Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика сферы реализации подпрограммы. Повышение качества системы здравоохранения в настоящее время является одним из главных приоритетов общества и государства






 

Повышение качества системы здравоохранения в настоящее время является одним из главных приоритетов общества и государства. Наряду с достойным уровнем оплаты труда, оптимальными природными условиями и демократическими свободами качественное и доступное здравоохранение является важным критерием при выборе гражданами места жительства, одним из условий стабилизации в обществе, наличия перспективы развития страны.

Современное качественное доступное здравоохранение – одно из условий развития общества и государства. Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений, однако в первую очередь определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов.

Уже сегодня предприняты активные меры по формированию будущего кадрового потенциала системы здравоохранения, обладающего необходимыми способностями к освоению новых технологий с учетом постоянного развития медико-биологических и фармацевтических наук.

Так, существенное развитие получила система профессионального образования медицинских и фармацевтических работников за счет увеличения доли практической подготовки обучающихся в общем объеме программы обучения, что на додипломном этапе позволит подготовить специалиста, способного непосредственно после окончания среднего или высшего учебного заведения приступить к профессиональной деятельности, а на последипломном этапе – качественно повысить уровень приобретаемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков.

Одновременно с целью стимулирования притока молодых специалистов в государственную систему здравоохранения предприняты меры по повышению уровня заработной платы, внедрению системы дополнительных выплат медицинским и фармацевтическим работникам, в том числе трудоустроившимся на селе.

Вместе с тем для обеспечения достижения максимального эффекта от уже предпринятых действий в сфере кадрового обеспечения отрасли необходима концентрация государственного участия в решении существенных проблем здравоохранения.

1. Наличие дефицита специалистов со средним и высшим медицинским образованием по отдельным медицинским специальностям.

На 31.12.2012 в учреждениях здравоохранения Амурской области работают 4036 врачей и 8619 средних медицинских работников, из них в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения области, – 3747 и 8439 соответственно.

Показатель обеспеченности врачебными кадрами в отчетном году несколько снизился и составил 48, 3 на 10 тыс. населения (2011 год – 52, 8, по Российской Федерации – 44, 0; по Дальневосточному федеральному округу – 46, 7). Обеспеченность населения средним медицинским персоналом осталась на уровне прошлого года и составила 105, 2 специалиста на 10 тыс. жителей (105, 5 специалиста – 2011 год).

Средне-областные показатели обеспеченности врачами, средним медперсоналом сложились достаточно высокими за счет кадров областных учреждений, в которых работает третья часть врачей (1218 чел.) и четвертая часть среднего медперсонала (2060 чел.).

Следует отметить, что в целом по территории области высок удельный вес квалифицированных специалистов, имеющих аттестационные категории: врачи – 58, 7%, средний медперсонал – 60, 0%. В учреждениях здравоохранения городских округов и муниципальных районов работают 36, 3% врачей высшей, 45, 8% - первой и 17, 9% – второй квалификационной категории, сертификат специалиста имеют 95, 6%. В областных государственных учреждениях здравоохранения аттестовано 71, 4% врачей, из них 61, 1% на высшую категорию, 94, 3% имеют сертификат специалиста.

Укомплектованность врачебных должностей (занятость) в 2012 году по области составила 89, 8%, а укомплектованность физическими лицами – 58%, дефицит врачебных кадров составил 42%. Наименее укомплектованы должности врачебного персонала физическими лицами были в Шимановском районе (42, 1%) при занятости должностей 78, 9%, в Сковородинском районе (42, 9%) при занятости 62, 0% и Магдагачинском районе (46, 2%) при занятости 81, 8%.

Коэффициенты совместительства врачей и среднего медперсонала оставались стабильными в течение последних лет: 1, 4 – 1, 5 и 1, 3 соответственно. Самый высокий коэффициент совместительства отмечался в Шимановском (1, 88) и Магдагачинском (1, 77) районах, по остальным городам и районам показатель колебался от 1, 08 (Углегорск) до 1, 74 (г. Тында). Высок коэффициент совместительства и по отдельным врачебным специальностям: кардиологи – 1, 73; анестезиологи – 1, 63; хирурги – 1, 59.

