Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисунки страдающих неврологическими нарушениями






Какие черты отличают эти рисунки от всех осталь­ных? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить рисунки детей с общими нарушениями, у ко­торых нет эмоциональных расстройств или умственной неполноценности, достаточно глубокой для того, что­бы помешать им войти в выборку. На самом деле, такие чистые случаи скорее умозрительны, чем реальны. При­ходится ограничиваться теми случаями, в которых пре­обладающая проблема носит неврологический характер, а вызванные этим трудности не усугубляют детской не­полноценности. Так что вряд ли можно дать однознач­ный ответ на вопрос, поставленный вначале.

Термин «неврологические нарушения» использу­ется для обозначения тех, у кого дисфункция мозга яв­ляется результатом доказуемой органической этиоло­гии, т. е. те дети, у которых органический диагноз не просто предварительно поставлен (как, например, при так называемой минимальной дисфункции мозга), но и поддерживается очевидными результатами невроло­гического клинического осмотра, рентгеновских иссле­дований мозга или явно отклоняющимися записями энцефалограммы.

Бендер в 1940 г. первая рассказала о том, как ри­суют людей дети, пораженные энцефалитом. Она обра­тила внимание на вышеупомянутое различие между ин­теллектом и концепцией тела, отраженном в изображе­нии человека. Ее вывод был в дальнейшем неоднократно подтвержден многочисленными исследованиями, включая вашего покорного слугу. Но пока бытует мне­ние о том, что эти рисунки неполноценны, все по­пытки выявить специфические черты, которые четко отличают такие рисунки от работ детей с эмоциональ­ными расстройствами, обречены на неудачу. Я пола­гаю, что часть проблемы заключается в терминологии. Те же самые или похожие термины часто применяют­ся к обеим группам: «искаженные», «нелепые», «экс­центричные», «рассогласованные». Эти расплывчатые термины только все путают. Проявления, которыми они обозначаются, слишком общие и нечеткие, чтобы быть значимыми. В особенности это относится к «нелепым» и «эксцентричным» и в меньшей степени к «искажен­ным» и «рассогласованным». Лично я предпочитаю следующие термины для обозначения того, что при­сутствует на рисунках детей с поражением мозга: «не­развитое представление о теле», «персеверация»1, «пло­хое планирование» (рисуют, не задумываясь заранее над тем, уместится ли рисунок на имеющемся пространстве), «импульсивность» (быстрое, небрежное выполнение), «вы­ход за рамки» (рисунок не помещается на бумаге), «не­сдерживаемый» (неконтролируемая, беспорядочная де­ятельность), «плохая координация» (линии залезают друг на друга или не пересекаются, слабый контроль над пишущим средством) и «тенденция возвращения к каракулям». Были сделаны попытки достичь большей специфичности, отмечая «асимметрию», «склонность к углу более чем 15°», «неправильно присоединенные руки», «неверное количество пальцев». Эти данные мо­гут быть валидны, если рассматриваются с учетом воз­раста ребенка, так как все перечисленные нормальны для ребенка-дошкольника.

1 От лат. «упорство» — циклическое повторение или на­стойчивое воспроизведение какого-либо действия, мысли или переживания вопреки сознательному намерению. — Прим. ред.

Валидность распознавания характерных черт, по­могающих в дифференциации рисунков страдающих не­врологическими расстройствами, я уверен, зависит от мастерства и опыта исследователя, т. к. он не работает ни с однородным населением, ни с единичным клиничес­ким пациентом. Каждый ребенок с нарушениями мозга болен по-своему, поэтому из-за большого разнообразия клинических картин не могут быть установлены единые нормы. Дисфункция мозга и проявление неврологичес­ких нарушений могут быть совершенно различными, охватывая спектр расстройств, отличающихся как по виду, так и по интенсивности. Среди них церебральный паралич, эпилепсия, обширные повреждения внутрен­них органов, локализованное повреждение, неправиль­ный обмен веществ, афазия и другие менее четко выра­женные отклонения, которые служат помехой на раз­личных уровнях интеграции, и обуславливающие рас­стройства чувств, движения, восприятия и мышления.

Количественные показатели измерений умствен­ного возраста по изображению человека не могут при­меняться в определении конкретных неврологических и эмоциональных аспектов, так как здесь требуются качественные показатели.

Диагноз эмоционального расстройства или невро­логических нарушений не может основываться только на одних рисунках. Это всего лишь один из аспектов, который должен быть учтен при постановке окончатель­ного диагноза. Для некоторых из нас рисунки — это необходимый этап во всестороннем обследовании. Не­опытный врач может поставить диагноз синдрома Дау­на только потому, что у ребенка обезьяноподобные складки на ладонях.

При диагностике церебральной дисфункции ока­залось полезным дополнить тест «Нарисуй человека» другими вспомогательными рисуночными методиками для выявления перцептивно-моторных нарушений, на­пример «визуально-моторный гештальт-тест Бендер»,

широко используемый при работе со школьниками. Большинство детей уже могут вполне удовлетворитель­но копировать фигуры к 10 годам. У меня были дети младшего возраста, копирующие простые геометричес­кие фигуры: крест, квадрат, разделенный прямоуголь­ник, треугольник. Те, у кого были выражены церебраль­ные патологии, испытывали трудности в изображении фигур, обычно доступных на данном возрастном этапе. Их попытки скопировать обычно заканчивались грубо искаженными, перевернутыми фигурами или полной неудачей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.