Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база






Федеральные и региональные программы

Программными документами в сфере энергосбережения в России являются Указ Президента РФ от 07.05.95. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года» и одобренные Правительством РФ в 1995г., а также Федеральная целевая программа «Энергосбережение в России», принятая в январе 1998г., «Энергетическая стратегия России» и Федеральная целевая программа «Топливо и энергия».

В «Энергетической стратегии России» прямо указывается, что одним из основных факторов, формирующих угрозу энергетической безопасности России, является высокий уровень энергоемкости ее экономики.

В «Энергетической стратегии России» изложена региональная энергетическая политика страны, одной из целей которой является содействие со стороны федеральных органов власти администрациям регионов и местным органам власти в проведении ими активной энергосберегающей политики на основе создания региональных программ энергосбережения, фондов и центров по оказанию помощи в реализации энергоэффективных проектов. Формируя эти положения региональной энергетической политики, российские правительственные органы исходили из того, что основная работа по использованию потенциала энергосбережения должна быть сосредоточена в регионах.

Весьма эффективными оказались результаты реализации программ по созданию в стране производства и оснащения энергопотребителей приборами учета, контроля и регулирования расхода тепловой энергии, природного газа и воды, внедрения современных электронных электросчетчиков в системах с многоставочными тарифами.

Особую роль должна сыграть в ближайшие годы утвержденная 24.01.98. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России», рассчитанная до 2005 года. Выделение проблем энергосбережения в самостоятельную федеральную целевую программу свидетельствует о том, что перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития является на современном этапе важнейшим государственным приоритетом.

 

Стимулирование выполнения энергосберегающих мероприятий

В Федеральной целевой программе «Энергосбережение России» рекомендуется, чтобы российское законодательство обеспечило создание конкурентной среды на рынке топлива и энергии, содействовало появлению независимых производителей энергоресурсов, создавало условия и экономическую заинтересованность в производстве продукции с хоро­шими энергетическими показателями, определяло требования по участию топливо- и энер­госберегающих компаний в осуществлении энергосберегающих мер на стороне энергопо­требителей.

Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоре­сурсов социальной сферы. Экономное и рациональное использование топлива, энергии и воды ведет к уменьшению бюджетных ассигнований на топливо- и энергообеспечение объектов этой сферы, финансируемых полностью или частично их федерального или местных бюджетов. В настоящее время население оплачивает не более 30% затрат на энергообеспечение, а остальные затраты оплачиваются средствами местных бюджетов. Дотации, согласно положениям новой программы «Энергосбережение России», должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия - оплачиваться по единым для всех тарифам.

Для стимулирования энергосбережения в социальной сфере предусматриваются следующие меры:

· введение субъектами РФ для различных природно-климатических зон социально-обоснованных стандартов потребления населением тепло- и электроэнергии, горячей и холодной воды, природного газа;

· передача объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;

· введение для организаций бюджетной сферы порядка, при котором сэкономленные бюджетные средства, выделяемые на топливо- и энергообеспечение бюджетных объектов, остаются в течение 2-х лет в распоряжении этих организаций.

 

Нормативная база

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения установлены Федеральным Законом «Об энергосбережении» от 03.04.96. № 28-ФЗ. Этим законом разграничены полномочия в области энергосбережения между федеральными органами управления и субъектами Федерации. Предусмотрено образование инвестиционных средств для поддержки энергосбережения, определены порядок стандартизации энергопотребления и основные направления государственного управления проведения энергосберегающей политики на территории Российской Федерации, включая регулярные энергетические обследования хозяйствующих субъектов для оценки эффективности энергоиспользования. Законом предусмотрена также экспертиза проектов строительства в части их энергетической эффективности и учета расхода энергетических ресурсов, государственное статистическое наблюдение за эффективностью использования топлива и энергии и образование единого государственного органа по надзору за эффективным использованием топлива и энергии. В ряде регионов России приняты областные законы об энергосбережении.

За последние годы показатели энергопотребления введены в 3/4 государственных стандартов. Стандартизация должна в первую очередь охватывать энергоемкое оборудование, технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Массово производимые бытовые приборы должны иметь обязательное маркирование с данными о годовом потреблении ими энергии.

Для действующего оборудования показатели энергоэффективности (энергопотребле- ния) включаются предприятием в паспорта на это оборудование.

 

Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности

В рамках международного проекта Европейской экономической комиссии ООН «Энергетическая эффективность 2000» создан ряд демонстрационных зон в различных регионах страны. По инициативе Российской стороны ЕКН ООН издано «Руководство для российских и зарубежных инвесторов, участвующих в реализации энергоэффективных демонстрационных зон и других энергосберегающих проектов на территории России». В руководстве содержится информация об юридических основах инвестиционной деятельности в области энергосбережения в России.

