабая, беззащитная» комично воспринимается. Психологизм Чехова в виде дискретных обнаружений. Причинные связи эксплицитны не выявлены.
У Чехова всякий этап в жизни героя соотносится с импульсом, идущим извне. Васильеву захотелось, как и всем его товарищам посетить публичный дом. Нестыковка ожидаемого и действительного приводит к рефлексии и припадку. В рассказе – будничная скука домов терпимости. Грех в тупости и обыденности. Полностью отсутствует ореол мученичества. Остается не до конца ясным, что вызвало болезненную реакцию Васильева – проституция или его врожденное психическое заболевание.
«Степь» - двойная задача: передать степь и описать ее глазами взрослого и ребенка. Степь в понимании взрослого одинока, ее красота пропадает даром, а у Егорошки – степные просторы наводят на мысли о былинных героях. Правда, не такое впечатление от людей. Возникают доисторические пласты жизни, связанные с детской памятью. Егорушка страстно хочет вернуться в мир детства. Галерею людей завершает ранодушный жирный лавочник. В процессе сюжета – несоответстви между богатством простора степи и человеческим миром. Все эти люди были с дурным настоящим. Несоответствие между величественной природой и суетными людьми акцентируется у Чехова. Сухих «анализ Чехова»

«Скучная история» ситуация ученого разочаровавшегося в прожитой жизни он болен ожидает смерть анализирует прошлое. Состояние отчаяния и растерянности. Чехов полемизирует с Толстым, который тавит под сомнение современную ситуацию в целом. ГГ Николай Степанович презирает лиш мимшуру научных знаний, но не саму науку. Виня себя, он не винит науку. Определенное состояние души ГГ а также строя жизни (эпоха безвременья). Выясняется, что в его жизни не было общей идеи. ГГ не может удовлетвориться ни одной современной общей идеей. Чехов предпочитает индивидуализировать каждый случай (Толстой генерализирует). Вряд ли может найтись идея, которая удовлетворила бы этого профессора. Физическое угасание сродни угасанию жизни – ГГ сознает, что он был холоден, единственная привязанность – его психологический двойник, воспитанница. Ситуация духовного тупика. Возникает делема, которая остается неразрешенной: толи профессор прозрел, увидя трагизм жизни, толи он жертва депрессии, духовного недуга.

90-е: объективная манера повествования.
Повесть «Дуэль» - конфликт между филологом Лаевским и зоологом фон Кораном.
Зоолог фон Коран очень жестко говорит о Лаевском, что такие слабе, безвольные люди должны быть уничтожены или сосланы на работу. Лаевский – герой рефлексирующего типа, «лишний человек», ставит под сомнение фон Корана: одних он отправил бы на ссылку, других скрутил бы дисциплиной. Окрик мешает зоологу убить Лаевского на дуэли. Дьякон и доктор излучают непосредственное доверие к жизни. Доктор простодушен, тяготеет к добру: если людей топить и вешать, то к черту цивилизацию. Художественно значим смех дьякона указывает на несерьезность спора. Любовная линия «дуэли»: Лаевский приехал со своей женщиной на Кавказ, между ними нарастает отчуждение, она заводит любовников. Но он женится, потому что понимает, что она – единственный близкий ему человек. Он побеждает себя и начинает другую жизнь.
Фон Коран произносит: никто не знает настоящей правды. И подает Лаевскому руку, и даже сожалеет, что не был Лаевскому другом.
Двойственное впечатление.
Концепция фон Корана, основанная на науке, намного уже жизни. Чиать Катаева.

«Анна на шее» - измена себе Анны, ее желание утвердиться в обществе.
«Попрыгунья». Два варианта отношений муж-жен. Дымов проивопоставлен Рядовскому не тлько как медик художникиу, они противоположны в отношении жизни и труда. Дымов много работает, и при этом не счистает себя особым человеком. Лейтмотив художника: «я устал». Героиня стремится окружить себя людьми искусства. Восприятие Рябовского идет через его талант, будущее, карьеру и его внешность. Гоняясь за людьми искусства героиня прозевала свое счастье. У героини после замужества психология незамужней женщины. Сюда же – «Учитель словестности». После свадьы полностью отторгается от семейной жизни. Блаженство семейной жизни стало восприниматься как нечто низшее.

