Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сахасрара и ее субмодальности






Сахасрарная модальность ставит объект в центр мира — в субъективном понимании протагониста.

Сахасрарная субмодальность дает намек на то, что объект находится в центре мира, или так или иначе связан с этим центром:

— Я работаю (значительно; поднимая палец вверх) в аппарате президента. ман (сах)

— Верно, на то Божья воля. анах (сах)

Сахасрарно-муладхарная модальность возникает при односложном (или сильно акцентированном) обозначении центра внимания протагониста — при условии, что его внимание достаточно (на его текущий взгляд) широко:

— Кто лучший в мире певец?

— (с придыханием) Эминем. сах (мул)

— А это кто?

— (тихо, с восторгом) Сам мэтр! сах (мул)

Муладхарная модальность может быть выражена стилистически —например, резким жестом или интонацией:

— Подойди ко мне, единственный мой! (мгновенным движением обнимает партнера) сах (мул)

— Да они все передо мной — (презрительно) тьфу! сах (мул)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-муладхарные трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в сахасрарно-муладхарной модальности.

1. — Что, на нем свет клином сошелся, твоем Велизаре?

2. — А как ты меня ценишь, Адриан?

3. — Кто главный человек на Земле?

4. — Почему ты меня презираешь, Елдана?

5. — Кто вам нужен у нас на фирме?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в сахасрарно-муладхарной модальности.

1. Восхищение искреннее своей куклой, совершившей добродетельный поступок.

2. Отповедь попугаю, потерявшему совесть окончательно.

3. Уверенность в своем превосходстве над любым врагом.

4. Тост за директора фирмы.

5. Прощание с любимой.

Сахасрарно-свадхистханная модальность типична для обозначения центра субъективного мира протагониста с помощью эпитетов:

— Мой Варлам из всех самый лучший, самый красивый, самый добрый и замечательный! сах (свад)

— Москва — столица мира: пышная, роскошная, богатая и хлебосольная. сах (свад)

— Ты, Горпина, — царица моих помыслов: благородная, величественная, недостижимая. сах (свад)

Свадхистханная субмодальность может быть выражена стилистически:

— (тягучим голосом, нараспев) Оооо, зачееем ты меня мууучаешь, владыычица? сах (свад)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-свадхистханные трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в сахасрарно-свадхистханной модальности.

1. — Почему ты мной недовольна, Евфимия?

2. — Кто тебе нравится из философов, дорогая Епистима?

3. — Зачем тебе в Париж, Вереника?

4. — И что, ты готов ради нее на подвиг?

5. — До свидания, дорогая Апфия, прощай надолго.

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в сахасрарно-свадхистханной модальности.

1. Призыв к любимой смилостивиться.

2. Признание в собственной неполноценности.

3. Хвастовство неприличное перед приятелями.

4. Благодарность огромная покровителю.

5. Уверенность в своем превосходстве над кем угодно.

Сахасрарно-манипурная модальность возникает в трансляциях, где акцентирован центр субъективного структурированного или предметного мира:

— Я — ничто по сравнению с тобой, царем Вселенной, да?! сах (ман)

— Ты лучше всех, Гервасий, в этом пуловере и носочках! сах (ман)

Манипурная субмодальность может быть обозначена стилистически:

— (иронически) О, ты, Арсений, во-первых, великий из величайших, а кроме того, сладчайший из сладких и, в заключение, подлейший из подлых! сах (ман)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-манипурные трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в сахасрарно-манипурной модальности.

1. — Что он для тебя, Эсфирь?

2. — Зачем все эти годы безответных страданий, Феония?

3. — И куда ты устремлен теперь, Харисим?

4. — Неужели ты мне совсем не рада, Шушаника?

5. — И кто ты после этого есть, Устинья?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в сахасрарно-манипурной модальности.

1. Приглашение большого человека в гости.

2. Лесть крупному начальнику в рабочей обстановке.

3. Признание в любви знаменитости.

4. Утверждение своего ничтожества перед Всевышним.

5. Ироническое восхваление достоинств своего попугая.

