Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документы, регламентирующие учебный процесс в средних общеобразовательных учреждениях






Учебно-воспитательный процесс в средних общеобразователь­ных учреждениях регламентируется Законом Российской Федера­ции «Об образовании», Государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом.

В Законе «Об образовании» отражена идея демократизации системы образования в Российской Федерации и сформулированы принципы государственной политики в области образования. К ним относятся:

гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей,

свобода развития личности,

адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

Свою реализацию приведенные выше принципы получают, во-первых, на уровне образовательного учреждения в целом, что проявляется в возможности выбора им своего статуса, во-вторых, на уровне конкретного учебного процесса, что проявляется в пре­доставлении учителю права выбора учебной программы и учеб­ника, и, в-третьих, на уровне ученика, который может выбрать собственную «траекторию» обучения.

Идея демократизации системы образования получает свое от­ражение в принципах гуманизации, гуманитаризации и дифферен­циации процесса обучения.

Гуманизация обучения предполагает усиление внимания к лич­ности ребенка, который становится центральным субъектом всего учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация обучения предполагает усиление внимания к гуманитарным аспектам наук, которые изучаются в соответст­вующих им учебных предметах (мировоззренческим, методологи­ческим, историко-биографическим, экологическим).

Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности уча­щихся, их способности и интересы.

В настоящее время общее среднее образование можно полу­чить в образовательных учреждениях разных типов: в школе, в гимназии, в лицее, в колледже, в частной школе.

Гимназия - среднее общеобразовательное учреждение, работающее в со­ставе V-XI классов (I-IV классы - прогимназия), ориентированное на обу­чение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду, и призванное дать своим выпускникам универсальное образование.

Лицей ~ профессионально ориентированное общеобразовательное учреж­дение, работающее в составе VIII-XI или X-XI классов. Лицеи, как прави­ло, создаются при высших учебных заведениях технического профиля. Их


задача - дать учащимся общее образование и помочь им реализовать свои склонности и способности в выбранной ими сфере профессиональной дея­тельности. Технические лицеи часто создаются на базе бывших средних про­фессионально-технических училищ.

Колледж - профессионально ориентированное образовательное учрежде­ние, которое наряду с общеобразовательной подготовкой осуществляет про­фессиональную подготовку, традиционно дававшуюся в средних технических учебных заведениях. Существуют педагогические, медицинские, технические и другие колледжи. Работают в составе X-XI классов, плюс 3 года дополни­тельного обучения. Возможно обучение в колледже в течение трех лет на базе общеобразовательной подготовки.

Частные школы создаются по инициативе общественных, религиозных ор­ганизаций, различных ассоциаций и фондов, предприятий и частных лиц. Частная школа обязана иметь свой устав и лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную соответствующим департаментом образования. В течение трех лет после получения лицензии выпускники част­ной школы проходят аттестацию в государственных образовательных учреж­дениях. Через три года при условии соответствия подготовки учащихся госу­дарственным требованиям школа получает аккредитацию и право выдачи свидетельств об образовании.

Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I-IV (III) - начальная школа, V-IX - основная школа, X-XI - общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной.

Возможность получения образования в учебных заведениях раз­ного типа, в том числе в таких, которым дано право определять собственную образовательную стратегию и использовать различ­ные учебные программы и пособия, требует разработки образова­тельных стандартов, которые задавали бы требования к общеобра­зовательной подготовке учащихся. Необходимость разработки Го­сударственных образовательных стандартов и внедрения их в прак­тику работы также зафиксирована в Законе «Об образовании».

Вторым документом, регламентирующим работу средних об­щеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки уча­щихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение феде­рального и национально-регионального компонентов государст­венного образовательного стандарта.

Базисный учебный план включает не предметы, а образова­тельные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариа­тивной.

В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразова­тельных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования.


Таблица 3

 

 

 

 

 

Классы   I II III I II III IVV VI VII VIII IX X XI
Образова­тельные области Образова­тельные ком­поненты Число часов в неделю
Филология Русский язык как государ­ственный. Языки и литература                         - -
                           
Математика Математика, инфор­матика                            
Общество-знание История, общество-знание, гео­графия Окружа­ющий мир                            
-                          
Естество­знание Биология, физика, химия                            
Искусство Музыкаль­ное и изо­бразитель­ное искус­ство                            
Физическая культура Физическая культура, ОБЖ                            
Технология Технология, трудовое обучение, черчение                            
Обязатель­ные занятия по выбору, факультатив­ные, индиви­дуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя)                              
Максималь­ный объем учебной на­грузки уча­щегося при 6-дневной учебной неделе                              

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.

Инвариантная часть базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Мате­матика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Фи­зическая культура», «Технология». Эта часть определяет мини­мальное число часов на изучение образовательных областей, рас­пределенное по классам. В каждой образовательной области ин­вариантной части учебного плана, кроме образовательной облас­ти «Математика» и предметов физики и химии, может быть выде­лено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение кур­сов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Образовательную область «Естествознание» составляют физи­ка, химия, биология, экология, естествознание как интегрирован­ный курс. В ней не выделена астрономия, поскольку она, как пра­вило, интегрируется с физикой, хотя может преподаваться и как самостоятельный предмет.

