Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О несовпадении Картин Восприятия Реальности .






В сущности, все конфликты между людьми – это конфликты «потребностей». А потребности человека обусловлены тем видением мира, в котором он живет. (Напомню: ребенок - это Человек еще в утробе матери, не говоря уж про возраст младенчества, детства и так далее!..)

Поэтому понимание этого простого тезиса –«мы не понимаем друг друга, потому что у нас разные потребности», помогает избежать многих разрушительных эмоций и увидеть пути преобразования ситуации.

 

Мы уже касались с этой точки зрения вопроса питания детей– ситуации, когда ребенка «заставляют есть», и из лучших побуждений разрушают его здоровье.

Говорили о том, что психологическая потребность родителей и бабушек-дедушек чувствовать себя заботливыми, результативными, социально одобряемыми, сталкивается с физиологической потребностью ребенка кушать лишь при наличии аппетита – то есть после усвоения предыдущей порции пищи.

 

Однако с обеих сторон эти потребности скрыты: взрослые доказывают свою правоту аргументами так называемого здравого смысла, дети – капризами и шантажом. И если последних можно понять – откуда малыши знают законы физиологии, - то взрослые всегда поражают меня упорством в борьбе со своими отпрысками!..

 

Казалось бы – Остановись, подумай!.. Почему ребенок упорно не хочет что-то делать?.. Какая потребность его физиологии, чувств или мыслей не выполняется или нарушается под давлением взрослого?.. Если подойти с этой точки зрения к «непослушанию» детей на уроках, в публичных местах, за столом и в момент укладывания в постель – масса неприятностей в отношениях детей и родителей отпадет сама собой!..

 

Увы!.. Обычно ко мне обращаются, чтобы узнать: «Как заставить его /ее - есть, спать, убираться, делиться, учиться и т.д.» Как будто, добившись своего, родители устранят причину «нежелательного» поведения!..

 

Дорогие родители!.. Если Вы думаете, что сможете «обмануть», «подкупить» или заставить ребенка делать то, что он не хочет – не сомневайтесь – Вы получите еще большую проблему чуть позже!..

 

Наше взаимодействие с детьми – это жизнь «на подводной лодке» - никуда подавленные потребности, полученные разочарования, накопленные огорчения «из семьи» деться не могут – как бы удачно вы их не «победили»!..

Проходят годы, а мы с горечью осознаем – самые тягостные ограничения своей души мы получили от самых любящих, заботливых людей.

Авторитарность и - неумение сказать «нет»; неверие в себя, неумение воспользоваться своим потенциалом и - страстное желание признания, зависимость от оценок окружающих; нелюбимое дело, гнетущее душу, и – бесплодные метания в выборе своего пути…

 

Всё это – родом из детства!..

В том числе – и из нашего с Вами!..

 

Даже у самых успешных людей в душе есть «глубоко спрятанный чуланчик», где затаились детские обиды – нередко смешные и незначительные для взрослого человека, но, тем не мене, оставившие неизгладимый след в душе ребенка…

 

Никто в этом не виноват, все наше общество было построено на подавлении – административном, политическом, идеологическом… Сложно соблюдать «права личности» в стране, где это не принято!.. И наши родители дали нам все, что могли в тех условиях.

Но мы-то с вами живем в совершенно другое время – время расцвета индивидуализма, время быстро обновляющихся технологий, время смешения «полярностей» - все стало относительным, надо обладать собственным взглядом на жизнь, что бы жить плодотворно и счастливо!..

 

Поэтому, если Вы хотите действительно изменить ситуацию - имейте смелость признать подлинные причины нежелательного поведения ребенка... А причины эти, ох как часто, кроются в наших, взрослых психологических проблемах, да таких, которые не очень хочется обнаруживать!..

Подвижный ребенок (даже не гиперактивный!) доводит маму до исступления своей неугомонностью в общественном месте: молодая женщина через некоторое время срывается на крик, шлепает вырывающегося малыша, устраивает для окружающих шоу «кто главнее», сопровождающееся истошными воплями ребенка и беспорядочным поведением матери…

 

Бессознательное желание «быть хорошей» для окружающих («у хорошей матери - послушные дети!») мешает маме понять: пятилетнему мальчику невыносимо бессмысленное ожидание в этом фойе (поликлиники, аэропорта), его живая природа требует применения своим силам, и не так уж сложно переключить его внимание на простую игровую деятельность. Но…

Для этого надо самой быть немного ребенком – а это «стыдно».

