Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмента






Эта модель является обобщением сложного и многостороннего процесса стратегического менеджмента, который рассматривается в кни­ге. В самом общем виде ее шаги представлены на рис. 1.

Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных элементов. Детально содержание модели мы рассмотрим в последующих главах, сейчас же выделим предпосылки или методологические основания исследований в обла­сти стратегического менеджмента.

Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.

Сбор информации. Организации необходимы достаточное количе­ство каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динами­ки. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма долж­на иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.

Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент — высо­ко теоретизированная область управленческих исследований. Это про­является, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процес­сов, так и разработки «глобальных» стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особен­ностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими фактора­ми для формулирования и выбора стратегии.

               
 
Анализ внешнего окружения
 
Планирование направлений развития
 
Планирование стратегии
 
Осуществление стратегии

 


 

Рис. 1. Основные шаги модели стратегического менеджмента

 

Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегичес­кий менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернациона­лизация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпо­ративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты кор­пораций.

Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента — это последовательность перманентного принятия решений, их осуществ­ления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический харак­тер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем коро­че длина цикла принятия решений.

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующая­ся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в пос­леднюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать «правильно» — т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведе­ние означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования но­вых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частно­сти, выраженных лидерских черт — «харизмы», умения творчески ре­шать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на; предпринимательских взглядах.

Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматрива­ются как отправная точка стратегического развития и изменений.

Стратегические альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов — одна из важней­ших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.

Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психо­логии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применя­ются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможнос­тей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определя­ющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.

Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реа­лизации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инно­вациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формиро­вать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вов­леченных в процесс стратегических изменений.

Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными от­делами организации, такими, например, как финансовый, произ­водственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной систе­мы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимос­тью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрез­вычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мяг­ких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жест­кими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

Какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего жена) знание стратегического менеджмента? Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем орга­низации, он позволяет:

• формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная страте­гия;

• находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

• развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных реше­ний;

• более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

• понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

• использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

• связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов про­цессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

• стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организаци­онных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

• преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организа­ции. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегичес­кого менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.