Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетизма Земли 2 страница






Возглавляет Министерство транспорта Министр транспорта Российской Федерации, назначаемый Указом Президента РФ. Министр транспорта координирует деятельность заместителей Министра транспорта РФ и департаментов Министерства, назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей, начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Министерства транспорта, непосредственно рассматривает вопросы выработки государственной политики и нормативного правового регулирования в сферах всех видов транспорта, рассматривает вопросы сбалансированного развития транспортной инфраструктуры, совершенствования системы управления транспортным комплексом РФ, кадровой политики и бюджетного финансирования, вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, представляет интересы транспортного комплекса РФ на заседаниях Правительства РФ и в других высших правительственных инстанциях, является председателем коллегии Министерства транспорта РФ и Координационного совета по транспортному образованию, участвует в работе международных правительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314, находится в ведении Министерства транспорта РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром транспорта РФ по представлению руководителя Службы.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ: гражданской авиации, о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте РФ, о порядке осуществления международных автомобильных перевозок, о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о пожарной безопасности на транспорте; осуществляет лицензирование перевозок грузов и пассажиров и погрузочно-разгрузочную деятельность видами транспорта; проводит сертификацию юридических лиц и образовательных учреждений; выдаёт лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы в установленной сфере деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Главная задача службы в области судоходства на внутренних водных путях:

- надзор за соблюдением законодательства;

- выдача разрешений на установленные виды деятельности;

- выработка мер, направленных на снижение аварийности.

Федеральное агенство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.

Рис.1.5. Эмблема Федерального агенства морского и речного транспорта

Руководитель Федерального агенства морского и речного транспорта назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по

представлению Министра транспорта РФ.

Федеральное агенство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агенства; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества; организует проведение работ по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов в море и на ВВП с судов и объектов транспорта; организует диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям РФ, проведение работ по содержанию ВВП РФ, обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агенства и реализацию возложенных на Агенство функций.

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта РФ.

Деятельность департамента координирует и контролирует заместитель Министра транспорта РФ.

Департамент взаимодействует с другими департаментами Министерства, федеральной службой и федеральными агенствами, находящимися в ведении Министерства, их территориальными органами, организациями транспортного комплекса, геодезии и картографии и их объединениями, иными организациями в пределах своей компетенции.

Основными задачами департамента являются:

1) выработка государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта;

2) разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности морского и внутреннего водного транспорта;

3) координация и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в части морского и внутреннего водного транспорта), Федерального агенства морского и внутреннего водного транспорта;

Департамент осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает предложения к транспортной стратегии и стратегии развития транспорта;

2) разрабатывает предложения по концепциям и программам социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, готовит информацию о результатах их реализации в области морского и внутреннего водного транспорта;

3) участвует в реализации Морской доктрины РФ и Концепции судоходной политики РФ;

4) разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления в области морского и внутреннего водного транспорта;

5) разрабатывает предложения по оптимальному использованию морских и внутренних водных путей, включая Северный морской путь, в рамках единой российской транспортной системы;

6) разрабатывает предложения по формированию государственной инвестиционной политики в области морского и внутреннего водного транспорта;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию государственной антимонопольной политики на морском и внутреннем водном транспорте;

8) формирует техническую и научно-техническую политику на морском и внутреннем водном транспорте;

9) участвует в подготовке предложений по управлению федеральным имуществом в области морского и внутреннего водного транспорта;

10) вырабатывает предложения по обеспечению антитеррористической безопасности в области морского и внутреннего водного транспорта;

11) осуществляет разработку, анализ применения и внесение изменений в законодательные акты и нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ;

12) разрабатывает предложения в Правительство РФ по установлению границ акваторий и территорий морских и речных портов, пунктов пропуска через Государственную границу РФ в морских и речных портах, а также по перечню портов, в которых разрешается заход судов.

13) участвует в подготовке для внесения в Правительство РФ предложений о присвоении наименований морским и речным портам и переименовании морских и речных портов;

14) участвует в разработке проектов технических регламентов;

15) осуществляет разработку, анализ применения и внесение изменений в нормативные правовые акты в области морского и внутреннего водного транспорта: правила перевозок грузов и пассажиров, правила государственной регистрации в реестре судов, форму и ведение судовой документации, порядок диспетчерского регулирования движения судов, правила проектиро-вания, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, порядок осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности на судах, положения о капитанах морских и речных портов, о лоцманской службе, администрации порта, правила регистрации прав на суда, дипломирования и др.