Поэтому предпочтительней стыдиться безобразной сцены, чем веселого озорства!..

 

Семилетний, интеллектуально и физически развитый ребенок, - с 4х лет читает, с 5-ти – занимается музыкой, - подходит и крепко обнимает практически незнакомых женщин – учителей в школе, женщин - тренеров в спортзале, случайных собеседниц мамы на улице. Это часто вызывает отторжение, вплоть до агрессии. Никакие объяснения, что такое поведение не принято в нашем обществе, не всегда приятно людям, не прилично, наконец, – не помогают.

Мама - милая, интеллигентная женщина, очень сдержанная в выражении чувств, каждый раз шокирована подобным развитием событий. Естественно – окружающие ей постоянно высказывают претензии на этот счет.

Не смотря на то, что она проводит с ребенком много времени – делает с ним уроки, водит на секции и кружки, занимается познавательной деятельностью, посвящает ему все выходные, - ситуация постоянно повторяется.

«Что мне сделать, чтобы он меня услышал!..»- вопрошает мама.

- А что, по Вашему мнению, безуспешно «говорит» Вам Ваш ребенок? – задаю я встречный вопрос.

 

И выясняется: что чувство ответственности мамы давно перешло жизненно безопасный уровень; что при внешнем благополучии, нет в ее действительности места естественным проявлениямчувств; что «забота» о близких, в том числе – о сыне, давно стала привычной обязанностью; что радость и вкус жизни остались лишь в воспоминаниях молодости…

 

Ребенок, со всей непосредственностью сильной эмоциональной натуры, прямо-таки требует «возвращения к жизни» главного для него человека – мамы!

 

(К чести мамы надо сказать, что она рискнуларазрешить себе ничем не обоснованно дурачиться и возиться с ребенком, бросить половину домашних дел невыполненными и просто «послоняться» по скверу, вдыхая свежий воздух весны, а вместе с ним – и надежд!..)

 

 

Кстати – «Новые дети» часто бурно и даже страстно выражают не только протест, но и симпатию, что просто шокирует многих!..

Может быть - это не случайно?..

Может быть, таким образом, они учат нас искренности и доверию друг к другу?.. И не только?..

 

Их повышенная сензитивность – восприимчивость к «эмоциональному подтексту» человеческих взаимоотношений нередко является главной причиной хронических простуд, аллергий, заболеваний органов пищеварения.

Видите ли – они испытывают потребность жить в мире.

Это не каприз, не изнеженность, это - жизненная необходимость

для современного растущего человека.

 

Если в прошлом дестабилизирующие отношения в семье отражались в судьбе повзрослевшего ребенка психологическими проблемами, то теперь – физическими болезнями и – сразу!..

Это и плохо – растет существенно менее здоровое поколение, и хорошо – родители вынуждены что-то с этим делать, если не хотят посвятить свою жизнь «хождению по врачам». А значит – вынуждены меняться – прощать обидчиков, осознавать разрушительность и бесперспективность привязанности к прошлым разочарованиям, учиться смотреть в будущее и видеть его обновленным!..

Этому искусству и посвящен мой заочный курс «Равновесие».

 

В наши дни существует масса литературы, раскрывающей взаимосвязь мыслей человека, его страхов и разочарований с физическими недугами. Однако самому очень непросто применить эту информацию на практике. И вот почему. Каждый из нас – неповторим! У каждого – свои жизненные уроки, своя призма, через которую он видит Мир, свои отношения, своего ребенка, наконец!.. Невозможно применить благие советы, не обнаружив того, что мешает принять и воплотить их. А это – индивидуальная работа с психологом. Для ее результативности нужны:

 

1.ясное понимание необходимости изменений в сознании человека, готового обучаться на курсе.

2.принципиальное совпадение точки зрения на проблему. Я никого не убеждаю, если Вам кажется невозможной прямая связь состояния сознания мамы и здоровья малыша, желаю Вам удачи на других путях решения Ваших проблем!.. Хотя я и предоставляю информационный материал, но они адресован тем, кто уже готов действовать!

3.Готовность искренне заглянуть в себя, понять и принять свои ошибки. Иногда это бывает самым трудным!

 

Поэтому я не рекламирую свой курс. Я информирую о нем. В пору своей профессиональной молодости я была уверена – если «знаешь дорогу», сможешь провести «по ней» любого желающего!..

Оказалось, не так все просто!..

Часто человек хочет «попасть в пункт назначения» - обрести здоровье, спокойствие, успех, - но категорически не готов оставить свой «багаж» - груз «непоколебимых убеждений», приведших его к тому плачевному положению, в котором он сейчас находиться!..