В соответствии с дополнениями к базисному учебному плану на изучение физики отводится не менее двух часов в неделю с VII по XI классы.

В таблице 3 приведен базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования № 322 от 09.02.98.

В настоящее время разрабатывается проект перехода россий­ской школы на двенадцатилетнее среднее образование (I-IV клас­сы - начальная школа, V-X классы - основная школа, XI-XII классы - полная средняя школа) при обязательном десятилетнем образовании.

В рамках этого проекта сформирован базисный учебный план для общеобразовательных учреждений 12-летней школы. Этот план для основной 10-летней школы и для старших классов при­веден в таблице 4.

Третьим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки уча­щихся.

Разработанный в настоящее время проект стандарта физиче­ского образования включает следующие взаимосвязанные эле­менты, представленные по ступеням обучения:

- ядро содержания и уровень его предъявления - основные физические теории, включающие научные факты, понятия, тео­ретические модели, законы, составляющие тот минимальный объ­ем информации, который должен содержаться в любом варианте


Таблица 4

 

Классы V VI VII VIII IX X XI XII
Учебные курсы Число часов в неделю
Русский язык (как го­сударственный)                
Литература                
Иностранный язык                
Родной (национальный) язык Время выделяется за счет школьного компонента
Математика                
История                
Обществоведение - -   -        
География             - -
География и экология - - - - - -   -
Биология                
Физика - -            
Химия - -            
Искусство         - - - -
Физическая культура                
Технология                
Информатика -   - - -   - -
Итого                
Школьный компонент                
Максимальная учеб­ная нагрузка                

школьных программ, учебников и учебных пособий и который должен быть изложен и разъяснен учителями на уроках;

-требования к уровню подготовки учащихся - минимальный объем учебного материала, который должен быть усвоен учащи­мися на данной ступени обучения (уровень обязательной подго­товки по содержанию меньше уровня предъявляемого учебного материала учителем и учебником);

- систему измерителей (заданий) и правил их использования, позволяющих осуществить контроль достижения школьниками требуемого уровня подготовки.

Ядро содержания, требования к уровню подготовки и измери­тели группируются в соответствии с пятью содержательно-методическими линиями: физика и методы научного познания, движение и силы, вещество, поле, энергия.


Рассмотрим в качестве примера один из фрагментов государ­ственного стандарта физического образования в основной школе.

Ядро содержания и уровень его предъявления

Обучение в основной школе обеспечивает учащимся возможность:

- изучить следующие физические понятия и величины: относительность
механического движения, тяготение, скорость, масса, ускорение, импульс,
сила, сила тяжести, работа, мощность, давление, период, амплитуда и частота
колебаний.

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны:

- приводить конкретные примеры, показывающие, что скорость движения
одного и того же тела, а также его траектория могут быть разными относи­-
тельно разных систем отсчета;

- измерять массу тела, силу тяжести, упругости, трения скольжения;

- определять по графику зависимости скорости движения от времени ско­-
рость тела в любой момент времени;

- приводить примеры изменения скорости тела под действием силы и др.
Образцы измерителей уровня подготовки школьников

Требование: измерять массу тела.

Задание: измерьте массу деревянного бруска. Результат запишите с учетом погрешности измерения.

Помимо проекта стандарта физического образования разрабо­тан так называемый обязательный минимум содержания образова­ния, который служит основой для создания вариативных программ и учебников, важным ориентиром для родителей и учащихся, при этом обязательный минимум, составляющий ядро образования, не позволяет снять или сократить отдельные важные образовательные дисциплины и перенести их в сферу дополнительных услуг.

В настоящее время утверждены «Обязательный минимум со­держания начального общего образования» (Приказ Министра общего и профессионального образования №1235 от 19.05.98), «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Министра общего и профессионального образования № 1236 от 19.05.98), «Обязатель­ный минимум содержания среднего (полного) общего образова­ния» (приказ Министра образования № 56 от 30.06.99).

Требования к знаниям учащихся представлены по образова­тельным областям, а внутри них - по образовательным компонен­там. Характер представления «требований» отличается от того, что включает в себя образовательный стандарт. Требования при­ведены в виде перечня явлений, понятий и законов, которые должны быть изучены учащимися.

Ниже в качестве примера приведен фрагмент требований.

Атомная и ядерная физика

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.


Опыты по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома.

Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Помимо Федерального стандарта существуют региональные стандарты; уровень требований, которые они предъявляют к подготовке учащихся, не может быть ниже предусмотренного Федеральным стандартом. Например, существует проект Мос­ковского образовательного стандарта, региональный компонент которого разработан применительно к потребностям и условиям Москвы и который сочетает в себе федеральный и собственно московский компоненты. Основным элементом Московского об­разовательного стандарта является «обязательный минимум со­держания образования», представляющий собой перечень эле­ментов содержания образования, принадлежащих образователь­ным и предметным областям. Элементы знаний внутри предмет­ной области структурированы в соответствии с логикой базовой отрасли знания. Так, элементы знаний внутри предметной облас­ти «физика» структурированы в логике фундаментальных физи­ческих теорий.

Образовательные стандарты не являются программой по пред­мету. Они так же, как базисный учебный план, применяются не для непосредственного обучения по ним, а для составления учебных программ, число которых может быть достаточно велико.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.