Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление конфликтами в организации. 1. Понятие конфликта, конфликтогенов






1. Понятие конфликта, конфликтогенов. Негативные и позитивные функции конфликта.

2. Причины и факторы, приводящие к конфликту.

3. Виды конфликтов и стадии его развития.

4. Методы управления конфликтами.

1. Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лица­ми или группами. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает по­мимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).

К наиболее важным негативным проявлениям (функциям) конфликта относят:

- ухудшение социально-психологического климата в конфликтной группе, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

- неадекватное, социально неоправданное восприятие конфликтующими сторонами друг друга, а также непонимание их коренных интересов;
- снижение активности сотрудничества конфликтантов во время конфликта и после него;

- создаются виртуальные, мнимые проблемы в отношениях и взаимодействии конфликтантов, формируется дух конфронтации и противоборства в ущерб эффективному решению реальных проблем и преодолению разногласий; - возрастают материальные, эмоциональные, системные затраты процесса достижения результатов и целей деятельности организации.

Можно выделить еще ряд негативных моментов, определяемых конфликтностью, однако, наряду с ними существуют другие, полярно иные позитивные проявления (функции) конфликтов. С позиции позитивного значения конфликт может обусловливать такие явления в социальной системе, к которым можно отнести следующие:

- конфликт исключает возможность стагнации системы, он стимулирует ее к изменению и развитию, инновационным преобразованиям и усовершенствованиям;

- определяет активную информационную и коммуникативную функцию, поскольку в ситуации конфликта конфликтанты стремятся лучше узнать друг друга;

- конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;

- стимулирует предприимчивость и творчество конфликтантов, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости; - усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;

- создает ситуацию снижения напряженности, субъективного облегчения и объективного снижения ситуативной неопределенности, что является внутренним стимулом производительного взаимодействия;

- кроме того, конфликт выполняет диагностическую функцию, показывая реальную картину отношений между членами группы.

Поэтому, иногда, управленцу полезно спровоцировать управляемый конструктивный конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять истинное состояние дел в группе, а также активизировать внутригрупповое взаимодействие и социальную дифференциацию.

 

2 Причины конфликтов достаточно разнообразны: ограни­ченность ресурсов, подлежащих распределению; информация, известная одной стороне и неприемлемая другой; различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования; неправильное распределение ответственности и т.д.

Уточним причины с учетом специфики межгрупповых конфликтов.

Взаимозависимость задач- возможность К. существует везде, когда один человек зависит от другого в выполнении задач. Например, директор книготоргового предприятия может объяснить низкий уровень продаж книжной продукции пассивностью в работе маркетингового отдела. Руководитель маркетинговой службы может винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение.

Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать различным уровнем квалификации. Работники с высокой квалификации недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимодействие при неравных возможностях приводит к К.

Различия в целях – при увеличении организации и делении ее на специализированные подразделения, цели деятельности каждого различны. Например, отдел сбыта настаивает на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса; при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Или же цели работы некоторых работников не совпадают с целями других.

Различия в способах достижения целей – разные взгляды на достижение целей у руководителей и исполнителей при отсутствии противоречивых взглядов.

Система оценки и вознаграждения — система вознаграж­дения результативности построена на оценке каждой отдель­ной группы, а не всей организации в целом, что вызывает со­перничество, различные предпочтения, несовпадение восприя­тия целей деятельности, значимости вкладов каждой из групп.

Ограниченность ресурсов — реализация целей одной группы при использовании одних и тех же ресурсов ущем­ляет возможности другой группы.

Различные временные горизонты, — недостаток вре­мени на выполнение задания у одной группы не влияет на перенос срока получения результата, что при последова­тельной зависимости может привести к срыву выполнения всего задания. Неоднозначное восприятие одних и тех же событий различными группами в силу существующих норм, стереотипов могут способствовать перерастанию незначи­тельных противоречий в конфликтные ситуации.

Неудовлетворительные коммуникации – неполная или неточная информация, или ее отсутствие.

Несоответствие статуса — группы с одним стату­сом в рамках организации могут негативно воспринимать участников других групп с меньшим, по их мнению, стату­сом. Проявление снобизма, высокомерия воспринимается другими как угроза собственному положению.

Различия в психологических особенностях – психологическая несовместимость людей в силу разного темперамента, характеров, потребностей, привычек и т.д.

 

3. Рассмотрим виды конфликтов.

Существуют 3 основных вида конфликтов:

- внутриличностный;

- межличностный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.