Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии






 

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как " психология народов", " инстинкты масс" и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречаются уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля.

В середине XIX в. социальная психология выделяется в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 году Штейнталем и Лацарусом " Журнала по этнической психологии и языкознанию".

Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце прошлого и в начале текущего века пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард – подражательностью*, Лебон – психическим заражением**, Мак-Дугалл – инстинктами***.

* См.: ТарЭ Г. Законы подражания. СПб, 1890, Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903.

** См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.

*** См.: Мак- Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.

 

Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях (Преступник и преступление. М., 1906; Сравнительная преступность М., 1907).

По концепции Г. Тарда (1843–1904), общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную " оппозицию", конфликтность в социальном взаимодействии. Г. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Г. Тарда стали различаться два вида наследственности – естественная и социальная.

Другой французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1841–1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения (см.: Психология народов и масс. СПб., 1896).

Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Э. Дюркгейм выдвинул феномен " коллективных представлений" (Индивидуальные и коллективные представления, 1898), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием. В отличие от " социальной атомизации" Г. Тарда (считавшего индивида " клеткой общества"), Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей. Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Э. Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Э. Дюркгейм назвал аномией (от франц. anomie – отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе (см.: Социология преступности. М., 1966).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.