Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования. Применение социометрического метода требует разъяснения общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов






Применение социометрического метода требует разъяснения общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов. Ряд авторов помещает социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент.[1; 90]

Такая точка зрения особенно распространена среди социологов. Вместе с тем, по технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса. Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть, возможно, применение различных методик социометрического исследования. Методикой обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Хотя существует множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, которая заключается в следующем определении. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.[15; 112]

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: [9; 20]

- измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

- выявление " социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается " лидер" группы и " отвергнутый";

- обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.[ 20; 116]

Для того, чтобы не допустить ошибок в социометрическом исследовании необходимым является выполнение следующих правил:

· формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;

· четко очерченные границы группы;

· наличие опыта совместной деятельности;

· критерии должны быть существенны для данной группы;

· опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;

· выбор члены группы должны производить самостоятельно

Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов. 1) Подготовительная фаза.

Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Также необходимо определить цели этого исследования. Целью может стать выявление лидеров, изучение сплоченности коллектива или обнаружение микрогрупп внутри коллектива. 2) Первая фаза.

Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Эти вопросы могут быть как формальными, так и неформальными.[9; 27]

Формальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сфере той деятельности, которой занимается данный коллектив. Например: «С кем из ваших сотрудников вы бы хотели вместе выполнить то или иное задание или «Кого из вашего коллектива вы хотели бы видеть начальником отдела?»

Неформальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сферах, не связанных напрямую с трудовой деятельностью данного коллектива. Например: «Кого из членов вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?». Вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме. В первом случае можно получить картину предпочтительных выборов, а во втором – наоборот, выявите тех сотрудников, которые отвергаются данным человеком.

3) Вторая фаза.

Проведение социометрического опроса включает в себя: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цель опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее излагается информация о том, как заполнять карточку, есть или нет ограничения на выбор. На карточке должны быть следующие разделы: вопросы и сделанные выборы. Эта процедура проводится в двух формах.

А) Непараметрическая процедура.

При непараметрической процедуре количество выборов, которые должен сделать каждый участник ограничено только количеством членов группы. Так, если в коллективе работают, например, 10 человек, каждый может выбрать по девять человек, поскольку себя самого он выбирать не имеет права.

Соответственно, каждый член коллектива может, в свою очередь, получить по девять выборов. Непараметрическая форма «социометрии» позволяет рассмотреть и проанализировать все многообразие межличностнх связей в коллективе. Но ее применение не всегда возможно: в больших коллективах количество полученных взаимосвязей будет настолько велико, что проанализировать их без применения вычислительной техники будет довольно трудно. Именно поэтому непараметрическая форма социометрического исследования применяется, как правило, в группах, не превышающих по численности 15 человек.

Б)Параметрическая процедура характеризуется ограниченным числом выборов. Количество ограничений называется «социометрическим ограничением».

Оно может быть различным, в зависимости от численности группы и некоторых других факторов. Введение лимита выборов облегчает статистическую обработку данных, которых в данном случае значительно меньше, и повышает надежность полученных результатов, поскольку снижает вероятность получения случайных выборов. Ограниченное количество выборов заставляет опрашиваемых более серьезно относится к своим ответам, более ответственно оценивать своих коллег и выбирать среди них действительно тех, кто соответствует поставленным критериям. Но и параметрическая процедура при всех достоинствах имеет и некоторые недостатки, а именно – невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в коллективе. Будет получена только картина наиболее типичных взаимосвязей, многие межличностные связи в этом случае оказываются за пределами полученных данных.

4) Фазаобработки.

Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

5) Завершающая фаза.

Эта фаза подразумевает п олучение выводов исследования и по необходимости рекомендаций.

Можно сказать, что методика проведения социометрического исследования заключается в четком установлении процедуры социометрического исследования, которое включает в себя 5 фаз. Каждая фаза определяет последовательность действий исследователя. Это необходимо для того, чтобы исключить возможные ошибки и, получив и интерпретировав объективные данные, дать четкие выводы исследования и грамотные рекомендации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.