Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умеем ли мы общаться?






ВВЕДЕНИЕ

Разумеется, умеем — так же, как и читать книги. Впрочем, книгу можно полистать, заглянув на случайные ее страницы и получив о ней весьма туманное и искаженное представление, а можно прочитать ее внимательно и подряд, ничего не пропустив от титульного листа до обратной стороны обложки. Однако если чтению нас учат в школе, то искусству общения не учат вообще — или, вернее, ему учит жизнь как таковая, и учит чаще жестоко, чем умно и деликатно. Разрывы отношений с близкими людьми и сотрудниками по работе, постоянные недоразумения, ссоры, разводы и вынужденные перемены места работы — таковы уроки коммуникации для ленивых и невнимательных учеников этой, может быть, самой важной для человека области гуманитарных умений. Работа над собой, своим внутренним миром тоже в большой степени есть искусство дипломатии, в частности, умения помочь своим конфликтующим «я» договориться друг с другом — и здесь без того, чтобы дать им возможность выразить свои позиции и требования и внимательно выслушать голос каждого, ничего не получится.

Коммуникативные способности, как и любые другие, в какой-то мере даны человеку от природы, но в большой степени могут быть развиты — при условии приложения соответствующих усилий. Единственным серьезным препятствием для развития коммуникативных навыков служит (по мнению автора) сильное нежелание человека вступать в контакт с себе подобными — неважно, по какой именно причине, а их существует немало. Например, человек может избегать контактов с другими людьми потому, что он считает эти контакты для себя непосредственно опасными, или чреватыми будущими неприятностями, или нарушающими его душевное спокойствие, или слишком энергозатратными, или не окупающимися по большому счету, или просто ему другие люди неинтересны и слушать их или предъявлять им себя ему ни к чему. И если у человека есть подобная существенная причина нежелания общаться с другими людьми, то никакие коммуникативные техники и практики ему не помогут: как говорят на Востоке, можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить.

Основная мысль, руководившая автором при исследовании темы коммуникации, заключается в том, что все люди — разные, и универсальной коммуникативной техники, облегчающей и делающей эффективным общение, не существует, поскольку к каждому человеку требуется свой коммуникативный подход, иногда очень специфический. Есть люди, которые любят, чтобы им противоречили — тогда они оживляются и энергично и красочно выражают свою мысль; другие, наоборот, вянут, как лишенная воды роза, при малейших возражениях или просто недостаточной прямой поддержке. Есть люди, которым необходимы прямые вопросы и указания, а иначе они теряются и не понимают, чт о от них требуется; есть, наоборот, люди, которые ненавидят прямое ими управление, и входят в контакт лишь с молчаливыми и ненавязчивыми партнерами. Для одних людей естественное общение возможно лишь при условии, что они хорошо знают своего партнера и тему общения; на других те же обстоятельства наводят непреодолимую скуку, и им для интересного разговора нужен свежий партнер или тема. Более того, коммуникативные привычки и предпочтения нередко сильно меняются в зависимости от обстоятельств: в семье эти предпочтения могут быть одни, на работе — другие, с друзьями на отдыхе — третьи, в серьезном разговоре совсем не такими, как в шуточном, и т. д.

Однако предпочтения, присущие человеку, не всегда удается реализовать, и порой приходится разговаривать с партнером в непривычной и неудобной для себя манере. Большинство людей в таких ситуациях теряются и выглядят совсем не блестяще. Можно ли с этим что-то сделать? По глубокому убеждению автора, не только можно, но и необходимо, поскольку общение — это хлеб насущный современного человека, поедаемый многими с утра и до вечера, и неправильно всю жизнь питаться одним только его сортом, когда жизнь предлагает большое их разнообразие. У хозяйки может быть свое фирменное блюдо, но когда к ней собираются дорогие гости, она, планируя угощение, должна учитывать также и их вкусы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.