Поэтому, дорогие коллеги-родители, если вы чувствуете созвучие моей позиции в отношении «ращения» детей – пишите мне, я могу быть Вам полезна. В ином случае я советую расширить свой кругозор за счет специальной литературы, положившись на свою интуицию.

 

11.Различие Смыслов.

В прошлом выпуске мы с Вами коснулись темы «взаимонепонимания» и говорили о различии в потребностях детей и родителей.

 

Сегодня предлагаю вам обратить внимание на различие смыслов в жизни старшего и младшего поколений.

 

Недавно одна замечательная мама 2х деток - первоклассника и трехлетки – спросила меня: «Почему в жизни так устроено, что все мы постоянно делаем то, что не хотим?.. Ребенок не хочет ходить в школу (очень не плохую!), а надо; я бы лучше занялась дизайн-проектами, а не «крутилась по дому»; муж заставляет себя реализовывать давно и с усилиями выстроенный бизнес, переставший быть интересным; бабушка бьется за возможность работать на прежнем месте, не смотря на инвалидность, хотя ничто ее на этом месте не радует…

 

И все мы живем как-то «не для себя!..»

 

А я ответила:

 

-Всего лишь 20 лет назад люди не задавались такими вопросами – радовались, что есть «денежная» работа, возможность уделить время детям, а не разрываться между «зарабатыванием» денег и домом; радовались, что нашли неплохую школу для ребенка…

А сейчас, нередко, я сталкиваюсь в «благополучных» молодых семьях с ощущением бессмысленности жизни по модели: «как у людей». И очень часто это «ощущение» переходит в разряд «осознания» благодаря детям. Новым детям.

 

С самого раннего возраста они с недоумением встречают привычные наши побуждения в их адрес: «Поцелуй бабушку!..», «Надо идти гулять!..», «Надо съесть суп!..», «Надо спать!..», «Надо идти в садик!..» «Надо надеть эти штаны!..» - да практически ВСЕ обыкновенныепобуждения родителей могут стать причиной для конфликта. Совсем малыши – просто сопротивляются, а дети чуть постарше (с4-6ти лет) начинают задавать вопрос, который приводит к потери самообладания у родителей подростков, это философский вопрос - ЗАЧЕМ?..

И дело совсем не в том, что «в принципе» не нужно есть, спать, учиться и обнимать родственников. Ребенок спрашивает нас: «Зачем мне это делать, если я этого не хочу?.. И зачем тогда жить, если все делать через силу?..» И спрашивает это в том возрасте, когда по канонам возрастной психологии такой вопрос зародиться в детском сознании вообще не может!..

Однако я с уверенностью могу утверждать, что реализовалась как профессионал и человек к своим 40 годам - как раз пытаясь ответить на этот вопрос (ЗАЧЕМ?..) из устсобственных детей, по самым неожиданным для меня поводам. И продолжаю развиваться в направлении счастливого существования тоже благодаря этому вопросу.

 

Мы даже не задумываемся, как много в нашей жизни привычных бессмысленных и даже разрушительных занятий. Как часто для того, чтобы «не осложнять себе жизнь» мы общаемся с теми, кто нам не нужен, тратим силы и время, покупаем то, что для нас не так уж и удобно, проводим свободное время так, как принято его проводить, а не так, как нам хочется…

 

А дети, - дети не хотят всей этой жизни добропорядочных «биороботов»!..

 

Они хотят встречать утро, не напяливая в суматохе одежду под бормотание телевизора, а внятно и радостно приветствуя папу и маму. Наш аргумент «всем надо на работу» им не понятен!.. Я встречаю все больше детей, для которых вещи, игрушки и лакомства не идут ни в какое сравнение с возможностью спокойного полноценного общения с мамой и папой!.. А те, кому предлагают такой выбор – «новые вещи или свободное время вместе» - выбирают семью!..

Они видят, что жизнь, ради зарабатывания средств, – безотрадна. И поэтому не хотят заставлять себя учиться, что бы потом заставлять себя работать!..

 

Они не хотят заставлять себя рисовать, когда им хочется попрыгать и прыгать, когда им хочется порисовать!..

Они спокойно поворачиваются спиной к неприятному им человеку, даже если это директор школы!..

 

Они иронично смотрят на нас, взрослых, когда мы прилагаем огромные усилия «для их пользы» и искренне недоумевают: «Разве я просил вас об этом?..»

