Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя






Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя[4] индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

 

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя[5]

Дата Фамилия, имя ребенка Содержание работы   Взаимосвязь с родителями Результаты
Фонематические процессы Звуко-нроизношение Словарный запас Грамматические категории Предложение Связная речь Развитие психологической базы речи
20.10 Иванов Саша (ФФН)   Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*)         Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2    
20.10 Петров Андрей (ОНР)   Комплекс артикуляционных упражнений на звук [iuj(с. 3—10) Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2 Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10       Пригласить родителей для беседы на 21.10  
20.10 Работа со всей группой Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)       Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»        

 

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Планы совместной деятельности специалистов ДОУ

Мероприятия Срок Ответственные Примечание
Организационные мероприятия
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK Май Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники  
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК Май-июнь Заведующий ДОУ, логопед, психолог  
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий Сентябрь Логопед, старшая медсестра  
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей Сентябрь Логопед, воспитатели  
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе Январь Специалисты, логопед, психолог  
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов Ежемесячно Логопед, специалисты  
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) Декабрь Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра  
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) Ноябрь Логопед  
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; — консультации но запросам     Октябрь   Октябрь   Ноябрь   Декабрь   В течение го да То же Заведующий ДОУ, логопед Логопед  
Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) Апрель Заместитель по УВР, педагоги  
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность
Обследование различных сторон психофизического развития детей Сентябрь Воспитатели, специалисты  
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы — II — То же  
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации Сентябрь — октябрь Специалисты  
Взаимопосещение занятий: групповых; — индивидуальных; — интегрированных Декабрь— апрель Логопед, специалисты  
Проведение тематических родительских собраний Октябрь, январь, май Логопед, воспитатели, специалисты  
Участие в работе психодого-педагогического консилиума В течение учебного года Специалисты, воспитатели, родители  
Аналитические мероприятия
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга Декабрь — апрель Специалисты, воспитатели  
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) Май То же  
Составление цифрового и аналитического отчета — II — Логопед  
Выступление на итоговом педагогическом совете - II — — // —  
         

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.