Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ






Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Левина, — это система влияний и условий формиро­вания личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Предметно-развивающая среда — составная часть развива­ющей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает пони­мание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и по­требности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотноше­ний людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ре­бенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев).

 

Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка(В. С. Библер), формиро­вание отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это — и способ трансформации внешних отно­шений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потреб­ности в деятельности.

Таким образом, среда — это поле социальной и культур­ной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепле­ния социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Формирование «образа среды» является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формирова­нию у каждого человека представления о цели жизни.

Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д. Б. Эль­конин, — это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаи­модействий.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомле­нию с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элемен­тарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.

В дошкольном возрасте поведение ребенка, указывает А. Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосреду­ют отношение ребенка к предметам и другим людям. Ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к ДРУгу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований личности ребенка дошкольного возрас­та. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков — процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуе­мым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваива­ются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения.

Развивающая предметная среда как система материаль­ных объектов деятельности ребенка, функционально модели­рующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это дейст­венное средство обогащенного развития специфических дет­ских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка (А. В. Запорожец, С. Н. Новоселова).

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расши­ряется для него. В этот мир входят предметы, которые состав­ляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы.

Для ребенка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, ос­ваивающий окружающий его мир, — это ребенок, стремящий­ся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действен­ное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится дейст­вовать, как взрослый (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Д. Б. Эльконин считал, что процесс овладения предмет­ными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно.

Всякое предметное действие, производимое ребенком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребенку, которые могут возникнуть в ходе или в конце вы­полнения действия.

В ходе выполнения предметных действий ребенок прежде усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общим назначением, и лишь затем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условия осуществления действий с ним.

А. П. Усова считает, что деятельность ребенка в игре раз­вивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т. д.). Изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строитель­ный — возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игруш­кой (действует через нее), и игры, где роль выполняется лично самим ребенком («мама», «продавец» и т. д.).

Усова также отмечает, что в процессе освоения пред­метных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-, четырехлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее играют в игрушки.

Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные призна­ки, а именно: для детей третьего года жизни — это достаточ­но большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошколь­ного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления (раз­вития) детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младше­го возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предмет­но-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладева­ет с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка предметно-пространственная среда соот­ветственно обновляется (Г. Ю. Максимова).

Е. А. Лазарь определяет следующие типы взаимодействия со средой, влияющие на характер самоопределения личности. Неадекватный тип характеризуется несоответствием требова­ний среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосхо­дят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни. Адекват­ный тип взаимодействия среды и личности характеризуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетвореннос­тью личности в своей среде.

Предметно-пространственная среда — это условие рассмот­рения возможностей ребенка в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития, заданного самим ходом культурно-исторического процесса. Одна из за­дач педагогики развития — выработка у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер чело­веческой культуры.

Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития.

Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «сте­пенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев).

Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Вет-лугина, Л. М. Кларина); другие — что компонентами сре­ды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка (В. Кудрявцев).

Авторы программы «Истоки» характеризуют среду с по­зиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные объекты, культур­ные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

Изучая вопрос организации развивающей среды и ее вли­яния на развитие умственных, психических и личностных ка­честв дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-пространственная среда необходима детям, пре­жде всего, потому, что выполняет по отношению к ним инфор­мационную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстети­ческих суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития (типа лаборатории, ос­нащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечи­вают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют «ключ» к освоению действительности, законов ее организации. Наконец, продук­ты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы — это яркий источник позна­ния взрослого, его личностных и деловых качеств.

Не менее важное значение имеет и стимулирующая функ­ция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действи­ям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возраст­ные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Кроме того, предметно-пространственное окружение, воз­действуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) — мелки, крас­ки, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань, — позволяют в продуктивной де­ятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание. Необычные сказочные герои, «живущие» в группе, побуждают детей в практической деятель­ности реализовывать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность (О. В. Артамонова).

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных ком­понентов, что обеспечивает преемственность развития деятель­ности от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отвечать критериям функционального комфорта и основным по­ложениям эргономики развивающейся детской деятельности.

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Наукоемкие проекты ор­ганизации развивающей среды разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации раз­вивающей среды и рассматриваются ее основные принципы.

В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрел­кова в своей работе «Построение развивающей среды в до­школьном учреждении» предлагают концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в современной системе дошкольного образования.

Авторы концепции убедительно доказывают, что окру­жающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должна обеспечивать безопас­ность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентиро-ванную модель взаимодействия между людьми.