 

Никогда не забуду, как моя дочь, шестиклассница, поэтически и художественно одаренная девочка, наотрез оказалась читать учебник по Истории средних веков. Не особо стараясь подобрать аргументы, она лаконично сообщила мне, что ей тоскливо и противно ковыряться в междоусобицах давно почивших феодалов… И что она может придумать гораздо более интересный эпос.

И я – в то время преподаватель истории культуры, - вооружившись прекрасными иллюстрированными изданиями, пыталась пробудить в ней искру интереса к социальной эволюции человечества. (Для Меня самой, с очень юных лет, было интересно анализировать процессы человеческой истории!..)

 

И вот: сидит маленькая девочка напротив меня (это сейчас шестиклассницы – «девицы на выданье»), задумчиво подперев щеку, и искренне старается меня понять. Я люблю и умею «работать словом», не припомню, что бы какая-то аудитория оказалась безучастной к моему выступлению, а тут… С безграничным состраданием, тихим голосом она задает мне вопрос: «Мама, неужели тебе это интересно?..»

- А что тебе интересно? - спрашиваю в растерянности…

- Моя жизнь!..

 

А вам?.. Ваминтересна ваша жизнь, уважаемые читатели?..

 

Умеете Вы замечать и ценить в ней прекрасные мгновения?

Дорожите ли вы своими жизненными силами?

Воплощаете ли в реальность свои мечты и творческие проекты?

Заметьте - для этого надо иметь свободные от забот мысли и свободные от внешнего давления силы.

Именно это и отстаивают наши дети – игнорируют чувство вины, которое мы им навязываем, и хотят проживать свою жизнь сами!..

 

Для того, чтобы как-то понять друг друга, достаточно принять факт, что мы, родители, не догоняем целей наших детей, поверить, что они у них есть и допустить их созидательный потенциал!.. Вы и представить себе не можете, какие результаты проявятся в Вашей жизни и жизни Ваших детей!..

Вы никогда уже не останетесь прежними – дети, своим примером, раскроют Вам Ваши же скрытые возможности и Вы будете душевно «молодеть» с каждым годом!..

К счастью, среди ученых, есть люди, честно смотрящие в глаза реальности. Например, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Н.А.Горлова, в своем докладе на международной научно-общественной конференции«Дети Нового Сознания и современное образование», проходившей в Москве осенью 2006 г., сказала буквально следующее: «…Сознание нового ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности. Вопрос «зачем?» пришел на смену прежнему «почему?». С точки зрения психолингвистики, главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С.Выготского «Мышление и речь ». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а сущностный, коренной смысл поступков и действий»

 

Когда я обращаю внимание родителей на этот факт, они многое начинают понимать. Ситуации, в которых ребенок выглядел упрямым строптивцем, приобретают смысл. Мамы и папы начинают видеть, что сопротивление ребенка распоряжениям взрослых указывает на его ум и самоуважение. Что в большинстве случаев они (родители) не задумываются, отдавая распоряжения, так же, как и не задумывались их родители, воспитывая детей в согласии с требованием времени: будь исполнительным, уважай старших, учись и добьешься многого…

 

Увы!.. Приходится признать, что «старшие» довели планету до экологической катастрофы, не способны уберечь детей от опасностей терроризма и преступности; «старшие» создали общество, основанное на идеалах потребления, и активно продолжают играть в игру: «Купи, достигни, обладай – тогда будешь счастлив!..»

 

Не имеет значения, если лично вам все это не нравиться – В психологии есть интересная закономерность – преступник может действовать, только «в связке» с жертвой. Во всех нас – тех, кому не нравитсяустройство нашей жизни, со всеми ее бюрократами, политтехнологиями и «пиаром», есть определенные психологические качества, позволяющие этому устройству воспроизводить себя!.. И главное из них – мы готовы заставлять себя делать то, что не хотим!.. Готовы до тех пор, пока нас, при всей нашей «правильности», не подстережет депрессия, крах в делах или личной жизни!..

 

Потому что другой закон психологии утверждает: человек не может преуспевать, будучи в разладе с собой. Положительные эмоции – ресурс нашей успешности, и систематически лишая себя возможности их получить, мы, постепенно, теряем всё!..

 

Однако!..

Спрос, как известно, рождает предложение!..

Всё новые поколения, стремящиеся к самореализации, а не к успешной включенности в систему, уже изменили многое в этом Мире. И, как не странно, – пионерами были рок-музыканты, своими жизнями доказавшие можно заниматься тем,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.