Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности активных методов обчения при подготовке парикмахеров






 

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются:

 целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

 достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

 самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

 интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Существующие в настоящее время подходы к классификации АМО, отражающие различные их свойства и наиболее важные с точки зрения авторов классификационные признаки.(рис.1)

 
 

Представляется, что процесс «получения информации» не может быть пасси вным, поскольку в любом случае он требует активности «получателя», так как информацию необходимо отобрать, осмыслить, присвоить и т.п., и все эти процессы требуют активной мыслительной деятельности.
В результате своих рассуждений о методах обучении взрослых С.И. Змеев приходит к мысли, что выбор и использование тех или иных методов зависит от поставленной цели, способа (вида), содержания и условий обучения [4].
В 2003 г. в учебном пособии по основам андрагогики И.А. Колесникова приводит перечень «наиболее продуктивных», на ее взгляд, методов органи-зации современной андрагогической практики [5]:
• имитационное моделирование, которое позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику взрослого человека и способствующие ее разрешению;
• проектирование как целенаправленное прогностическое изменение действительности в ходе образовательного процесса;
• различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, кор-ректировать имеющийся профессионально-личностный опыт;
• программирование и алгоритмизация, на основе которых реализуется полное усвоение необходимой информации. [10]

Рассуждая о перспективах развития образования взрослых, С.Г. Вершловский отмечает, что на смену «недавно доминировавшей» чисто информационной направленности обучения приходит образование, в основе которого лежат активные методы обучения. Он подразделяет их на две группы:
• имитационные методы (анализ конкретных ситуаций, деловые игры, учебные игры, игровое проектирование, имитационные упражнения, инсценировка, тренинг);
• неимитационные методы (проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, дебаты, мозговая атака, круглый стол, стажи-ровка, производственная практика, научно-практическая конференция, мастерские) [2, 4].
Тренинг, круглый стол, стажировка, производственная практика, научно-практическая конференция, мастерские и т.п. представляют собой не столько методы обучения, сколько определенные организационные формы обучения, которые дают возможность обмена информацией, опытом, высказывания своей точки зрения.

Исследователи способов активизации обучения взрослых Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова отмечают, что обучение взрослых бывает эффективным и достигает хороших результатов, если учащиеся:

• открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

• получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
• могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столк-нуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
• могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки [7, 3].
Практически все эти требования соблюдаются, пишут авторы, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. [2]

К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (case study) (анализ конкретных ситуаций, кейстехнологии), имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.