Дефицит врачей в Амурской области составляет более 1700 человек, средних медицинских работников более 2 000 человек.

Дефицит медицинских кадров как врачей, так и средних медицинских работников отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи Амурской области.

Отмечается дефицит врачей-специалистов в учреждениях здравоохранения области: акушер-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, кардиологов, педиатров, неврологов, по лечебной физкультуре и спортивной медицине, стоматологов, травматологов-ортопедов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов.

Высокий дефицит врачей-хирургов имеется как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях Амурской области.

Кроме этого, отмечается дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов.

Данный факт свидетельствует о выраженном дисбалансе в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи с нарастающим дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения области.

Кроме того, доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии (независимо от ее вида), составляет 11, 8%, а с учетом лиц «предпенсионного» возраста доходит до 28, 7%, что свидетельствует об имеющейся тенденции старения кадрового потенциала отрасли и возможном нарастании имеющегося дефицита медицинских кадров.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить врачами на 10 тысяч населения до 41, 0 специалиста к 2020 году.

2. Недостаточный уровень соотношения врачей и средних медицинских работников (в настоящее время в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения области, работают 3747 врачей и 8439 средних медицинских работников, уровень соотношения составляет 1 к 2, 25).

В настоящее время дефицит средних медицинских работников в медицинских организациях Амурской области сформировался наряду с низким уровнем заработной платы, недостаточностью мер социальной поддержки и невозможностью покрытия потребности в специалистах с учетом естественных и миграционных причин их оттока.

Обеспечение реализации данного мероприятия позволит обеспечить достижение к 2020 году уровня соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1 к 3.

3. Низкий уровень эффективности закрепления медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения.

Одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие на сбалансированность кадровой политики, является различный уровень материальной обеспеченности медицинских работников, в том числе с учетом территориального признака, что предопределяет необходимость обеспечения медицинских работников государственного сектора здравоохранения конкурентным уровнем заработной платы.

Так, по данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения за 2012 г. в Амурской области составила 19 565 рублей (76, 8 % от средней заработной платы по Российской Федерации). При этом среднемесячная заработная плата работников в учреждениях здравоохранения муниципальной формы собственности составила 19 050 рублей (74, 8 % от средней заработной платы по Российской Федерации).

Требует особого внимания организация работы по формированию мотивации молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в государственной системе здравоохранения и постоянному профессиональному совершенствованию.

Обязательным условием эффективного функционирования системы здравоохранения на территории Амурской области является закрепление подготовленных кадров на рабочих местах с учетом потребности учреждений здравоохранения в конкретных специалистах, обеспечение их высокого социального статуса и благополучия.

С 2010 года организована работа по оформлению договорных отношений с направляемыми на обучение гражданами о целевом обучении, предусматривающих материальную ответственность выпускников за отказ от трудоустройства в соответствии с направлением к месту работы.

В связи с этим в рамках реализации подпрограммы планируется привлечение молодых специалистов в отрасль, подготовка которых осуществлялась в рамках целевого обучения, и сохранение имеющегося кадрового потенциала за счет повышения престижа профессии и мотиваций для занятия ими профессиональной деятельностью.

Наряду с указанными мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в отрасль и сохранению имеющихся кадров, острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.

Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.

Мероприятиями подпрограммы предусмотрено поэтапное повышение к 2018 году заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, до 200% средней заработной платы в регионе, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского (фармацевтического) персонала – до 100% средней заработной платы в регионе.

Одновременно с мероприятиями по повышению уровня материальной обеспеченности работников отрасли планируется продолжить просветительскую работу в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения с активным привлечением средств массовой информации для формирования позитивного образа современного медицинского работника.

Будет продолжена практика проведения ежегодных конкурсов среди работников здравоохранения, медицинских и фармацевтических организаций, позволяющих оценить наиболее значимые достижения и выявить перспективные проекты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.