Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На 4-м уровне речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует.






Ребенок, находящийся на 1-м уровне, проявляет неустой­чивость в игровом общении (следующий игровой компонент), конфликтует в ходе игры.

Для 2-го уровня характерно общение между участниками игры на основе использования общей игрушки или направ­ленности действий. Отношение к партнерам по игре добро­желательное.

На 3-м уровне выбор партнера по игре происходит на осно­ве избирательной симпатии. В общей игре ребенок вступает в конфликты, не всегда может вникнуть в общий замысел; часто оставляет общую игру до ее завершения.

У детей с 4-м уровнем игровых умений происходит объ­единение в игре на основе интереса к ее содержанию и инте­реса друг к другу. Ребенок проявляет интерес к замыслам.

Ртнеров по игре; беспроблемно взаимодействует в подгруп-le детей; пытается справедливо разрешать споры.

Выделенные компоненты игры и внутриуровневая клас-■ фикация параметров позволили в процессе проведенных Иблюдений за игровой деятельностью детей более точно оп-лелить уровень развития игровых умений детей. Каждый критерий оценивался по четырем уровням. В ис-аедовании были определены средние показатели (в баллах) я каждого уровня:

1 уровень — от 2, 0 до 2, 5 баллов;

2 уровень — от 2, 5 до 3, 0 баллов;

3 уровень — от 3, 0 до 3, 5 баллов;

Уровень — от 3, 5 до 4, 0 баллов

Результаты наблюдений фиксировались в сводной таблице, где против фамилии каждого ребенка отмечался его ровень игровых умений по каждому критерию, который он демонстрировал в игровой деятельности.

В итоге были получены результаты, которые наглядно показали как общую картину развития игровых умений, так результаты каждого ребенка.

Первый уровень развития игровых умений не показал то, второй уровень — 44 % (11) детей; третий — 52 % (13) детей; четвертый — 4 % (1) ребенок.

Анализ наблюдений показал, что в игре выделяется подготовительный этап, дети заинтересованы в совместной деятельности и при этом частично используются предметы-заместители.

Сюжет игры разнообразен, отражает ряд сюжетных линий, левые действия передают характер отношений участников игры. Отсутствуют нестандартные сюжеты, мало проявляется инициативы в развитии сюжета игры. В основном роли определяют и направляют поведение ребенка, ролевые функции детей взаимосвязаны, иногда в игре венок выполняет несколько ролей.

Действия детей разнообразны, раскрывают последовательность и логику принятой ребенком роли, количество

игровых действий у некоторых детей ограничено, наблюдается сбой в логичности действий.

В игре проявляется специфическая ролевая речь, которая определяется ролью говорящего и обращена к товарищу п< м игре, а также присутствует и внеролевая речь.

Наблюдалось доброжелательное общение между участник ками игры на основе общих игрушек и игровых действий. Hoj при этом фиксировались случаи возникновения конфликтных ситуаций в игре. Для разрешения игровых конфликтов чаще всего дети прекращали игру и переходили к другой игре или к другому виду деятельности или же начинали жаловаться взрослому, а иногда даже драться. Были случаи, когда дети больше ориентировались на выполнение игровых действий и не проявляли интереса к человеческим отношениям.

Таким образом, в группе создана достаточно разнооб­разная предметно-игровая среда, способствующая развитию игровой деятельности детей. Но есть еще потенциальные возможности для ее совершенствования с тем, чтобы разно­образить и осовременить тематику сюжетно-ролевых игр и влиять на повышение уровня игровых умений детей.

Сделанные выводы позволили наметить последующую работу по совершенствованию предметно-игровой среды и развитию игровой деятельности детей старшего дошколь­ного возраста.

 

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.

При проектировании предметно-игровой среды в старшей группе мы, прежде всего, ориентировались на цели развития и воспитания детей, исходили из сущности требований со­временной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в старшей группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по типу нежесткого центрирования, что позволяло детям уединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывалось выявление интереса у детей к проблемам, выходящим за границы их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр использовалось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности отношения между людьми, события, связи с этим для детей старшей группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые «Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых «Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия» и т. д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на Север» и др.).

 

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:

• целенаправленной организации предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильнос­ти — динамичности; комплексирования и гибкого зониро­вания; эмоциональности; закрытости — открытости; учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функ­ционального комфорта; надежности и безопасности;

• обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребенка;

• реализации личностно ориентированной модели взаимо­действия взрослого и ребенка;

• обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняюще­гося уровня игровых умений;

• организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллекту­альной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно орга­низовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;

• создании условий для индивидуальных, подгрупповых и кол­лективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;

• обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;

• предоставлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством много­функциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;

• обеспечении доступности ко всему содержанию предмет­но-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;

• ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддержи­вает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

• учитывать закономерности развития игровой деятель­ности,

• соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,

• носить развивающий характер,

• соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.