Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронометрирование






 

Хронометрированиеосуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ребенка. Для большей объективности наблюдение целесообразно проводить за средним по своим силам ребенком (т.е. таким, который наиболее характерен для основной массы воспитанников). Если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать детей именно из этой категории.

Оснащение исследования очень простое: протокол, секундомер и ручка.

Хронометрируются следующие виды деятельности детей:

1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий (упражнения на спортивных снарядах, игры, бег, прыжки, лазанье, гимнастические перестроения и т.д.). Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и т.п.

2. Слушание и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий.

3. Отдых, вводимый в занятие для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания педагога.

4. Действия по организации занятия, т.е. время, потраченное ребенком на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре и т.п.

5. Простои - все нерационально потраченное время в занятии по вине педагога или детей (поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т.п.).

Техника ведения хронометрирования состоит в следующем. Время деятельности ребенка определяется по скользящей стрелке секундомера (т.е. время окончание одного вида деятельности определяется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета времени выполнения последующей деятельности). Принято считать, что начало занятия является организованный вход детей в спортивный зал. Секундомер останавливается после организованного выхода детей из зала.

Вариант 1.

Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах (его форма и примерное содержание подробно представлена в таблице 1).

Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только графы 1, 2 и 3. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в графу 9. Остальные графы - 4, 5, 6, 7 и 8 - заполняются после занятия.

В графе 1 определяются части занятия с прочерчиванием точных границ времени их начала и окончания.

В графе 2 записывается содержание занятия, т.е. виды деятельности, которые приходится выполнять ребенку. Делается это по возможности подробно.

В графе 3 отмечаются показания секундомера, т.е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей.

Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале против каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время отдельных компонентов деятельности ребенка. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности ребенка. Разница заносится в соответствующую графу.

Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и занятия в целом.

 

Таблица 1

 

Части заня-тия Содержание занятия Время окончания деятельности Выполнение физического упражнения Слушание и наблюдение Отдых и ожидание Действия по организации Простои Примеча ния
                 
Подготовительная часть Приход детей в зал 1'00         1'00  
Построение 2'20       1'20    
Ходьба 5'20 3'00          
Бег в среднем темпе 6'00 0'40          
Упражнения в движении 6'35       0'35    
Перестроение в ко-лонну по два для ОРУ 7'35       1'00    
Объяснение 1-го упражнения 7'50   0'15        
Выполнение 8'20 0'30          
Объяснение 2-го упражнения 8'30   0'10        
Выполнение 9'00 0'30          
Объяснение 3-го упражнения 9'15   0'15        
Выполнение 9'50 0'35          
Объяснение 4-го упражнения 10'10   0'20        
Выполнение 10'50 0'40          
Объяснение 5-го упражнения 11'00   0'10        
Выполнение 11'30 0'30          
ИТОГО: 11'30 6'25 1'10 - 2'25 1'00  
Основная часть Перестроение для выполнения метания 12'10       0'40    
Раздача мяча 13'00       0'50    
Объяснение задания 13'30   0'30        
Ожидание выполнения 13'45     0'15      
Выполнение - 1 подход 14'00 0'15          
Ожидание 14'30     0'30      
Выполнение - 2 подход 14'45 0'15          
Ожидание 15'20     0'35      
Выполнение - 3 подход 15'40 0'20          
Ожидание 16'10     0'30      
Выполнение - 4 подход 16'25 0'15          
Уборка снарядов 17'00       0'35    
Перестроение к игре 17'20       0'20    
Объяснение игры 18'15   0'55        
Игра 24'30 6'15          
ИТОГО: 13'00 7'20 1'25 1'50 2'25 -  
Заключительная часть Перестроение в колонну по одному 25'00       0'30    
Ходьба в среднем темпе 26'20 1'20          
Построение в 1 шеренгу 26'35       0'15    
Игра на внимание 28'50 2'15          
Подведение итогов занятия 29'50   1'00        
Уход из зала 30'00       0'10    
ИТОГО: 5'30 3'35 1'00   0'55    
    ВСЕГО:   30'00   17'20   3'35   1'50   6'15   1'00  

 

Последующим моментом обработки показателей хронометрирования является вычисление плотности занятия в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на полное занятие (или его отдельную часть), принимается за 100%. Относительно этих 100% и рассчитываются процентные величины.

Суммируя все числа графы 4, получаем абсолютное время, которое было затрачено ребенком на выполнение физических упражнений. В данном случае оно равняется 17 минутам 20 секундам.

Составив пропорцию, можно определить его процентную величину ко времени всего занятия (принятого за 100%), т.е. определить показатель моторной плотности занятия (МП).

Для удобства расчетов минуты переведем в секунды.

Так, 30 минут составят (30х60) 1800 секунд, а 17 минут 20 секунд составят (17х60+20) 1040 секунд.

1800 секунд - 100%.

1040 секунд - МП

 

МП = 1040 х 100   = 57, 7%
 

Аналогичным способом можно рассчитать моторную плотность каждой части занятия. Для определения общей (педагогической) плотности занятия суммируются показатели граф 4, 5, 6 и 7. За 100% берется длительность занятия в целом.

В данном случае время, педагогически целесообразно затраченное на занятии, составило 17 мин. 20 сек. + 3 мин. 35 сек. + 1 мин. 50 сек. + 6 мин. 15 сек. = 29 мин.

Для расчета общей плотности переводить минуты в секунды не надо, следовательно, общая плотность (ОП) составила:

 

ОП = 29 х 100 = 96, 6%
 

 

Работа по хронометрированию занятия заканчивается формулированием вывода. Общая плотность занятия, равная 96, 6%, является хорошим результатом, но в то же время в выводе можно отметить, по чьей вине допущены простои.

Анализ моторной плотности должен осуществляться только в соответствии с задачами занятия.

Т.к. хронометрирование показывает только объем двигательной деятельности, не учитывая его интенсивности, то его целесообразно совмещать с построением физиологической кривой занятия.

Вариант 2. (см. Таблица 2)


Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.