16) разрабатывает проекты международных договоров РФ.

Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Министерстве транспорта РФ, а приказом Минтранса России утверждена структура центрального аппарата Министерства транспорта РФ и распределены обязанности между заместителями Министра транспорта.

 

 

На рис.1.6. представлена Структура центрального аппарата Министерства

транспорта Российской Федерации

 

 

Министр транспорта России


Административный департамент

 

Статс-секретарь-заместитель министра
Федеральное агенс- во морского и реч- ного транспорта

Департамент правового обес- печения и законопроектной деятельности

 

 

 


Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Департамент международного сотрудничества

 

 


Департамент гос. политики в области морского и речного транспорта

ФГУП «Управление военизированной охраны Мин.тр.РФ»

 

Департамент реформирования и имущественных отношений  

 

Департамент транспортной бе- зопасности и специальных программ
  Зам. министра
Департамент гос. политики в области дорожного хозяйства
Департамент экономики и финансов
  Зам. министра
Департамент гос.политики в обл. автомобильного и городского пассажирского трансп.
Зам. министра
Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта транспорта
Департамент государственной политики в области гражданской авиации
Департамент программ развития
  Зам. министра
Зам. министра
Фед.аэронавига- ционная служба
Фед.агенство возду шного транспорта
ФГУ Ространсмо- дернизация
Фед.агенство жел. дор. транспорта
ФГУП «ДЭЗ Мин. транс. России»
ФГУП «Ремстройэксплуатация»
Федеральное дорожное агенство
ФГУП «Научный ц. по компл.тр.пр.»
ФБУ«Агенство автомо-бильного транспорта»

 


 

Рис. 1.6.Структура центрального аппарата Минтранса РФ

Структура федеральной службы по надзору в сфере транспорта (рис.1.7., рис.1.8.):

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
  Зам. руководителя
  Зам.руководителя  
  Зам. руководителя
  Зам. руководителя
  Зам.руко-водителя
Управление автодорожного надзора
Управление надзора в сфере морского и речного транспорта
Управление транспортной безопасности
Управление надзо- ра за лётной деяте- льностью
Тер.орга-ны по на-дзору на ж.д. трас-порте
Управление надзора за безопасно-стью движ. и эксплуатации ж.д. транспорта
Управле-ние инс-пекции по безопас-ности по-лётов
Тер.орга-ны по на-дзору на автодоро-жном комплексе
Тер. органы по надзору на морском и речном транспорте

 

 


Управление надзо-ра за под-держанием лётной годности гражд. воздушных судов
  Управление административного и правового обеспечения
  Управление кадрового и финансового обес-печения

Территориальные органы по надзору на воздушном транспорте
Управление надзора за аэропортовой деятельностью, организацией воздушного движения и перевозок

 


Рис. 1.7. Структура Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

 

Рис.1.8. Структура Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Тема 2. Место транспорта России в мировой транспортной системе

 

2.1. Роль транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны

 

Функционирование транспорта – часть экономической деятельности, направленная на увеличение степени удовлетворения потребностей населения и экономики с помощью изменения географического положения людей и товаров.

Принципиальной категорией транспорта является пространство и расположение организаций, на территории которых и между которыми он осуществляет свою деятельность. По словам Френсиса Бекона: «три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров».

Транспорт доставляет сырьё к тем местам, где имеются лучшие условия для его переработки, или готовые товары к районам их наиболее эффективного использования, и людей – к местам труда или отдыха. Иногда говорят, что транспорт создаёт или расширяет полезное пространство. Это средство, освобождающее материальные ресурсы и направляющее их из мест, где они приносят мало пользы, к местам, где их польза реализуется более полно. Точно так же транспорт обеспечивает доступ к природным ресурсам и предоставляет возможность получить эффект от вовлечения их в хозяйственный оборот, который до этого не мог быть реализован. Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности, делает их доступными.

Надёжная и бесперебойная работа транспорта – одно из важнейших условий динамичного развития экономики и социальной сферы России. Эффективная работа транспорта и ослабление транспортных ограничений в обслуживании экономики и населения – необходимое условие экономического роста, расширения экономических и гуманитарных связей, повышения жизненного уровня людей.

Сегодня транспортный комплекс страны – это 600 тыс. организаций, 10 млн. транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозятся 59, 7 млн. пассажиров, 28, 6 млн. тонн грузов. В морских и речных портах перегружаются около 2 млн. тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2, 5 раза и составляет 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и составляет около 14 млрд. долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг.

