Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освоение новых учебных приборов






Приобретение новых учебных приборов является одной из ос­новных составляющих работы учителя физики по совершенство­ванию своего кабинета.

Получить сведения о том, какие приборы выпускаются про­мышленностью для школьных кабинетов физики, можно из типо­вых перечней учебно-наглядных пособий и учебного оборудова­ния, которые периодически обновляются, а также из прайс-листов, распространяемых организациями, торгующими учебным оборудованием. Сведения о новых приборах публикуют и перио­дические издания, предназначенные для учителей физики. Пере­чень оборудования физического кабинета является не случайным списком отдельных приборов и предметов, а представляет собой постоянно развивающуюся систему дидактических средств, отве­чающих целям обучения и воспитания школьников, соответст­вующих действующей программе по физике и удовлетворяющих определенным требованиям.

В освоении нового учебного прибора можно выделить сле­дующие основные этапы: приобретение прибора, подготовка его к работе и ввод в эксплуатацию, т. е. использование прибора для со­здания учебных экспериментальных установок.

Приобретение нового прибора проводится на основании плана развития школьного кабинета физики. Знакомясь с образцом но­вого прибора с целью его приобретения, устанавливают тип этого


прибора, т.е. выясняют, для проведения какого вида учебного экс­перимента он предназначен, а также его функциональное назначе­ние в экспериментальной установке (принадлежит ли он группе приборов-измерителей, приборов для наблюдения и изучения яв­лений и устройств или является вспомогательным прибором).

Затем определяют, насколько новый образец удовлетворяет общим требованиям, предъявляемым к учебным приборам, и тре­бованиям, которым должен соответствовать прибор данного типа и группы.

Определяют, для проведения каких экспериментов новый при­бор можно использовать. Устанавливают, потребуется ли для приведения в действие прибора какое-то дополнительное обору­дование. Обращают внимание на то, имеется ли это дополнитель­ное оборудование в кабинете физики.

Если для кабинета необходимо несколько экземпляров таких приборов, нужно оценить возможность приобретения требуемого их количества.

Обращают внимание на наличие в кабинете условий для эф­фективного использования прибора на уроках (наличие затемне­ния, подводки к столу учителя электроэнергии, воды, газа и т.д.) и его хранения.

Иногда завод-изготовитель поставляет в торговую сеть при­бор, укомплектованный различным количеством вспомогатель­ных блоков, т.е. прибор может продаваться в различных вариан­тах комплектации. Особенно это относится к изделиям, представ­ляющим собой наборы или комплекты. Например; набор приста­вок к гальванометру содержит основной блок-усилитель и не­сколько сменных модулей, причем в некоторых вариантах по­ставки отдельные модули могут отсутствовать. Варианты, по ко­торым может комплектоваться прибор, можно узнать из его пас­порта. Приобретая прибор, следует уточнить у представителя торгующей организации, по какому варианту он укомплектован.

Если имеется возможность выбора прибора из нескольких, аналогичных по назначению, то предварительно целесообразно провести сравнительную оценку их достоинств и недостатков, ис­ходя из соответствия требованиям к таким приборам, их дизайна и стоимости.

После доставки прибора в школу начинается следующий этап его освоения - подготовка к работе. Прибор распаковывают, проводят его расконсервацию (удаляют защитную смазку, снима­ют упаковку с отдельных частей, собирают прибор в таком поло­жении, в котором он будет храниться в кабинете). В соответствии с комплектностью проверяют наличие всех съемных частей и за­пасных деталей. Выделяется место для его хранения, для лабора­торного оборудования - укладочный ящик.

Сведения о приборе заносят в книгу учета оборудования. Прибору присваивают инвентарный номер и наносят его на


корпус. На этом этапе детально изучается инструкция по работе с прибором.

Анализ инструкций к школьным приборам позволил выделить в них ряд недостатков, затрудняющих быстрое освоение нового прибора и его последующее активное применение на уроках.

