Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-личностный подход к заданию целей обучения физике






Социально-личностный подход к заданию целей обучения ис­ходит из того, что одной из основных задач образования в на­стоящее время является задача развития личности ребенка, кото­рый является центральным объектом учебно-воспитательного процесса. Социальные цели при этом определяются тем, что об­щество стремится к формированию у детей таких интеллектуаль­ных, моральных, социальных и профессиональных качеств, кото­рые позволят им служить обществу, и в то же время таких качеств, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, интересам и которые могли бы пригодится им в жизни. В связи с этим цели обучения любому предмету, в том числе и физике, включают два аспекта - социальный и личностный. Социальный аспект отражает требования общества к образованию, личност­ный аспект - потребности обучаемого.

Реализация социально-личностного подхода к заданию целей обучения требует анализа структуры личности. Разработанная модель структуры личности включает в себя статическую модель: опыт личности, механизмы психики, типологические свойства личности и динамику личности1. Исходя из этого и учитывая, что основная цель общего образования - всестороннее развитие лич­ности, выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования:

усвоение личностью опыта предшествующих поколений;

развитие функциональных механизмов психики;

формирование обобщенных типологических свойств лич­ности;

развитие положительных индивидуальных свойств личности -способностей, интересов, склонностей.

Выделенные группы целей представляют собой их классифика­цию и в рамках этих групп могут быть конкретизированы приме­нительно к обучению физике. В таблице 5 приведены цели обуче­ния физике в средних общеобразовательных учреждениях.

Таблица 5

 

Группа целей Конкретные цели обучения физике
Усвоение личностью опыта предше­ствующих поколений Формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира Формирование знаний о методах познания в физике

1 См.: Ледпев В. С. Содержание образования. - М., 1989.


Продолжение табл.

 

Группа целей Конкретные цели обучения физике
  Формирование знаний о научных основах техники и об основных на­правлениях научно-технического прогресса Формирование экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению задач Формирование научного мировоз­зрения Формирование представлений о роли физики в жизни общества, о связи развития физики с развитием обще­ства, техники, других наук Подготовка к практической деятель­ности, к выбору профессии
Развитие функциональных механиз­мов психики Развитие восприятия, памяти, речи, воображения Развитие мышления
Формирование обобщенных типоло­гических свойств личности Формирование самостоятельности Развитие общих способностей Формирование нравственных ка­честв личности Воспитание эстетического воспри­ятия мира Формирование оценочных умений
Развитие индивидуальных свойств личности Развитие способностей к физике Развитие интересов к физике Формирование мотивов учения

Цели обучения физике связаны между собой. Так, цель разви­тия мышления учащихся достигается при формировании у них умений применять знания к решению задач, при формировании у них мировоззрения и т.п.

Цели обучения физике учащихся классов разных профилей имеют свою специфику, которая определяется прежде всего буду­щими профессиональными намерениями учащихся. Например, учащиеся классов физико-математического профиля по оконча-\ нии школы будут поступать, главным образом, в вузы физико-математического направления и дальнейшую свою деятельность будут связывать с физикой. Поэтому их следует знакомить со спе­цифическими физическими методами познания (размерностей, симметрии и др.), с применением аппарата высшей математики (дифференциального и интегрального исчисления) к решению фи­зических задач; формировать у них исследовательские экспери­ментальные умения.


Учащиеся классов технического профиля после окончания школы поступают, как правило, в технические вузы. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них представлений о том, что физика является основой техники и технологии, что знание основ физики необходимо для успешной профессиональной деятельности. Одной из задач является также формирование у учащихся конструкторских умений.

Учащиеся классов биолого-химического профиля свою буду­щую профессиональную деятельность связывают обычно с рабо­той в области биологии, химии, медицины. Соответственно, при изучении физики у них должны быть созданы представления о том, что физические, химические и биологические явления связа­ны между собой, что физические методы используются при иссле­довании химических и биологических процессов, что законы фи­зики лежат в основе биологических и химических явлений, у них должны быть сформированы исследовательские эксперименталь­ные умения.

Учащиеся классов гуманитарного профиля, как правило, в дальнейшем физику изучать не будут; их профессиональная дея­тельность с физикой не будет связана. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них знаний и уме­ний на уровне, соответствующем базовому, отраженному в требо­ваниях к минимальному содержанию образования, однако основ­ными задачами следует считать формирование у этих учащихся представлений о том, что физика является элементом общечело­веческой культуры, представлений о связи развития физики с раз­витием общества, техники и других наук, раскрытие гуманитар­ного потенциала физической науки.

Специфика целей обучения физике учащихся классов разных профилей проявляется и в том, что указанные в таблице 5 общие цели приобретают разную значимость. Так, для учащихся классов технического профиля цель формирования знаний о научных ос­новах техники является более значимой, чем для учащихся клас­сов биолого-химического профиля. Такая задача, как формирова­ние экспериментальных умений, для учащихся гуманитарных классов ставится и решается иначе, чем для учащихся физико-математических или технических классов, поскольку другим явля­ется и состав умений.

Заданные подобным образом цели обучения носят описатель­ный характер и являются достаточно общими, они не позволяют ответить, например, на вопрос, какие конкретные знания должны быть сформированы у учащихся и на каком уровне. В частности, если ставится цель сформировать у учащихся понятие импульса тела, то возникает вопрос, каким должен быть уровень сформи­рованное™ этого понятия: должны ли учащиеся только знать его определение, либо должны уметь применять его к решению про­стейших тренировочных задач, или к решению комбинированных


задач, или к решению творческих задач. Ответить на этот вопрос можно, если цели задать в виде конечного результата обучения.

Цели обучения в виде его конечных результатов формулиру­ются в некоторых учебных программах; в них выделены понятия, законы и формулы, а также практические применения изученного, которые учащиеся должны знать, и практические умения (решать задачи и пользоваться приборами), которые должны быть у них сформированы. Более детально цели обучения физике, выражен­ные в виде требований к подготовке учащихся, сформулированы во «Временных требованиях к содержанию основного общего об­разования по физике» и в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования».

В этих документах указывается, что именно учащиеся должны распознавать (называть) (например, источники электростатиче­ского н магнитного полей, способы их обнаружения и др.), ка­кие примеры они должны приводить (изменения скорости тела под действием силы, деформации тел при взаимодействии и др.), какие величины они должны уметь измерять (температуру, мас­су, силу и др.), какие модели и процессы они должны уметь опи­сывать (планетарную модель строения атома, изменения и пре­образования энергии при анализе свободного падения и др.), что определять (знак заряда, значения величин по таблицам, со­став атомного ядра по заданному массовому числу и заряду и др.), какие величины вычислять (равнодействующую силу, им­пульс тела и др.), что объяснять, как представлять результаты измерений и т.д.

Стремление задать цели обучения в виде конечных результатов привели к разработке их различных таксономии, представляющих перечень целей и их определенную иерархию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.