Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекций учебной дисциплины






 

Б3.Б.8 - Стратегический менеджмент

 

Направление подготовки – Менеджмент

 

Профиль Управление малым бизнесом

 

Курс________ 4 ________

Форма обучения ____ очная. заочная ____

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: ___ 144 ___ часов

____ 4 ___ зачетных единицы

 


 

1. Практикум составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины Б3.Б.8. Стратегический менеджмент по направлению - Менеджмент.

 

 

2. Разработчик

_____ Ст. преподаватель ___ __ менеджмента и социологии ___ _________________ __ Е.В. Баженова __

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

 

___________________________ ___________________________ ___________________ ________________________

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

 

 

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры менеджмента и социологии

 

___ 29.08.2014 ____________________ протокол № _____ 1 ______

(дата)

 

И.о. зав. кафедрой_______________________ ___________ Р.Н. Ибрагимов ____________________

(подпись) (ФИО)

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Лекция 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности………………………………………………………………………………...4

1.1.Структура производства и основные экономические виды деятельности в экономике России…………………………………………………………………………………………….4

1.2.Сценарии развития промышленного комплекса России и соответствующие системы приоритетов…………………………………………………………………………...................6

Лекция 2. Понятие стратегии организации. Предпосылки и этапы развития стратегического подхода к управлению……………………………………………...............10

2.1.Понятие стратегии организации. Принципы современного стратегического подхода………………………………………………………………………………………….10

2.2.Предпосылки возникновения и этапы становления стратегического менеджмента……………………………………………………………………………………12

Лекция 3. Основные составляющие стратегического менеджмента……………..................15

3.1.Сущность стратегического менеджмента………………………………………………...15

3.2.Процесс стратегического менеджмента…………………………………………………..16

Лекция 4. Анализ конкурентных преимуществ фирмы……………………………...............18

4.1.Понятие конкурентного преимущества. Теории конкурентоспособности…………….20

4.2.Конкурентный анализ (пятифакторная модель М. Портера)…………………………....22

Лекция 5. Анализ стратегического потенциала фирмы……………………………………...25

5.1.Анализ макросреды организации………………………………………………………....25

5.2.Анализ микросреды организации…………………………………………………………26

5.3.Анализ привлекательности стратегических зон хозяйствования……………………….28

Лекция 6. Методология стратегического анализа……………………………........................31

6.1.Процесс стратегического анализа среды…………………………………………………31

6.2.Методы стратегического анализа…………………………………………………………33

6.2.1.Метод анализа «Матрица SWOT»………………………………………………………33

6.2.2.Методики портфельного анализа……………………………………………………….35

6.2.3.Методика отраслевого анализа………………………………………………………….40

Лекция 7. Целеполагание в стратегическом менеджменте………………………………….43

7.1.Формулирование миссии организации…………………………………………………...43

7.2.Создание сбалансированной системы целей и задач……………………………………45

Лекция 8. Стратегические альтернативы ……………………………………………………..46

8.1.Уровни планирования стратегии………………………………………………………….46

8.2.Базовые конкурентные стратегии…………………………………………………………48

Лекция 9. Функциональные стратегии…………………………………..................................52

1.1. Стратегия маркетинга……………………………………………………………………...52

1.2. Стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли…………….55

Лекция 10. Стратегия и оргструктура. Проектирование систем управления………………58

10.1. Проектирование систем управления…………………………………………………….58

10.2. Управление стратегическими изменениями. Приведение организационной структуры в соответствие с деловой стратегией………………………………………………………….60

Лекция 11. Потенциал организации как основа реализации стратегии………….................64

11.1. Внутрифирменная диагностика………………………………………………………….64

11.2. Изменение внутрифирменного потенциала в стратегических целях…………………67

Заключение……………………………………………………………………………………...69

Библиографический список……………………………………………………………………70

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерная черта современного менеджмента организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии динамично меняющимися условиями внешнего окружения.

Особенно актуальным и инновационным стратегический подход является сегодня для среднего и малого бизнеса. Обозначенная специфика и явилась центральным звеном данного учебного пособия

Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью фирмы. Практика показывает, что лишь небольшой процент существующих фирм разрабатывает стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

По мнению аналитиков, в настоящий момент в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится в процессе становления. Можно считать, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии тормозит развитие организаций. Бедственное положение большинства потенциальных банкротов объясняется неудовлетворительной системой управления: при 100%-ном решении задач производственной политики и обеспечения производства решаются всего 25% задач инновационной политики, столько же по информационному обеспечению и только 12% - по планированию стратегии.

Стратегический менеджмент как «управленческая» дисциплина связан с изучением стратегических задач и их решением. Область стратегических решений достаточно велика: это выбор направления развития организации и достижение конкурентного преимущества, партнеров и организационных форм партнерства, а также решение других стратегических задач, необходимых для осуществления миссии организации и ее целей. Необходимость принятия стратегических решений возникает в связи с тем, что стратегический характер приобретают и ресурсы, их логистика, функции структурных звеньев, бизнес-процессы.

Особенностью и одновременно сложностью при изучении данного курса является то, что стратегическое управление строится не на рутинных процедурах, а на творческом подходе: теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач и не дает унифицированных рецептов. Иными словами, теория описывает инструменты стратегического менеджмента, с помощью которых можно добиться успеха, т.е. дает представление об аналитических процессах, методах, способах, приемах, процедурах и их комбинациях, позволяющих достичь эффективных результатов. Сам же выбор «инструмента» должен быть увязан с конкретной ситуацией и в большей степени является творческим процессом.

 

 

Лекция 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

План

1.3. Структура производства и основные экономические виды деятельности в экономике России

1.4. Сценарии развития промышленного комплекса России и соответствующие системы приоритетов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.