Сахасрарно-анахатная модальность характерна для центрирования мира в связи с жизненным потоком:

— Смешно звучит, но ты, Романа — (пылко) мой лучший идеал! сах (анах)

Я здесь начальник — так исторически сложилось. сах (анах)

— Что ж, ты по сравнению со всеми нами исполин — и это должно было так сложиться, в конце концов. сах (анах)

Анахатная субмодальность может быть выражена и стилистически:

— (подчеркнуто вежливо) Я — извиняюсь, конечно — в этом маленьком царстве-государстве командую. сах (анах)

— (нежно) Цилечка, солнышко мое единственное! сах (анах)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-анахатные трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в сахасрарно-анахатной модальности.

1. — Ты к чему стремишься, Мелания?

2. — Кто важнее всех остальных и почему?

3. — Кто был первым животным?

4. — Кто управляет земными делами?

5. — Почему Бог главнее всех живых существ, духов и демонов?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в сахасрарно-анахатной модальности.

1. Любовное обращение к попугаю.

2. Лестная оценка роли начальника фирмы в ее производственном процессе.

3. Уважительное обращение к учителю.

4. Вежливая просьба к деду.

5. Уверенность в своей правоте по большому счету.

Сахасрарно-вишудховская модальность свойственна трансляциям, связывающим фокус мира с другими объектами:

— Гервасий теперь не просто сотрудник фирмы — он уже наш президент! сах (виш)

— На то он и (с пиететом) царь, чтобы за своими подданными глядеть. сах (виш)

Вишудховская субмодальность может быть выражена с помощью сравнения:

— Наш-то Аристарх теперь всем начальникам начальник — что орел в поднебесье! сах (виш)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-вишудховские трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в сахасрарно-вишудховской модальности.

1. — Кто я для тебя, Цветана?

2. — И чего ты достиг, Аполлон?

3. — Ну, покритикуй меня, Самсон Силыч, выскажи, что наболело.

4. — И какую рыбу вам, Поликарп, удалось поймать, расскажите скорей!

5. — И кто же теперь над нами властвовать поставлен?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в сахасрарно-вишудховской модальности.

1. Описание главы семейства.

2. Призыв к подчиненным слушаться авторитета директора фирмы.

3. Описание главного демона своего внутреннего мира.

4. Причина, по которой невозможно продолжать общение с партнером.

5. Описание идеала юности.

Сахасрарно-аджновская модальность характерна для трансялций, ставящих в (субъективный) центр мира некоторый его (мира) аспект или закон:

— Для меня истина — это всё. сах (адж)

— Ничего не бояться — царем быть! сах (адж)

— Бог миром с любовью правит. сах (адж)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-аджновские трансляции?

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору в сахасрарно-аджновской модальности.

1. — Каково место Бога в мире?

2. — Какие качества Всевышнего самые основные?

3. — Кто всех милосерднее?

4. — Что может быть источником любви?

5. — В чем основа справедливости?

Сахасрарно-сахасрарная модальность

— (встав на колени и преданно глядя снизу вверх на партнера) О, мой повелитель! сах (сах)

— Миром Божье слово правит. сах (сах)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают сахасрарно-сахасрарные трансляции? Приведите примеры.

Упражнение. Определите (простые или сложные) эволюционные модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. В случае необходимости контекст и стилистику уточните сами.

1. — Ой!

2. — Принимая во внимание контекст ситуации, мне все же придется вам отказать, Онуфрий Титыч.

3. — Холодает с утра, бррр!

4. — Я хочу в дамки! И сразу!

5. — Светает давно и безуспешно, хоть трассирующими пулями рассвет поддерживай!

6. — Мой ангел-хранитель вхож в высшие сферы.

7. — Вот точно вашим голосом, Сигизмунд Никанорович, говорила сегодня ночью приснившаяся мне божья коровка!

8. — А что, лимиты — тю-тю?

9. Ангельчик ты мой пустоголовый!

10. Сумасбродств от подчиненных не потерплю! Ни за что!

Упражнение. Определите простые или сложные каббалистические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. В случае необходимости контекст и стилистику определите сами.

1. Я вас всех еще построю! Вы у меня еще увидите!

2. Вставай, Лялечка, вставай — все одно ничешеньки кругом не делаешь, все баиньки только да щуришься с постельки.

3. Нехорошо усмехаться прямо в лицо ответственным господам.

4. Думается, Господь нас совсем не оставил.

5. Мой кот Бронислав — единственное мое достояние.

6. Хряп! По кумполу! И брысь! Отсюда! Пока! Навеки! Дорогооой...

