Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества руководителя. Общие Специфические Личные Профессиональные Деловые Высокие моральные стандарты Профессиональная компетентность






 

Общие Специфические
Личные Профессиональные Деловые
Высокие моральные стандарты Профессиональная компетентность Организационные способности
Физическое и психологическое здоровье Эрудиция, широта взглядов Честолюбие, власт­ность, завышенный уровень притязаний
Внутренняя культура Стремление к совершенствованию, приобретению новых знаний Решительность, напористость, смелость, бескомпро­миссность, воля, настойчивость
Отзывчивость, заботливость, благо­желательное отношение к людям Поиск новых форм и методов работы Контактность, коммуникабельность
Оптимизм Умение планировать свою работу Высокий уровень самоконтроля
    Рискованность
    Стремление к новому

 

 

Руководство - деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающая достижение целей организации (подразделения).

Оно включает постановку задач, координацию, мотивацию и т. п.

Успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации.

Отношения, возникающие в связи с руководством, имеют два аспекта - функциональный и личностный.

Функциональные отношения существуют между представителями должностей и являются изначально формальными.

Личностные отношения возникают между конкретными людьми. В современной практике управления они становятся преобладающими.

Лидер

Лидер – человек, эффективно осуществляющий руководство группой.

Лидерство – искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, целями организации, отдела).

Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций.

Администраторы и лидеры различаются:

 

  Администратор Лидер
Подходом к решению проблем Большей частью ждут указаний «сверху» и беспрекословно их выполняют Главная задача администратора - какими способами достигать поставленные другими цели, организовать и направлять работу подчиненных согласно планам Обладают четким собственным видением будущего и путей движения к нему. Главная задача лидера определить, что делать
Характером действий Администраторы строят их на основе четкой регламентации, предписаний, правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу, предоставляют последователям свободу действий
Основой власти Администраторам люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или рассчитывая на дополнительное вознаграждение За лидерами следуют добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того, что они делают, к чему призывают, не рассчитывая на какие-то особые награды

 

Инструментальный лидер увлекает людей на решение тех или иных важных для организации проблем.

Эмоциональный лидер - обычно наиболее уважаемый человек, которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях.

В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, помочь).

В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам.

Но в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

 

Лидер влияет на людей двояко:

Ø личным авторитетом — члены группы признают преимущества лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.;

Ø личными качествами — человечность, обходительность, справедливое отношение к людям и т.п.

 

В реальной жизни все это проявляется как добровольное признание исключительности лидера.

Существуют четыре модели восприятия такого лидера окружающими.

1. «Один из нас» — предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает; жизнь приносит ему и удачу, и неприятности.

2. «Лучший из нас» — имеется в виду, что лидер является примером для всей группы и как человек, и как профессионал. Подчиненные стремятся подражать такому лидеру.

3. «Воплощение добродетели» — считается, что лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.

4. «Оправдание ожиданий» — предполагается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. лидер всегда должен быть верен своему слову и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой.

Власть лидера основывается также на:

- хорошем знании подчиненных;

- умении поставить себя на их место, понять их стремления;

- способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные перспективы и последствия тех или иных действий;

- понимании психологических особенностей окружающих (партнеров, руководителей, подчиненных) и умелом их использовании в официальных и неофициальных контактах;

- возможности увлекать людей, вселять в них уверенность, вести за собой;

- гибкости, настойчивости, упорстве;

- обширных знаниях, эрудиции и многом другом.

Чтобы стать лидером, нужно личное желание занять высокий пост и соответственно готовность брать на себя нелегкие обязанности, ответственность, риск.

Стиль руководства – совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных.

Он определяется:

Ø характером деятельности организации,

Ø культурой, системой ценностей,

Ø позициями менеджеров,

Ø особенностями самих исполнителей,

Ø ситуациями.

 

Систематическое изучение учеными проблемы лидерства было предпринято с начала 1930-х гг.

В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впе­чатляющая внешность, уверенность в себе, честность и пр.). Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер ит. п., явно не отвечавшие многим пере­численным требованиям.

Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, со­гласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окру­жающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о су­ществовании некоего оптимального стиля руководства, с помо­щью которого можно решить все управленческие проблемы, и не­обходимости его поиска.

Личные качества и стиль руководства являются важ­ными условиями успеха, но более поздние исследования убеди­тельно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуа­ционные факторы, включающие в себя и личные качества испол­нителей, ихарактер работы, особенности внешней среды и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.