Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория общения в психологии

Понятие об общении, общение и совместная деятельность

Очень часто общение сводят к приёму и передаче информации (ситуация житейской беседы, разговора, лекция). Но давайте представим себе ребёнка-дошкольника, выступающего на утреннике в детском саду. Он расстроен – мама не пришла. Мальчик начинает неуверенно танцевать, высматривая среди присутствующих на празднике взрослых опаздывающую маму. Наконец, замечает её, встречается с ней взглядом. Та улыбается ему, кивает головой, показывает подбадривающие жесты. И тут малыш преображается: это уже совсем другой ребёнок – уверенный в себе и счастливый. Говорения в этой ситуации нет. А общения налицо… Другой пример – игра в волейбол. Перед приёмом мяча все игроки команды смотрят на пасующего, который за спиной показывает им на пальцах комбинацию. Эту комбинацию, приняв подачу соперника, члены команды должны разыграть. Т.о. эти люди согласуют друг с другом свои действия, усилия. И это тоже общение. Следовательно, общение представляет собой более глубокий процесс, чем просто говорение. Мы можем сказать, что общение предполагает какое-то создание общности. Так, в процессе передачи информации возникает общее информационное поле. У волейболистов мы видим общность действий. А улыбка любящей мамы изменила настроение ребёнка, т.е. мы можем говорить о создании эмоциональной общности.

Безусловно, бывают ситуации, когда общение приобретает негативный оттенок, смысл. В этих случаях люди вступают в общение не ради создания общности, а ради разрушения общности: деятельностной, информационной, эмоциональной.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, в учебных пособиях по общей психологии, социальной психологии общение чаще всегорассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя:

· обмен информацией,

· выработку единой стратегии взаимодействия,

· восприятие и понимание людьми друг друга.

Понятие общения часто сравнивают с понятиями деятельности, совместной деятельности. Мы должны отметить, что в совместной деятельности человек взаимодействует и с себе подобными, и с предметами окружающего мира. Люди, выполняя совместную деятельность (например, трудовую) должны вступать в определённые отношения, в контакт друг с другом. Ведь создать новый продукт одному человеку иногда невозможно. И тогда возникает общение, отделённое от совместной деятельности.

Совместная деятельность – это активность взаимодействующих индивидов, направленная на достижение общей цели. Ситуация совместной деятельности предполагает субъект-объектные отношения.

Признаки совместной деятельности:

· соприсутствие во времени и пространстве;

· единая цель (она цементирует совместную деятельность);

· необходимость организации и руководства (необходимость в согласовании действий), т.к. возникает необходимость распределения обязанностей;

· разделение процесса совместной деятельности;

· установление и развитие межличностных отношений.

Общение, как отмечает большинство исследователей, является более сложным процессом. Ведь люди вступают в общение с разными целями, и в процессе общения стремятся их реализовать. Каждый из участников общения вносит вклад в изменение активности другого (субъект-субъектные отношения).

Многоплановый характер общения: стороны, мотивы, средства, результат

Из определения общения можно выделить структуру общения путём выделения в этом процессе трёх взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативная сторона общения в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами (познавательный мотив, мотив достижения интеллектуального единства);

2) интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Т.е. люди вступают в общение ради согласования усилий, ради построения общей стратегии взаимодействия (реализуется деловой мотив);

3) перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания людьми друг друга, а также самопознание (личностный мотив).

Безусловно, все эти термины условны. Иногда в аналогичном смысле употребляются и другие. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других. Мы их выделяем лишь для анализа.

Коммуникативная сторона общения. Коммуникация осуществляется посредством знаковых систем: вербальной (речевые средства общения) и невербальной (неречевые средства). Слово как знаковое средство человеческого общения имеет внешнюю, материализованную форму (его звучание, написание), за счет чего возможно сохранять и передавать внутреннее содержание, информацию. Содержательная сторона слова имеет формы общепринятого значения и личностного смысла. Для эффективного общения важно соблюдение речевого единства на всех уровнях.

Средства коммуникации

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация. Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:

· Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела

· Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, наконец, сам темп речи.

· Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

· Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

· Визуальный контакт – контакт глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Нарушение речевой общности приводит к возникновению соответствующих вербальных барьеров: фонетико-лингвистический барьер общения связан с непониманием звучания слова (иностранный язык, нечеткое произношение); стилистический барьер – с непониманием значения слова (термины, жаргонизмы, диалектизмы); семантический барьер – с непониманием смысла, вкладываемого в слова при понимании их значения.

Перцептивная сторона общения. Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей, групп и себя как социального объекта, что обеспечивает эмоциональную, ценностно-мотивационную общность между людьми.

Интерактивная сторона общения. Общение определяет построение тех или иных стратегий взаимодействия, существование некоторых позиций в общении и пр.

Стратегии взаимодействия - совокупность преобладающих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас выделяют пять основных стратегий взаимодействия:

1) Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Данная стратегия часто ведёт к конфликту, т.к. соперничающие субъекты стремятся добиться любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.

2) Компромиссстремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учётом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью. Поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности должны обязательно реализоваться в процессе взаимодействия. Т.о., проблема решается с учётом интересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями. Широкая распространённость компромисса обусловлена спецификой социальных ситуаций, которые редко бывают благоприятными для обоих субъектов взаимодействия полностью.

3) Сотрудничествотакая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнёрам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия – довольно редкая, так как необходимо много усилий для её реализации.

Перечисленные стратегии относятся к активным стратегиям. Они свойственны инициативным, уверенным в себе людям. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой скорее всего выберут следующие стратегии:

4) Приспособление – жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

5) Избегание – стратегия взаимодействия, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он вынужден прибегать к тем или иным стратегиям взаимодействия. В одних условиях наиболее целесообразной является одна стратегия, в другой – другая. Однако большинство людей имеют доминирующую стратегию взаимодействия, прибегая к ней наиболее часто. Нет сомнения в том, что стратегии взаимодействия связаны с ценностями человека. Системы ценностных ориентаций формируются на личностном уровне. Центральным мотивом их выступают:

- либо интересы социальной общности, идеи бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения (альтруизм);

- либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других людей, которые становятся средством достижения своекорыстных целей (эгоизм);

- либо соблюдается баланс интересов индивидуальных и общественных.

Альтруизм и эгоизм можно рассматривать как противоположные системы ценностных ориентаций личности.

Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа

Идентификация понимается как отождествление 1) себя с другим человеком и уподобление тем или иным его характеристикам и 2) другого с собой, проекция своих характеристик на него.

Рефлексия как самопознание в процессе общения – «я, мои представления и отношения глазами других».

Стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам социальной группы без достаточного осознания различий между ними. Стереотип – относительно устойчивый упрощенный образ социального объекта (себя, другого, группы, события), принятый в данной культуре или обобщающий в себе личный опыт субъекта, проявляющийся при нехватке информации. Обобщенность стереотипа позволяет ускорить ориентировку в окружающем, информационная ограниченность же может искажать восприятие и оценку окружающего.

Каузальная атрибуция – интерпретация поступков, чувств и мыслей другого человека, приписывание им определенных причин и мотив на основе своего прошлого опыта.

Аттракция – процесс возникновения эмоциональной привлекательности одного субъекта для другого. Закономерности формирования аттракции основываются на принципах сходства и дополнения характеристик субъектов, пространственно-временной «близости» субъектов и др.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, «эмоциональная идентификация», разделение его эмоционального состояния.

Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации).

Эффект «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» срабатывает в отношении незнакомых людей. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность констатируется, когда существующий конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы.