7. Ну, если посмотреть на вещи всерьез, то уже есть чему радоваться — коршун видит зайца.

8. — А ты бочком, бочком — и как-нибудь да протиснешься в Академию.

9. — (напевает) Спи, моя любимая, ангелом хранимая.

10. — А теперь представь себя на моем месте — среди болот Амазонки и без оружия.

Упражнение. Определите сложные каббалистические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти диалогах по своему выбору. Стилистику и контекст в случае необходимости уточните самостоятельно.

1. — Я как руководитель предприятия должен предупредить вас, Авксентий, о возможных последствиях.

— А можно узнать ваше мнение как гражданина?

2. — Прыгай!

— Тут слишком высоко, жестко и, пожалуй, холодновато.

3. — (нежно) Солнышко мое ясное необыкновенное!

— (спокойно) Тебя что интересует, Манефа?

4. — (гордо) Это я, Пантелеймон Петрищев, говорю!

— Собака лает — ветер носит.

5. — Варежки хочу!

— Весна уже на дворе, по утрам капель слышится, а ты все канючишь — варежки, варежки...

6. — Пришло время тебе вставать, Феоктиста — распахни окно, выйди в люди!

— Ох, муторно мне, кромешно как-то на душе.

7. — Ну, чуть что — свисни. Сразу.

— Очень вам благодарен за это предложение, Варсонофий Горгоньевич.

8. — (нежно напевает) А-а-а а-а-а-а...

— О, моя Цирцея!

9. — (бросается на шею к партнеру и покрывает его быстрыми поцелуями)

— Очень мило с твоей стороны так непосредственно выражать свои чувства, Прасковья.

10. — (тоном обольщения) Пряников не желаете, сударь?

— (жадно) Давай!

11. — Всё в мире устроено очень разумно — вот только чей это был разум?

— Не нашего ума дело куда не надо свой длинный нос совать.

12. — (убежденно) Тебя ко мне Бог послал.

— (трезво) Да нет, ты преувеличиваешь... скромный ангел любви.

13. — Смешно!

— Как муравьеду на муравьев глядеть.

14. — (восторженно) Твои глаза — как небо!

— (в ужасе) Неужели до такой степени круглые?

15. — (ритмично; напевая) Вот и милая пришла, себя дроле принесла.

— (презрительно) Тоже сокровище!

16. — Я прошу вас об этом, Клементина Аристарховна, как бессменного руководителя нашего предприятия!

— (снисходительно) Руковожу, Гервасий, который год тобой руковожу!

17. — (заботливо) Знаешь, Бенедикт, в дальних путешествиях очень полезной оказывается карта.

— (легко-иронично) Вот и будешь на нее у себя дома смотреть, получая по Интернету мои сообщения.

18. — В субботу я ничего не делаю — шабат!

— (задумчиво) Это особое умение...

19. — (печально) Что-то облака сегодня медленно плывут, хотя и на восток.

— Дунь посильнее.

20. — (романтическим тоном) Сколько сокровищ я в своей жизни упустил!

— (мрачно) Ни одного.

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей и в пяти парах модальностей по своему выбору (слева указана модальность протагониста, справа — партнера).

1. анах (ман) — свад (мул)

2. анах (мул) — свад (свад)

3. мул (анах) — виш (свад)

4. мул (свад) — адж (свад)

5. свад (виш) — ман (ман)

6. свад (анах) — ман (виш)

7. ман (адж) — анах (мул)

8. ман (мул) — свад (ман)

9. виш(мул) — анах(свад)

10. виш(сах) — анах(виш)

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей и в пяти парах модальностей по своему выбору.

1. адж(свад) — анах(свад)

2. адж(ман) — ман(адж)

3. сах(свад) — адж(ман)

4. сах(адж) — ман(свад)

5. мул(ман) — ман(мул)

6. мул(анах) — виш(анах)

7. мул(сах) — сах(мул)

8. свад(адж) — адж(свад)

9. ман(анах) — адж(сах)

10. виш(сах) — сах(сах).

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей и в пяти парах модальностей по своему выбору.

1. свад(сах) — виш(адж)

2. свад(виш) — виш(сах)

3. ман(анах) — анах(адж)

4. ман(сах) — виш(анах)

5. мул(анах) — анах(адж)

6. мул(виш) — виш(ман)

7. анах(анах) — мул(свад)

8. анах(виш) — виш(свад)

9. виш(сах) — адж(мул)

10. виш (виш) — адж (ман).