Во-первых, в инструкциях нередко представлена не вся информация, необходимая для работы с прибором, что важно в случае, если учитель, творчески относящийся к проведению школьных опытов, самостоятельно занимается модернизацией учебных приборовс целью улучшения их эксплуатационных свойств, повышения надежности.

Во-вторых, не все сведения, приводимые в инструкциях, достоверны. Причин этого несколько. Могут быть приведены усредненные для всей партии приборов технические данные, в то время какконкретный прибор может заметно отличаться по отдельным характеристикам. Например, в заводских данных на лабораторный вольтметр ВЛ-2, 5 указано, что его внутреннее сопротивление составляет примерно 900 Ом, однако испытания этих приборов дают иногда значения менее 700 Ом. Храктеристики некоторых приборов после длительной эксплуатации также могут сильно меняться (например, у приборов с электронными лампами и электроннолучевыми трубками). Характеристики в заводских инструкциях иногда приводятся с «запасом» для облегчения прохождениявыходного контроля. Так, например, у осциллографа для, лабораторных работ ОМШ-ЗМ дается предельное значение поло­сы пропускания в 25 кГц, но контрольные испытания показывают, что оно может достигать 20 кГц.

В-третьих, из-за специфики технических терминов и нечеткого изложения иногда трудно определить нужное значение характеристик. В руководстве по эксплуатации на демонстрационный источник питания ИПД-1 присутствует такая фраза: «...обеспе­чивает постоянный электрический ток с плавно регулируемым напряжением от 0, 5 В до 12, 0 В; сила тока 2 А при напряжении от 12, 6 В до 8 В, а при напряжении от 8 В до 1 В сила тока линейно меняется от 2 А до 1 А». Возникает вопрос: можно ли получить от этого источника силу тока в 1 А при напряжении 9 В?

Таким образом, приступая к освоению нового прибора, учи­тель должен иметь в виду, что такую информацию, как полное название прибора, последовательность подготовки его к работе, комплектность и способы устранения наиболее вероятных причин отказов в работе, можно определить только из заводского описания. Технические характеристики прибора представлены в инст­рукции для обеспечения работы с прибором по прямому назначе­нию, без учета возможного совершенствования прибора силами учителя и его учеников. Некоторые из приведенных характери­стик нуждаются в уточнении. Описания опытов, приводимые ино­гда в руководствах по эксплуатации, следует рассматривать как


примеры, поясняющие работу с прибором, но не как методиче­ские рекомендации по его использованию в учебном процессе.

Наряду с изучением инструкции следует произвести тщатель­ный осмотр прибора и всех принадлежностей к нему.

В итоге учитель должен получить полное представление о воз­можностях прибора и области его применения в школьном физиче­ском эксперименте. Необходимо твердо усвоить основные эксплуа­тационные характеристики, правила подготовки прибора к работе, расположение и назначение органов управления, диапазон возмож­ного изменения рабочего режима, порядок устранения наиболее вероятных неисправностей, специфику условий хранения, необхо­димость профилактического обслуживания и его периодичность.

Последний этап освоения прибора - ввод в эксплуатацию на­чинается с пробного включения с целью проверки его работоспо­собности. При этом проверяется соответствие его характеристик тем значениям, которые приведены в инструкции, влияние орга­нов управления на работу прибора; оценивается время, необхо­димое для выхода прибора в рабочий режим (особенно это каса­ется приборов с электронными лампами).

Затем определяют режим работы, в котором прибор предпола­гается использовать. Делают это с учетом особенностей того вида эксперимента, в котором прибор будет задействован, его техниче­ских характеристик, а также эксплуатационных характеристик приборов, которые будут работать с ним в одной установке.

После этого собирают установку и проводят пробные опыты с целью выяснения, насколько прибор согласован с другим обору­дованием, определения последовательности подготовки и мето­дики использования установки во время урока. Разрабатывают план урока, где предполагается ее использовать.

Если уроки с применением нового прибора дали тот результат, на который рассчитывал учитель, приобретая прибор, то освое­ние прибора можно считать завершенным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.