Различают:

а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;

б) внутреннюю (подлинный конформизм) – индивид действительно принимает мнение большинства.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформностью наоборот). Негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист же имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей. Но поступать он будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в 1951 году в экспериментах С. Аша, которые считаются классическими. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Каждому испытуемому в правую и левую руки давали две карточки. На карточке в левой руке был изображён один прямой отрезок, на карточке в правой руке – три отрезка (только один из них был равен по длине отрезку на карточке в левой руке). Испытуемые должны были решить, какой из отрезков на карточке в правой руке равен по длине отрезку, изображённому на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Когда же задание решали группой, экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента кроме одного («наивного субъекта»). Все члены «подставной группы» заведомо давали неправильный ответ. Последним спрашивали «наивного субъекта». Важно было выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» продемонстрировали конформное поведение. Впоследствии все испытуемые говорили, что мнение большинства давит очень сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять группе тяжело: всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Существуют многочисленные модификации классической методики С.Аша, но суть её остаётся неизменной – это метод «подставной группы».

Понятие о группе, групповая динамика

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения таких типологий могут выступать:

· количество человек в группе;

· общественный статус;

· уровень развития и т.д.

Так, по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные группы и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической деятельности.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:

Ø Диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников. Чаще всего диффузная группа представляет собой небольшое кратковременное объединение людей на случайной основе. Диффузные группы находятся на очень низком уровне развития и быстро распадаются.

Ø А ссоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. Ассоциация является официальной группой, имеющей общую, официально поставленную цель, официальную структуру. Но совместного достижения общественно значимых целей в такой группе ещё нет: каждый добивается этих целей сам по себе.

Ø Корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов.

Ø Коллектив – группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Выделяются следующие признаки коллектива: высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, высокая сплочённость членов группы, референтность группы, опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно, диады, триады). Самое пристальное внимание в психологии было уделено малой группе, поскольку она является основной социальной микросферой в жизни человека. В малой группе участники лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные социальные группы в жизни человека – малые группы.

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». (Г.М. Андреева)

Групповые нормы и санкции, групповое давление

К психологическим характеристикам группы мы будем относить такие групповые образования, как:

· групповые интересы;

· групповые потребности;

· групповые нормы;

· групповые ценности;

· групповое мнение;

· групповые цели;

· групповое давление.

Групповые нормы (от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (Н.Н. Обозов).

Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические (выработанные именно данной группой). Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы. Иногда групповые нормы выполняют в определённом смысле консервативную роль. Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жёстко и однозначно регламентируют практически все без исключения действия членов группы. При этом они блокируют процессы как группового развития, так и личностного становления членов такой общности.

Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называются групповыми санкциями. Как указывает Г.М. Андреева, система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть:

· положительными и отрицательными;

· формальными и неформальными;

· непосредственными и опосредованными.

Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы.

При изучении характеристик группы психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак группы – групповое давлениедействия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями (системой ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) окружающих. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности (или конформного поведения).

Групповая динамика – это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

Т. о., важно исследовать то, что происходит в малой группе, как она формируется и развивается. Так, Г.М. Андреева отмечает, что малой группе объективно присущи следующие процессы:

· образование группы;

· лидерство и принятие групповых решений;

· развитие отношений в группе.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

1). В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу. Причём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.

2).В социально-психологическом смысле лидерство и руководствоэто механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:

· Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные.

· Во-вторых, лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды). Руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений.

· В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, так как групповые процессы не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.

· В-четвёртых, руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер. Если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций.

· В-пятых, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно. Ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. А руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.

Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен. В противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей. Он выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны. В психологии чаще других выделяют подлинный и ложный типы авторитетов.

· Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми.

· Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (Э.Берн), т. е. действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей. Но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным. Ведь явные манипуляции скрыть чрезвычайно трудно.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е гг. К.Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

Конфликтная ситуация и межличностный конфликт,

причины и пути преодоления

Конфликтная ситуация – наличие противоречий в общении.и

Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение)открытое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет и конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта:

1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта очевидны:

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать. Хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьёзные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

По направленности конфликты делятся на:

· горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

· вертикальные (то есть между руководителями и подчинёнными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%;

· смешанные (то есть между руководителями и подчинёнными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчинённости).