Правительство РФ оказывает государственную поддержку созданию энергоэффек- тивных демонстрационных зон. Так, в октябре 1995г. было принято постановление, которое разрешило российским министерствам науки и технологии, топлива и энергетики выступить в качестве пору­чителей по обязательствам, связанным с возмещением затрат российских и зарубежных инвесторов на по­ставку энергосберегающих приборов и оборудования, а также с оказанием услуг по реализа­ции совместных проектов в энергоэффективных демонстрационных зонах. Этим же постановле­нием Министерству науки и технологий Российской Федерации поручалось рассматривать международные проекты энергоэффективных демонстрационных зон в качестве приоритетных и предусматривать их финансовую поддержку за счет средств выделяемых на науку и разработку перспективных технологий. Министерству экономики и Министерству финансов Российской Федерации поручалось выделять бюджетные ассигнования на сооружение энергосберегающих объектов, входящих в состав энергоэффективных демонстрационных зон.


2.2. О потенциале энергосбережения

Россия ежегодно поставляет на экспорт примерно на 30 стран мира порядка 350-400 млн. т.у.т. органического топлива. За счет импорта энергоресурсов из России удовлетворяется почти 80% энергетических потребностей на Украине, еще больше эта доля в энергетических балансах стран Балтии. Большинство стран Центральной и Восточной Европы также значительную часть своих энергетических потребностей удовлетворяют закупая энергоресурсы в России. Столь высокий уровень ресурсной обеспеченности российского топливно-энергетического комплекса, его высокий валютный потенциал вселяет радужные надежды на перспективы нашей экономики. Но вряд ли это так, так как в стране крайне низкий уровень эффективности использования топлива и энергии практически во всех сферах экономики.

Впервые суммарный потенциал энергосбережения в России был опубликован в Энергетиче­ской стратегии России и оценен по состоянию на 1995 г. в 350-460 млн.т у.т. (табл. 1), или порядка 2/5 всего объема потребления первичных энергетических ресурсов.

Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» исходит из того, что из указанного энергетического потенциала страны к 2010 г. должно быть реализовано в общей сложности порядка 400 млн. т у.т.

Структура энергосбережения определяется в программе следующим образом (млн. т у.т.)

· промышленность - 115-170;

· топливно-энергетический комплекс - 110-145;

· жилищно-коммунальное хозяйство - 65-75;

· транспорт - 33-40;

· сельское хозяйство - 27-30.

В промышленном секторе наибольший потенциал энергосбережения, намеченный к реали­зации до 2010 г., сосредоточен в общепромышленных мероприятиях (около 45%), главным среди которых является усовершенствование структуры промышленного производства.

В топливно-энергетическом комплексе основная часть намеченного к реализации потенциала энергосбережения приходится на повышение технического уровня производства электрической и тепловой энергии (примерно 43%) и на транспортировку энергоносителей (немногим более трети).

Если в промышленности наибольшую часть экономии энергоресурсов намечено обеспечить за счет структурных преобразований, то в топливно-энергетическом комплексе- в результате технологического прогресса.

В натуральном выражении в 2010г. по отношению к 1995г. предусматриваемые объемы экономии должны составить:

· электроэнергия- 285-370 млрд. кВт.ч;

· теплоэнергия- 340-425 млн. Гкал;

· при­родный газ - 68-92 млрд. куб. м;

· нефтепродукты - 52-64 млн. т;

· уголь - 52-65 млн. т.

Достижение указанных объемов экономии энергоресурсов позволит к 2010 г. по отношению к 1995 г. снизить энергоемкость экономики примерно на 22-25%. Уже на уровне 2000 г. спрос на пер­вичные энергетические ресурсы в результате осуществления энерго- сберегающей политики должен быть уменьшен на 2-3%, или на 20-30 млн. т у.т.

Принимая во внимание, что свыше 9/10 всего спроса на первичные топливно-энергетические ресурсы и в 2000 г., и в 2010 г. будут составлять органические топлива, можно условно принять, что более 9/10 всей экономии будут составлять газ, нефть и уголь.

Исходя из этого, можно считать, что если реализация энергосберегающей политики, преду­смотренная ФЦП «Энергосбережение России», будет осуществлена в полном объеме, в стране в 2010 г. будет снижен объем сжигания органического топлива на 380 млн.т у.т. Этот показатель не­значительно отличается от прогноза, содержащегося в Энергетической стратегии России (табл. 2).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.