Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционная семья






Эволюционный архетип (см. «Покрывало майи, или Сказки для невротиков») состоит из семи архетипов, обозначающих эволюционные уровни объекта в мире.

Низшие три из этих архетипов — архетипы Муладхары, Свадхистханы и Манипуры — соответствуют относительно автономному бытию объекта в мире как инородной среде. Средний архетип Анахаты является промежуточным и соответствует бытию объекта в мире как жизненном потоке. Три высших эволюционных архетипа — Вишудха, Аджна и Сахасрара — соответствуют бытию объекта как неотъемлемой части единого мира.

Архетипу Муладхары соответствует бытие единого неатрибутивного объекта в окружающей среде, имеющей отличную от него природу. Неатрибутивность означает, что объект, кроме самого факта своего бытия и, возможно, имени или клички, не имеет никаких акцентированных атрибутов: ни качеств, ни частей, ни элементов в своем составе.

Архетипу Свадхистханы соответствует бытие в окружающей среде объекта, представленного качественно (то есть различными своим свойствами), но не предметно, то есть лишенного составляющих частей и элементов.

Архетипу Манипуры соответствует бытие в чужеродной среде объекта, имеющего определенную структуру, то есть состоящего из частей и элементов, соединенных различными связями.

Архетипу Анахаты соответствует бытие объекта в мире как потоке бытия, где ни сам объект, ни мир не представлены в виде конкретных форм или качеств.

Архетипу Вишудхи соответствует бытие объекта в едином мире, когда сам объект является уникальной и неотъемлемой частью этого мира, связанной со всеми остальными объектами, составляющими единый мир.

Архетипу Аджны соответствует бытие объекта как мирового архетипа, универсального качества или модели, по образу которой строятся вишудховские объекты.

Архетипу Сахасрары соответствует бытие объекта, являющегося фокусом, центром или основным акцентом единого мира.

Муладхарная модальность свойственна человеку, дающему лапидарное (краткое, без лишних подробностей) обозначение тому или иному объекту, мысли, действию и т. п. — при условии, что он мыслит этот объект как оторванный от мира или как находящийся в инородной по отношению к нему окружающей среде.

— (горестно) Я — изгой! (мул)

— (прощаясь) Пока. (мул)

— (при встрече) (быстро и энергично молча пожимает руку партнера) (мул)

— (входя в дом и обращаясь к мужу) А это еще что, Никодим?!

— (растерянно) Друг. (мул)

Характерным для муладхарной модальности является акцент на названии, имени или ином символе, обозначающим объект:

— Ты где был?!

— (смущенно) Пиво пил. (мул)

— Где вы родились?

— В Улан-Удэ. (мул)

Муладхарный архетип обозначает объект как таковой — без его (объекта) адекватного включения в окружающую среду на определенной роли. Если в качестве такого «объекта» выступает сам коммуникатор, он может выразить муладхарную модальность стилистически:

— Ты вообще зачем сюда пришел, Феофил?

— (жалобно сжимается в комочек, стараясь занять поменьше места, и молчит) (мул)

Свадхистханная модальность характерна для качественных описаний изолированного объекта или объекта, находящегося в аморфной среде:

— Он такой веселый, дружелюбный. (свад)

— Иди сюда, дорогой Порфирий... поживее, пожалуйста! (свад)

— Моя жизнь разнообразна — у меня есть друзья, учеба, любовь. (свад)

— А у меня сын родился — ты не представляешь, какой он маленький и беззащитный! (свад)

Представляя друга в свадхистханной модальности (что гораздо вежливее муладхарной), следует упомянуть, кроме имени, его род занятий или хобби:

— А это, знакомьтесь, мой друг Людвиг — отчаянный храбрец и прекрасный музыкант. (свад)

Манипурная модальность предполагает выделение в объекте его частей или элементов, а также, возможно, связей между ними:

— Вот посмотри на свою куклу — у нее платье разорвано в трех местах, волосы оторвались, нога в другую сторону согнулась. (ман)

— В моей квартире три комнаты и кухня, а также лоджия и балкон. (ман)

— Ой, у меня нос заболел, самый кончик! (ман)

— А поперек пирога в двух направлениях кладутся узкие полоски теста, от одного его края к противоположному. (ман)

Манипурная модальность, как и муладхарная, тоже является не слишком «вежливой», хотя при некоторых обстоятельствах она предпочтительнее других — например, в ситуациях, когда надо дать точное описание без излишеств, но с ясной структурной информацией:

— Идешь сейчас по проспекту до первого поворота направо, затем еще квартал по переулку и прямо перед собой видишь аптеку — это и есть мой дом. (ман)

Анахатная модальность предполагает растворение объекта в окружающем мире — при том, что ни объект, ни мир не представлены сколько-нибудь предметно. Мир представлен скорее некоторыми своими законами или абстрактным отношением к объекту, которое проявляется косвенным образом. Аналогично, анахатный взгляд на объект предполагает как бы расфокусированное его видение, когда объект тоже воспринимается косвенно, скорее через его влияние на мир, чем сам по себе:

— (вежливо) Надеюсь, я вас не слишком утомил? (анах)

— В последнее время я отчасти пресытился своими социальными контактами. (анах)

Для анахатной модальности характерен акцент на стиле отношений объекта с миром — при том, что само по себе содержание этих контактов остается как бы за кадром; при этом мир воспринимается как единый и целенаправленно взаимодействующий с объектом.

— Как хорошо жить в пространстве любви, любить самому и быть преданно любимым! (анах)

Однако антипод любви — ненависть — в соответствующем контексте тоже дает анахатную модальность:

— Как ужасно жить в мире ненависти, ненавидеть самому и быть ненавидимым всеми! (анах)

Вишудховская модальность характерна для акцентуации объекта как органичной (хотя и не обязательно самой лучшей!) части единого мира — но этот мир может не совпадать с астрономической Вселенной, а быть существенно у же — здесь важно, чтобы субъективно подразумеваемая (в момент произнесения трансляции) внешняя по отношению к объекту реальность воспринималась протагонистом как единый объемлющий мир.

— Порфирий, ты не можешь идти на работу в этих джинсах — сотрудники и начальство тебя осудят. (виш)

— Гора Джомолунгма, стоящая перед вами — высочайшая вершина мира. (виш)

— Наша корова слишком худа, чтобы на ярмарке кто-нибудь на нее польстился. (виш)

— Да ты в зеркало на себя посмотри: барышня не из последних, право слово! (виш)

— Черт — тоже творение Божье, своего рода начальник отдела технического контроля мира. (виш)

— Я — квалифицированный инженер, сотрудник государственного учреждения. (виш)

Аджновская модальность характерна для акцентуации (или символизирования) данным объектом того или иного качества единого внешнего мира — с тем же «субъективным» уточнением слова «мир».

— Победив на чемпионате мира, Дементий стал знаменем своего вида спорта. (адж)

— (восхищенно) Ты сама гибкость, Зульфия! (адж)

— Я просто работаю — но вся тяжесть мира лежит на мне. (адж)

— Ну, не горюй по пустякам, Даша, — в мире и без тебя горюшка хватает. (адж)

— Там, где дурак затылок чешет, умного давно и след простыл. (адж)

Сахасрарная модальность характерна для представления объекта как фокуса или символа единого мира — опять-таки, в субъективном и текущем понимании протагониста.

— Ах, Довлатик, солнце мое единственное! (сах)

— (значительно) Я — твой повелитель, Гюльчатай! (сах)

— Савелий — наш император, иначе не скажешь. (сах)

— Я стоял на вершине, и весь мир простирался подо мною. (сах)

— Вы — начальник, Домициан Феоктистович! (сах)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.