С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов:

· Внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Т.е. мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека. В социальной психологии внутриличностные конфликты рассматриваются в связи с социальными особенностями их формирования при нарушении отношений с близкими людьми в детстве и в связи с противоречивыми отношениями такой личности с социальной средой во взрослом возрасте. Нет сомнений в том, что внутриличностный конфликт несёт в себе проблемы социальной адаптации человека, блокирует принятие решений, заставляет человека прибегать к наиболее неэффективным стратегиям взаимодействия.

· Межличностный конфликтстолкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу. Т.о., межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, что именно эмоциональные переживания обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки. Спокойное, толерантное отношение субъектов к конфликтной ситуации и её причинам определяют наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже сотрудничества.

· Личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

· Межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

А.В. Аграшенков в зависимости от поведения оппонентов выделяет следующие разновидности конфликтов:

· Конструктивнымконфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

· Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

- когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

- когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк разделяют конфликты на деловые (объективные) и эмоциональные (субъективные).

· В деловом конфликте цели участников сконцентрированы на объекте и вне его, до начала разрушительных конфликтных действий они не рассматривают свои отношения как противоречивые. Поэтому конфликтные деловые отношения могут долгое время сохранять локальность, не распространяться на межличностные отношения.

· Эмоциональный конфликт возникает из противоречия внутриличностных мотивов, истории взаимоотношений оппонентов, из их чувства враждебности друг другу. И он безразличен к объекту. Объект конфликта может быть любой. Иными словами, была бы причина, а повод найдётся.

Структурные компоненты конфликта:

а) стороны, участвующие в конфликте (конфликтанты, сочуствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы);

б) зона разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения);

в) представления о ситуации;

г) мотивы;

д) действия.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случайно вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Этот период называется «латентным» (скрытым), и включает следующие этапы:

·возникновение объективной проблемной ситуации;

· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

· возникновение предконфликтной ситуации.

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго.

2. Инцидент. Инцидент – «первое столкновение сторон», стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

3. Эскалация. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной - с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Эскалация также может быть крутой (быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности) и вялой (медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне). В последнем случае имеет место хронический, затяжной конфликт.

4. Кульминация. Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им надоедает конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения.

5. Завершение конфликта. «Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам».

К.Томас выделяет следующие пять основных способов поведения в конфликте:

1) Соревнование (конкуренция)стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях:

- когда исход очень важен для человека;

- когда человек обладает достаточным авторитетом и властью;

- когда человек находится в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования;

- когда у человека нет иного выбора.

2) Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Приспособление эффективно в условиях:

- когда человек чувствует, что, немного уступая, он теряет мало;

- когда надо смягчить ситуацию;

- когда человек понимает, что итог намного важнее для другого, чем для него;

- когда правота не на нашей стороне.

3) Компромисс - стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учётом интересов противоположной стороны. Данный способ поведения наиболее эффективен в условиях:

- когда у участников конфликта одинаковые права, и они имеют взаимоисключающие интересы;

- когда требуется быстрое или временное решение;

- когда другие подходы оказались неэффективными;

- когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.

4) Избегание (уклонение) как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия поведения эффективна в условиях:

- когда затрагиваемая проблема не столь важна для человека;

- когда человек чувствует свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью;

- когда человек общается со сложным собеседником;

- когда человек пытается принять решение, но не знает, что предпринять;

- когда у человека недостаточно информации по проблеме;

- когда велика напряжённость, и нужно её сбросить;

- когда человеку нужно выиграть время.

5) Сотрудничество как создание участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей обе стороны. Сотрудничество, в отличие т компромисса, достигается на более глубоком уровне и требует гораздо больше времени и активного совместного участия в разрешении конфликта. Этот стиль наиболее эффективен в условиях, когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон;

- у оппонентов тесные и длительные взаимоотношения;

- у оппонентов есть время поработать над проблемой;

- обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.

Считается, что нет однозначно плохих, или однозначно хороших способов управления конфликтами. Многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников взаимодействия и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов:

· при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

· при соревновании, приспособлении и компромиссе либо один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба участника конфликта проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

· лишь при сотрудничестве оба выигрывают, так как оба пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категория «b» билет № 2 | От автора




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.