Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы задания целей обучения






Как указывалось выше, содержание и технологии обучения зависят от целей, поставленных перед школой. Содержание об­разования определяется как дидактическая модель социального заказа, обращенного к школе. Выделяют три уровня' его форми­рования: уровень общего теоретического представления, кото­рый реализуется в виде учебного плана школы; уровень учебно­го предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; и уровень учебного материала, зафиксированный в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материа­лах. На каждом уровне содержание образования регламентиру­ется целями, при этом цели обучения на каждом уровне взаимо­связаны: цели обучения физике вытекают из целей общего обра­зования и конкретизируют последние на своем уровне; цели изу­чения конкретного материала следуют из целей обучения физике и конкретизируют их.

Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития и следуют из со­циального заказа общества школе. В качестве глобальной цели часто выделяют цель всестороннего и гармонического развития личности. При этом под гармонически развитой личностью понимается человек, обладающий глубокими и прочными знаниями, умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике, научным мировоззрением, готовый к труду и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.

Цели общего образования не остаются неизменными, их из­менение связано с социально-экономическим развитием общест­ва и соответственно с изменением социального заказа. В связи с этим меняются цели обучения физике, их значимость и иерархия.


Так, если до недавнего времени основной целью школьного фи­зического образования считалось формирование у учащихся глубоких и прочных знаний основ физики, то сейчас на первое место выдвигается задача развития учащихся, их воспитания в процессе обучения. Расширяется и состав целей обучения физи­ке: такие цели, как формирование знаний о методах исследова­ния в физике, подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развитие творческих способностей уча­щихся, формирование мотивов учения, поставлены перед физи­ческим образованием лишь в последнее время.

Существует несколько способов задания целей обучения физи­ке: описательно без использования какой-либо классификации; описательно с применением классификации и через конечные ре­зультаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональ­ными.

Пример описательного задания целей обучения приведен выше (см с. 29). В таком виде целесообразно задавать цели образования на уровне общего представления. При проектировании содержа­ния образования на уровне учебного предмета (физики) цели сле­дует задавать описательно в соответствии с той или иной класси­фикацией. На уровне учебного материала цели должны формули­роваться операционально так же, как и при определении конеч­ных результатов обучения.

Возникает вопрос: какую классификацию целесообразно ис­пользовать при определении целей обучения физике? Одной из таких классификаций является принятая в практической дидакти­ке классификация, в соответствии с которой цели делятся на обра­зовательные, воспитательные и развития.

К образовательным целям в этом случае относят формирова­ние знаний основ физики, знаний о методах познания; формиро­вание экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач и т.п. К воспитательным - формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстети­ческое, нравственное воспитание и т.п. К целям развития отно­сят развитие мышления, самостоятельности и пр. Эта класси­фикация, как впрочем и любая другая, не свободна от недо­статков, поскольку, во-первых, она не позволяет учесть все цели, стоящие перед обучением физике, и, во-вторых, сложна для использования учителем в качестве инструментария. В частно­сти, непросто, используя данный подход, определить цели кон­кретного урока, цели изучения того или иного параграфа учеб­ника.

Другую классификацию целей обучения физике дает достаточ­но распространенный в дидактике социально-личностный подход к их заданию.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.