Упражнение. Определите модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте эти трансляции, сохранив основную модальность, но придав следующие субмодальности:

а) муладхарную;

б) свадхистханную;

в) манипурную.

1. — Во имя всего святого, пощадите молодую жизнь моей дочери!

2. — Плыви, голубушка!

3. — Так получилось, Твердислав, что мы вас с завтрашнего дня увольняем.

4. — (изумленно) Ну и ну, Добрыня!

5. — Я буду стоять, а вы вокруг меня — вращаться!

6. — С царя Гороха так у нас повелось, матушка.

7. — Ты подожди меня отрицать — я тебе еще пригожусь, глубок колодец — да вода в нем чиста.

8. — Не смеши меня, Святополк, лучше обними.

9. — Каждому овощу свое время — вот и не выучился я с первого раза, что ж поделаешь.

10. — На волнах истории меня бросало как щепку — пока не выбросило на ваш благословенный берег.

Упражнение. Определите модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и модифицируйте эти трансляции, сохранив основную модальность, но придав следующие субмодальности:

а) анахатную;

б) вишудховскую;

в) аджновскую;

г) сахасрарную.

1. — Что ж поделаешь — руби правду-матку, Велимир.

2. — Я тебя не понимаю, Елдана.

3. — В той избе найдешь печь, а на печи — я буду лежать.

4. — Поберегись, Антипатр!

5. — Буду рад личной встрече с вами, Казимир Геронтьевич, — так уточка своего друга-селезня поджидает.

6. — (восхищенно) О, Евтихий, ты — благороднейший из мужчин!

7. — Как мне тебя не хватало, Епихария — до смерти соскучился, поверишь ли?!

8. — Ты мой друг теперь, Аверьян, так что лежи и не сопротивляйся.

9. — Смирись, окаянный!

10. — (горестно) Эх, где мои двадцать лет?!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в следующих модальностях:

а) ман (ман)

б) анах (свад)

в) виш (мул)

г) мул (адж)

д) свад (виш)

1. — Что загрустил не ко времени, Викула?

2. — Трудно подневольным-то жить, Лавр?

3. — Что в семью привез, Демьян?

4. — Ну словечко хоть милой промолви, ненаглядный!

5. — Надоел ты мне, Аполлинарий!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в следующих модальностях:

а) мул (анах)

б) мул (ман)

в) свад (сах)

г) сах (ман)

д) виш (виш).

1. — Причем тут моя мама, Вольдемар?

2. — Хочешь неприятностей на свою голову, Епистима?

3. — Сомнений у меня нет, Горгоний — ты пьян!

4. — Приходи, Дросида — с Божьей помощью поужинаем.

5. — Ну ты посмотри — уже смеркается!

Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру в следующих модальностях:

а) мул (свад)

б) свад (виш)

в) свад (адж)

г) ман (анах)

д) ман (виш).

1. Утешение попугая, прищемившего себе лапу.

2. Сомнение в способности куклы самостоятельно выбирать жизненный путь.

3. Призыв к непослушному двухлетнему сыну иметь совесть.

4. Успокоение покупателя, окончательно растерявшегося в своем выборе.

5. Признание популярным актером своей вины перед публикой.

Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру в следующих модальностях:

а) мул (анах)

б) свад (виш)

в) ман (сах)

г) ман (адж)

д) анах (анах)

1. Жалоба кукле на бессовестных родителей, оставивших малого ребенка скучать одной.

2. Похвальба перед сверстниками своим братом.

3. Предложение услуги товарищу по играм.

4. Отказ принять чересчур интимное и к тому же несвоевременное предложение.

5. Замечание ребенку, не дающему матери жить.

Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру в следующих модальностях:

а) мул (мул)

б) мул (сах)

в) анах (мул)

г) анах (свад)

д) ман (виш).

1. Объявление форс-мажора зазнавшемуся попугаю.

2. Сочувствие кукле, приболевшей легким насморком.

3. Прощание с детством в образе любимой игрушки.

4. Критика мужа, не достойного приличного общества.

5. Вручение подарка милому по случаю его дня рождения.