Удельный вес различных видов транспорта в объёме грузоперевозок РФ (тонны) в % – таблица 2.1.:

 

 

Таблица 2.1.

Доля различных видов транспорта в общем объёме перевозок грузов (тонны) РФ, в %:

Вид транспорта  
2005 г 2006 г 2007 г
Трубопроводный Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный Авиационный 36, 81 31, 9 7, 1 2, 9 21, 2 0, 09 23, 3 37, 2 6, 1 3, 5 29, 89 0, 01 33, 4 32, 7 2, 4 3, 4 28, 0 0, 1

 

 

Доля различных видов транспорта в общем грузообороте (ткм) РФ, в %-рис.2.2.:

 

Рис.2.2. Грузооборот России (ткм) по видам транспорта

 

2.2. Пути привлечения международных транзитных грузопотоков на территорию России

Транспорт обеспечивает расширение международного обмена, повышение эффективности внешнеэкономических связей, вовлечение в сферу международных экономических отношений новых стран и рынков.

В условиях расширения международного товарообмена происходит изменение функционирования транспортных рынков как отдельных стран, так и в международном масштабе. Это проявляется прежде всего в применении принципов логистики, усилении координации и взаимодействия разных видов транспорта, ускорении доставки грузов от производителя к получателю.

Структурные сдвиги в мировой экономике, такие как распространение многонациональных корпораций, индустриализация развивающихся стран, значительное расширение географии операций промышленных, торговых, транспортных и других компаний привело к глобализации мировой экономики.

Геополитическое положение России между мировыми центрами деловой активности Европы и Азиатско – Тихоокеанского региона предопределяет её ведущую роль в обеспечении внешнеэкономических связей.

Объём торговли между государствами Европы и Азии в настоящее время оценивается около 600 млрд. долларов США. На этом направлении около 40% перевозок сухогрузов совершается в контейнерах.

Привлечение дополнительных транзитных перевозок на международные транспортные коридоры имеет важное значение для нашей страны. Это позволит лучше использовать резервы пропускной и провозной способности отечественных транспортных коммуникаций и тем самым не только получить дополнительный доход, но и снизить затраты на выполнение внутренних и международных перевозок, существенно улучшить финансово - экономическое положение транспортных и экспедиторских компаний, позволит применять новые технологии перевозок, ускорять интеграцию транспортной системы России в мировую, что окажет благотворное воздействие на повышение технического уровня и безопасность работы отечественного транспорта, улучшит экономические показатели его функционирования.

В последние годы активно формируются широтные транзитные направления перевозок грузов евроазиатской торговли в обход России, такие как проект ТРАСЕКА(Одесса-Поти-Тбилиси-Баку-Туркменбаши-страны Восточной и Юго-Восточной Азии), южное звено Трансазиатской магистрали (Центральная Азия – Иран – Турция – Европа), которые могут стать конкурентами российским путям сообщения.

Это обстоятельство вызывает необходимость в разработке комплекса действий по созданию конкурирующих с другими направлениями условий перевозок по Транссибу транзитных грузов между Европой и Азией.

Вовлечение в «хозяйственный оборот» крупного геополитического ресурса нашей страны и активное подключение к реализации проекта создания надёжного и эффективного моста, обеспечивающего масштабные евроазиатские связи российского и зарубежного капитала, способствовали бы получению экономической и политической выгоды как Россией, так и многими странами Европы и Азии.

В настоящее время на территории России евроазиатские связи призваны обеспечить транспортные коридоры «Транссиб» и «Север – Юг».

Одними из крупных участников международного товарообмена между странами Европы и Азии являются Япония, КНР, Республика Корея. На эти страны, экономически тяготеющие к Транссибирской железнодорожной магистрали, сейчас приходится свыше 40% объёма евроазиатской торговли.

Основной объём перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путём через Суэцкий канал. Срок доставки грузов на этом маршруте протяжением 21 тыс.км составляет 30-35 суток. Перевозки осуществляются мощными судоходными компаниями, имеющими свой флот и контейнеры, строго по расписанию.

Вместе с этим, по Транссибирской железнодорожной магистрали, являющейся кратчайшим сухопутным мостом между Европой и Азией, перевозится около 1% от грузопотока между Европой и Азией.