«Душечка». Оленька Племянникоа несколько раз выходила замуж, не имела своего мнения, всякий раз перенимала точку зрения мужа (на жизнь). В начале рассказа автор иронизирует, но в конце видим, что героиня не раздумывая отдаст жизнь за чужого мальчика, в ней открывается энергия чистой любви. Лев Толстой восхищался этим произведением.

!!! «Студент». Иван Великопольский возвращался домой, было холодно, он ощущал голод, вдруг увидел двух крестьянок у костра, пересказал им историю апостола Павла… есть ли прозрение? В конце он говорит, что почувствовал правду и красоту. Тема связи времен. Очень важно, что эти крестьянки могли так воспринять рассказ студента.

«Палата №6». Ситуация идеологического спора. Доктор Рагин считает, что жизнь есть досадная ловушка. Философия бездействия. «Зло не мной придумано». Нет никакой разницей между палатой и кабинетом. Апеллирует к Марку Аврелию, упуская из вида, что он призывал помогать людям. Громов проповедует действие и противление злу. Парадоксы. Герои двойники: оба героя противостоят пошлости окружающих, и не случайно Рагин ходит к Громову в палату для бесед.
Обобщение России эпохи безвременья.

«Мужики» 97 года. В центре повести судьба лакея в московской гостинице Николая – он тяжело заболел и вынужден был вернуться в родную деревню. Он увидел страшное обнищание. Кажется, что у крестьян нет опоры на веру, однако описывается появление в деревне иконы. «Заступница, заступница матушка!». Ольга, жена Николая – верующая, и описывается с большим сочувствием.

«В овраге».
Процесс капитализации в деревне. Жестокая проза, есть ассоциация с «Властью тьмы» Толстого. Тема убийства ребенка. Противоположные героини аксиния (=) и Липа (+). Но Липу прогоняют со двора. Цыбукин разоряется… старик ввязался в авантюру с фальшивми деньгами – значим мотив фальшивых монет.

«Дама с собачкой»
У Гурова было множество романов, и о женщинах он говорил «низшая раса». Его женили рано. Жену свою он не любил, считал неумной, неизящной. Встретив Анну Сергеевну, подумал, что было бы нелишним познакомиться. Продумывал план завоевания женщины. Казалось бы, обыкновенный курортный роман. Должно быть два скандала, но ничего подобного. Дается сцена близости, вскоре герои расстаются, он уезжает в Москву. Обнаруживается, что это была настоящая любовь. Когда в Гурове происходит взрыв: он захотел поделиться своими впечатлениями с чиновником, но получает комментарий: «Вы правы! Осетрина-то с душком!». Гуров отторгается от пошлой жизни, его существование переходит в другой регистр. Он едет в ее город. Чисто чеховская деталь – длинный серый забор с гвоздями, означающий обывательскую жизнь. Он встречается с Анной Сергеевной в театре. Ему уже дела нет до реакции окружающих.
Возвышение героя через любовь. Голова его начинала уже седеть, и он почувствовал сострадание к этой жизни. Сожаление, что чувство пришло слишком поздно. Финал открытый.

«Скрипка Ротшильда». Ключ анализа, три образа: гроб, убытки и скрипка. ГГ гробовщик, Марфа жена, все в одном ряду. Много лет не замечал жену. Яков Бронза – тяжелый и непривлекательный человек. Он даже не помнит, что у него был ребенок. В начале рассказа Яков играл на скрипке. Мысли об убытках постоянно его преследуют. В оркестре сидел Ротшильд, еврей. Скрипка взвизгивала, хрипе контрабас… вначале мы видим неэстетичные звуки скрипки. Потом оказывается, что в Якове был зарыт талант. Первые проблески человечности в нём проявляются, когда заболевает его жена Марфа. Она была рада умирать. Он повез ее в больницу. Марфа вскоре умерла. Когда она умерла, он потрогал гроб, и сказал «хорошая работа». После смерти жены выходит к реке. Ему вспомнился младенчик. Понятие убытков переходит в другой регистр: думает об утерянной жизни и умерших людях. На первый план выходит скрипка, уходит гроб. Звучит прекрасная печальная мелодия. Возникает тема братства. Грандиозная переоценка ценностей. Факт передачи скрипки Ротшильду – Яков беспокоится, что скрипка останется сиротой, знак покаяния и завещания. Теперь скрипка в надежных руках. Редкий случай рассказа о воскресении души человека у Чехова.