Упражнение. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру в следующих модальностях:

а) адж (мул)

б) виш (виш)

в) анах (сах)

г) анах (свад)

д) ман (ман).

1. Тост за почетного гостя.

2. Благодарность глубокая попугаю за хорошее поведение при гостях.

3. Признание вины глубокой давней перед близким родственником.

4. Увещевание собаки, лающей на старого знакомого.

5. Страх перед новой идеей партнера.

Упражнение. Для следующих тем и пяти тем по вашему выбору придумайте сценки. Герои должны использовать указанные суб модальности (модальности могут быть произвольными).

1. Холостяк Викт о р, лежа на своем диване, предается вслух мечтам. Мудрый диван, хорошо знающий хозяина, пытается его слегка притормозить.

а) Виктор — адж, диван — свад;

б) Виктор — анах, диван — ман;

в) Виктор — свад, диван — мул.

2. Пещера племени Быстроногих Оленей. Молодой воин Зуб Мамонта собирается на охоту и наставляет свою жену Цветок Зари, как та должна себя вести в его отсутствие. У Цветка, однако, свои соображения.

а) Зуб Мамонта — сах, Цветок Зари — свад;

б) Зуб Мамонта — анах, Цветок Зари — сах;

в) Зуб Мамонта— ман, Цветок Зари — анах.

3. Пещера племени Быстроногих Оленей. Молодой воин Зуб Мамонта просит совета у старейшины племени Развесистого Дуба совета, как ему лучше управляться со своей строптивой женой Цветком Зари.

а) Зуб Мамонта — виш, Развесистый Дуб — адж;

б) Зуб Мамонта — ман, Развесистый Дуб — свад;

а) Зуб Мамонта — анах, Развесистый Дуб — анах.

4. Витрина игрушечного магазина. Игрушечный попугай Савва пытается привлечь к себе внимание куклы Феклы. Она, однако, считает его существенно ниже себя.

а) Савва — сах, Фекла — мул;

б) Савва — виш, Фекла — свад;

в) Савва — мул, Фекла — сах.

5. Журналист Мартирий и старый поэт Феоктист Нифонтович Трепоглазов обсуждают премьеру современной драмы из жизни новых русских.

а) Мартирий — ман, Феоктист Нифонтович — анах;

б) Мартирий — виш, Феоктист Нифонтович — адж;

в) Мартирий — адж, Феоктист Нифонтович — сах.

Упражнение. Для следующих тем и пяти тем по вашему выбору придумайте сценки. Герои должны использовать указанные суб модальности (модальности произвольны).

1. Шах Абдулла расспрашивает своих жен Зульфию, Зарему и Гюльчатай, подозревая, что между ними не все ладно. Жены хитрят, зная, что за интриги в гареме им сильно достанется, но и откровенно лгать тоже опасаются.

а) Абдулла — анах, Зульфия — мул, Зарема, — свад, Гюльчатай — ман;

б) Абдулла — виш, Зульфия — адж, Зарема — сах, Гюльчатай — свад;

в) на ваше усмотрение.

2. Жены шаха Абдуллы Зарема (старшая), Зульфия и Гюльчатай (любимая) выясняют отношения и кто из них больше нужен мужу.

а) Зульфия — анах, Зарема — ман, Гюльчатай — свад;

б) и в) — на ваше усмотрение.

3. Антрепренер Антоний и звезда эстрады Клависсия в городе Заможае перед концертом. Клависсия нервничает, Антоний ее успокаивает.

а) Антоний — ман, Клависсия — виш;

б) Антоний — анах, Клависсия — мул;

в) на ваше усмотрение.

4. Директор фирмы «Киса-мурыса» (помощь домашним животным) Маркел Маркелыч ругает секретаршу Улиту за нерасторопность и опоздания на работу. Улита пытается оправдываться с разных сторон.

а) Маркел Маркелыч — адж, Улита — ман;

б) Маркел Маркелыч — анах, Улита — сах;

в) на ваше усмотрение.

5. Пастбище. Корова Тома, которой очень нравится бык Гелиос, пытается с ним заигрывать. Бык держит марку, а пастух Игнатий отпускает замечания и комментарии философского порядка.

а) Тома — анах, Гелиос — сах, Игнатий — ман;

б) Тома — свад, Гелиос — ман, Игнатий — анах.

в) на ваше усмотрение.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.