Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисует ли ребенок человека по собственному образу.






Становление представлений ребенка о том, как выглядит тело, отражено в возрастающей сложности ри­сунка человека. Поразительное сходство этапов этого процесса у детей разных стран и разных эпох — факт, подтверждающий базовое единство человечества, точ­нее говоря, биологическое родство, которое распрост­раняется на гораздо менее выраженную реальность мыш­ления и эмоций.

Основное в концепции тела — осознание своего собственного тела. Восприятие себя — это тот базис, благодаря которому ощущения, полученные из окру­жающего мира, наполняются смыслом, что происхо­дит в течение второй половины первого года. Младенец постепенно начинает осознавать, что он отделен от сре­ды и что диада «мать — ребенок» не представляет собой единства. Как только ребенок начинает осознавать час­ти тела, их положение в пространстве, свою возмож­ность контролировать движения и в конце концов реа­гировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается по­степенное приобретение чувства индивидуальности.

Какое-то время я тоже присоединялся к широко распространенному мнению о том, что рисунок ребен­ка — это рисунок самого себя. С тех пор я усомнился в этом утверждении, несмотря на очевидное единодушие многочисленных специалистов в этом вопросе. Будем считать установленным тот факт, что большинство де­тей рисуют человека своего пола, но также верно, что спонтанный рисунок человека изображает взрослого, а не ребенка. Кажется, что ребенок больше интересуется взрослыми, чем самим собой. Только позднее, когда он будет достаточно взрослым, чтобы нарисовать свою се-

мью, он укажет на одну из фигур среди своих братьев и сестер и скажет: «Это я». Есть случаи, в которых ребе­нок недвусмысленно изображает себя: например, ок­руженный страхами и тревогами, он рисует рыдающего ребенка.

Многолетние наблюдения и изучение рисунков привели меня к выводу о том, что, когда ребенок в порядке и далек от тревог, его интеллект свободен, поведение открыто. Реагируя на окружающее, ребенок, очарованный внешним миром, забывает себя и изобра­жает в рисунках скорее концепцию человечества, чем себя. Свое уже включено и поглощено.

Похожая ситуация наблюдается и в физическом аспекте: в повседневной суете мы не ощущаем сердце или желудок до тех пор, пока они не беспокоят нас. Чем лучше мы себя чувствуем, тем меньше мы склонны бес­покоиться или даже думать о самих себе. Ребенок, не испытывающий тревог, забывает себя, окруженный множеством людей и вещей. И когда он рисует челове­ка, вероятнее всего, результатом будет схема, которая отражает значение взрослого в его мире.

Если моя интерпретация верна, то она делает бо­лее валидным применение рисования для диагностики детей с эмоциональными проблемами. Их рисунки бу­дут содержать символические элементы, отражающие их расстройства. Рисунки хорошо приспособленных де­тей удивительно схожи. Рисунки же детей с эмоцио­нальными проблемами поразительно различны, так как у каждого ребенка свой вид расстройства.

При изучении рисунков часто возникает впечатле­ние, что они говорят больше, чем мы можем расшиф­ровать, тем не менее нужно избегать видеть в рисунке больше, чем там есть, т. к. рисунки не говорят все. Это лишь помощник, часто незаменимый, в понимании про­блемы, которую невозможно выразить словами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.