«Крыжовник»
Тема подмены цели жизни – почти сатирический план изображения, что редко у Чехова.

«»
Алехин рассуждал по поводу любви – его счастье прошло мимо. К концу рассказа прозрел, понял, что это была ошибка. Считал, что его женитьба будет вглядеть безнравствено.
Синдром разобщения – в одном поезде, но разном купе.

 

ДРАМАТУГИЯ ЧЕХОВА (в мировой литературе он драматург)

Для Ипсона… Гаупмана… Перенос взрывной энергии театрального действия в бытовую сферу. Люди просто обедают, а в это время слагается их счастье или разбиваются жизни.
Время повседневности и есть трагическое время человеческого существования.

Чехов вводит сцены обихода, заполняющие целый отрезок житейской хроники. Пьесы специфичны по жанру. В них есть черты бытовой драмы. События проблематизируются. Зачастую значимые события оказываются на периферии действия. Повышается значение внутреннего сюжета, связанного с психологией персонажей («подводное течение»). Несовпадение внешнего событийного плана и внутреннего состояния персонажей. Борьба действующих лиц, сшибка характеров утрачивает свою прежнюю организующую роль. Не противопоставление волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях. Виноваты не отдельные люди, а имеющиеся сложения жизни в целом. Чехов отказывается от традиционной структуры. Внешнее действие значительно ослаблено, внутреннее интенсивно. Характерна тенденция символизации действительности. Пространство драматургии обретает почти романную широту. Реплики часто связаны ассоциативно, душевные состояния выявяются на фоне обычной жизни, с помощью подтекста. Пьесы в полутонах – диалог сдержанный, проявления страстей мало, борьбы идей вообще нет, зато какая мощная способность вызывать образы.

ЧАЙКА 1896

Запутанность отношений через призму искусства. 4 героя, 2 поколения.
Старшие: писатель Тригорин, актриса Аркадина
Младшие: Константин Треплев ищет новых форм в искусстве, хочет стать писателем, Нина хочет стать актрисой.

Объединяющая героев черта – их увлеченность искусством и литературой – герои воплощают сюжеты и разыгрывают их. Каждая ситуация может вылиться в самостоятельную драму.

Аркаина самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость. Ревнива к чужой славе, бесспорно талантлива и умна. Ее ын называет ее «психологический курез». Актриса с шиком на великосветские роли. Умеет вять площадку. Стремится выглядеть моложаво, держит себя в тонусе. Впереди переход на возрастные роли. Превратила свою жизнь в постоянную борьбу со временем, ворующем ее молодость. Укоренена профессии. Аркадская идилия – развлекательный репертуар героини. Богата, но скупа. Нежные руки, но жестока. Любовник – Тригорин. Его линия снижена, это мастеровой литературы. Профессионал, который выуживает из жизни слова и фразы, запирая их в кладовую литературы. Он свободен от самообольщения своей писательской деятельности. В личной жизни проявляется безвольным и слабым человеком. Подан прежде всего как писатель. Писание повестей – привычка, живого взаимообмена с жизнью нет. Усталый скептик.

Треплев (младшее поколение). Жажда самоутверждения. «Трепать нервы» + «трепел» - птица. Противопоставлен взглядам Аркадиной и Тригорина, ищет новых форм. Страстно влюблен в Нину Заречную, но оказыается безответно. Она полюбила Тригорина. Треплв живет в двух мирах: ирл и в мире космическом. Слова о мировой душе должны потрясти и изменить живущих рядом людей. Спектакль Треплева провалился – это предвосхищает его драматический финал (попытки самоубийства, самоубийство). Чехов предугадал многие черты человека новейшего времени. Отсутствие опо, метание между «Я» жизненным и художественным.

Нина, «Психея», душа творчествва Треплева – теряя ее, он больше не может писать. Он стремился вырваться из своего одиночества, но все попытки кончаются неудачей и сканалом. Эмоц.лейт-мотив Нины – жажда свободы и простора. Тема пути и самоопределения.

Выясняется, что мечты о славе были иллюзорны, они разбиваются самим ходом жизни.

Нина вырабатывает правило: умение нести свой крест и веру.
Состоялась ли Нина как актриса или нет? По крайней мере, она на пути. Речь о взлетевшей чайке, а не погубленной. Она проходит пут от увлечения театром до ясного отчета перед собой как и зачем она должна играть. Изменилась ее позиция в жизни, не изменилась любовь. Нина ничего не вычеркивает из прошлого, все перетекает в ее искусство. Духовное родство с тургеневскими скитальцами.

