Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.






ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

ИСКУССТВО

СТАРОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

ИСКУССТВО АССИРИИ

ИСКУССТВО

НОВОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала — необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изо­бражения.

 

 

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике — резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы. Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопо­тамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которо­го позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские го­рода и создал первое в этом регио­не единое государство — царство Шумера и Аккада, которое сущест­вовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспосо­били для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тек­сты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма — зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккураты та, как правило, окрашивали в чёр­ный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Символика фор­мы зиккурата — «лестницы в не­бо» — проста и понятна во все вре­мена. В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двад­цать один метр. Позже его перестро­или, увеличив число ярусов до семи.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.