Мощным обогащающим фактором детского развития, утверждает С. Л. Новоселова, является социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содер­жание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммиро­ванной» культуры, но и испытывает влияние социума. Все эти среды: семейный дом, детский сад, микрорайон, город, природные и парковые ландшафты могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Вместе с тем каждый возраст берет извне для себя то, что нуж­но именно ему. В концепции развивающей предметной среды С. Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо­лагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; круп­ногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизу­альные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования, указывает автор, фор­мируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. В концепции определены требования к развивающей пред­метной среде ДОУ:

• система предметной среды должна учитывать возраст­ные Интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов де­ятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);

 

• соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский);

• соответствие среды структуре когнитивной сферы ребен­ка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддъ-яков);

• предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетво­рять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

 

Таким образом, психолого-педагогические основы разви­вающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н.А. Ветлугиной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запо­рожца, А. П. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Элъконина и др.

Данные психолого-педагогических исследований позволя­ют сделать вывод о том, что организация предметно-разви­вающей среды является непременным элементом в осуществ­лении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнеде­ятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно-развивающая среда должна служить интере­сам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфи­ческих видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, при­нимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестан­дартной, изменчивой.

 

 

Педагогические принципы и подходы

к организации предметно-развивающей среды

в детском саду

Большинство ученых, занимающихся изучением пробле­мы среды, единодушны во мнении, что качество воспитатель­но-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развива­ющей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

В настоящее время проблема организации развивающей среды ДОУ отражена в исследованиях Н. Д. Епанчинцевой, Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Л. Одинцовой, Л. А. Па­рамоновой, В. А. Петровского, О. Р. Радионовой и др.

В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой со­держатся научные психолого-педагогические основы и поло­жения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям ДОУ и дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды в ДОУ.

Автор подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жиз­недеятельности, учитывающих антропометрические, физио­логические и психологические особенности обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

• развивающий характер предметной среды;

• деятельно-возрастной подход;

• информативность среды;

• обогащенность, наукоемкость, наличие природных и со­циокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

• вариативность;

• сочетание традиционных и новых компонентов;

• обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;

• обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

• обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структу­ры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предмет­ной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социо­культурных, природно-климатических и других особенностей, указывает С. Л. Новоселова.

Авторы программы «Истоки» отмечают такие существен­ные принципы в организации развивающей среды, как:

• принцип обогащенности;

• принцип наукоемкости;

• принцип использования природных и социокультурных средств;

• принцип обеспечения разнообразия деятельности ребенка;

• принцип предоставления ребенку условий для творческого и духовного развития.

В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрел­кова в своей работе «Построение развивающей среды в до­школьном учреждении» предлагают следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учрежде­ниях:

• принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

• принцип активности, самостоятельности, творчества;

• принцип стабильности, динамичности;

• принцип компенсирования и гибкого зонирования;

• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия каждого ре­бенка и взрослого;

• принцип сочетания привычных и неординарных элемен­тов в эстетической организации среды;

• принцип открытости — закрытости;

• принцип учета половых и возрастных различий детей.

Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ.

Они считают, что особенности предметно-пространствен­ной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и специфи­кой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется.

Психолог С. Зайцев в своей работе «Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость» отмечает, что при создании развивающей среды необходимо придерживаться трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды. Он отмечает, что при создании среды необходимо выполнять ряд условий:

• соблюдать необходимые требования к освещению и вен­тиляции;

• мебель должна соответствовать росту детей;

• соблюдение условий гигиены (помимо основных — рако­вина, мыло и пр., наличие емкости с водой для питья), наличие у каждого ребенка места для хранения его гиги­енических принадлежностей;

• обеспечение потребности ребенка в «личном пространстве»;

• обеспечение ребенку возможности заниматься разными видами игры;

• многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию: дети должны быть в курсе изменений среды, знать, где находятся и как используются те или иные материалы; в группе должны быть открытые полки и шкафы с соответствующей маркировкой (на банк. ~

с цветными карандашами должна быть надпись К.)

Ребенок будет чувствовать защищенность, будет иметь возможность активно действовать, воспринимать и изменять среду, обогащая свой личностный опыт.

С. Зайцев выделил всего три принципа организации развивающей среды, хотя их, конечно, намного больше. Так! В. Кудрявцев подчеркивал, что главное требование к развивающей среде ДОУ —это ее адекватность творческому характеру

Деятельности ребенка и то, что при организации полноценной развивающей среды в ДОУ необходимо соблюдать следующие нормативные параметры среды, диалогический режим функционирования;

• необыденность;

• четкая оформленность в среде предметных источников развития;

• многофункциональность;

• приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

О. В. Артамонова считает, что в процессе организации предметно-пространственной среды необходимо пользоваться принципами, разработанными под руководством В. А. Петров­ского. У нее данные принципы имеют несколько иные названия (статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования предметно-пространственного окружения; ком­фортность предметно-пространственной среды; открытость — закрытость предметно-пространственного окружения; способ­ность предметно-пространственной среды обеспечить развитие половых различий), но их содержание остается прежним.

Таким образом, разработанные принципы построения развивающей среды помогут руководителям и воспитателям создавать адекватную среду в ДОУ, обеспечивающую ребенку условия для саморазвития и проявление творчества, а также единства развивающей предметной среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.