Трагедия треплева в том, что у него не хватает сил идти тем же путем, что и Нина, преодолевая провалы и неудачи. Видимо, он пишет не т, о чем искал. Разочаровывается в том, о чем писал. Иллюзорные представления молодости. В итоге стали понятнее тайны искусства. Пишет потому, что это льется из его души.

Жизнь, смеющаяся на людьми. Цепочка безответных любовий.

Проблематизируется проблема суда над героями. Ничье слово их не…

Иезувитова «Анализ драматического произведения» образ чайки восходит к народным представлениям о душе…

Форена «Семиотика чеховской Чайки»

 

ДЯДЯ ВАНЯ и ТРИ СЕСТРЫ

ДЯДЯ ВАНЯ
Фабула. Когда-то дядя Вани ради сестры отказался от доли наследства, потом выкупил имение и всю жизнь посвятил служению профессору. С выходом профессора в отставку, жизнь дяди Вани выбилась из колеи. Продажа поместья… всю жизнь служи ложному кумиру… если бы жил нормально, тогда бы из меня вышел… Пытается убить профессора. Не попал. Душевная глухота профессора. Личность дяди Вани не приняла им во внимание. Профессор не виноват, что дядя Ваня сделал из него кумира (Белинкис). Ситуация осложняется тем, что дядя ваня влюблен в молодую жену профессора, ею увлекается и… так, пошли безответные влюбленности.
Финал – возвращаются к будничным подсчетам. Разные интерпретации: чувство долга по отношению к ближним или мелочность итогов его жизни. Соня: небо в алмазах – попытка защититься от жизни, заслониться от действительности.

ТРИ СЕСТРЫ
Ужасно трудно было писать «Трех сестер»: 3 генеральские дочки, трудно индивидуализировать. Жизнь в отрывках, случайностях. Острое чувство текучести жизни, которая складывается помимо воли сестер, и протекает мнимо. Лейтмотив – уехать в Москву. Квартира с массой цветов и света.
Постепенное оскудение радостей жизни, нарастание ощущения досадной неполноты бытия.
Усталость от жизни старшей сестры, которая была духовным остовом.
Вершинин – кажущаяся надежда на счастье.
Младшая мечтает о труде, мечтает стать учительницей… выходит за нелюбимого: выходят замуж не по любви, а чтоб исполнить свой долг. На дуэли он погибает, так что даже такая мечта остается неосуществленной.

ВИШНЕВЫЙ САД
Уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, новые силы…
Историко-социальный конфликт. Акт исторического возмездия в отношении крепостных, которых не пскали дальше передней…
Социальная разница не акцентируется. Лопахин даже предлагает план экономического развития… дачи в аренду. «Это пошло!» - аспект нравствено-философский, связанный с темой памяти, связи времен. У Лопахина ее нет. Он мыслит в жестко ограниченных пределах думает лишь о материальном благосостоянии. Нигаев и его сестра не могут быть причастны к уничтожении прекрасного места даже при разорении.
Михновец писала в учебнике. Нравственно-псих аспект: противоречия между объективным ходом истории и субъективными впечатлениями героев. Раневская на грани разорения, но раздает золотые.
нравств-этический торжествует Лопахинский напор: он хозяин, и приглашает выпить шампанского, но никто не хочет – несостоявшееся объяснение. Считают, что он не способен любить. Он человек дела, ему не до личной жизни.

Раневская. Мотив неразрывного родства с домом и садом. Ворая тема – телеграмма из Парижа.

Угаев: сосет леденец. Бильярдная философия. Попытка уйти в мир игры. Легкомысленность. Непрактичность.

Епиходов. 22 несчастья.

Семеонов пищик. Постоянно занимает деньги. Исключение из правила, его ожидают деньги.

Шартота гувернантка, показывает фокусы. Скрыта драма одинокой жизни. Проблема самоидентификации, «откуда я?».

Трофимов вечный студент, облезлый барин.

Перспективы персонаже пьесы. Удручающие перспективы… (допиши из текста)
За суетой забыли Человека.


Задает Три сестры и Вишневый сад.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
День девятый. 9.01.2016. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.