Транссибирская железнодорожная магистраль протяжённостью 10 тыс.км (от Москвы до Находки 9299 км) является одной из мощнейших в мире – двухпутной, электрифицированной, оборудованной современными средствами связи и информатики на всём протяжении.

Следует отметить, что к перевозкам на евроазиатском направлении при полной загрузке Транссиба (1 млн. шт. контейнеров) может быть подключен также БАМ, что значительно увеличит перевозочные возможности на этом направлении.

Транссибирская железнодорожная магистраль является высоко технически оснащённой, позволяет применять весовые нормы грузовых поездов до 6000 тонн и развивать допустимые скорости до 90 км/час. На Транссибе 36 станций имеют терминалы для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. С внедрением на Транссибе электронного обмена данными становится возможным электронное сопровождение транспортировки грузов от морских портов и железнодорожных станций на Дальнем Востоке до портов Балтики, Чёрного моря и пограничных станций на западных границах России.

Создаются единые региональные центры управления движением поездов на железных дорогах страны, которые обеспечат существенное повышение скорости продвижения грузов по Транссибирской магистрали.

Основными причинами, сдерживающими дальнейшее увеличение перевозок транзитных грузов по Транссибу, являются:

- экспедиторские компании, обеспечивающие перевозки грузов по Транссибу, не имеют собственных транспортных средств и контейнерного парка, и, следовательно, не могут существенно повлиять на уровень суммарной тарифной ставки и составить серьёзную конкуренцию крупным судоходным компаниям;

- необоснованно высокие ставки терминальной обработки в порту Восточный (в 3 раза дороже, чем в Шанхае);

- высокий уровень фрахта на «морском» плече Транссиба;

- высокий уровень тарифных ставок на транспортировку контейнеров по железным дорогам Польши и Германии (в 11 раз выше, чем в России);

- отсутствие сквозной тарифной ставки на перевозку контейнеров от пункта отправления до пункта назначения, работающей на конечный результат;

- высокая доля в тарифной ставке затрат на аренду контейнеров из-за их отсутствия в собственности оператора;

- необходимость использования в логистической цепочке морского и железнодорожного транспорта, что связано с перевалкой контейнеров, их хранением и накоплением;

- недостаточный уровень координации между российскими железнодорожными и морскими перевозчиками, портами, экспедиторами.

Проблема привлечения перевозок транзитных грузов на Транссиб является комплексной и может быть решена путём осуществления мер, повышающих конкурентоспособность Транссибирского направления, основываясь на его преимуществах по сравнению с морским маршрутом.

Первоочередной и необходимой мерой является создание единого оператора контейнерных перевозок на Транссибирском направлении.

Ключом к решению проблем транспортного коридора «Север-Юг»(Финляндия-С.-Петербург-Москва-Волгоград-Украина-Астрахань-стра-ны Прикаспийского региона-Иран-Персидский залив) является эффективная региональная политика на Северном Кавказе, опирающаяся на более полное использование ресурсного и производственного потенциала, транспортной инфраструктуры и геополитического положения.

Транспортная система Северо – Кавказского региона включает все виды современного транспорта. В её составе 6400 км железных дорог, 48 тыс. км автомобильных дорг, 1400 км внутренних водных путей, 12 морских портов.

Объём транзитных перевозок по путям сообщения Северного Кавказа составляет 70 млн. тонн.

Реализация имеющихся возможностей привлечения транзитных перевозок на транспортные коммуникации Северного Кавказа должны рассматриваться как государственная задача, одна из главных составляющих подъёма экономики региона. По территории Северного Кавказа проходят кратчайшие сухопутные, морские, внутренние водные и воздушные пути между Европой и странами Центральной и Южной Азии, Среднего Востока, т.е. между регионами, имеющими огромные и постоянно растущие торговые и пассажирские связи.

Магистралью стратегической важности становится Северный морской путь, связывающий между собой Европейскую часть России с дальневосточными регионами.

Северный морской путь протяжённостью 6 тыс. км является единственным транспортным путём за полярным кругом в широтном направлении. Тран-зитные возможности Северного морского пути с развитием технологий судоходства, строительством ледокольного флота России нового поколения, гибкой тарифной политики на трассе СМП становятся всё более выгодными как с экономической точки зрения, так и с точки зрения безопасности перевозок (в силу участившихся случаев нападения пиратов на трассе через Суэцкий канал).

 

 

Рис.2.3. Схема Северного морского пути

 

Например, 6 октября 2013 года в 11.20 по московскому времени балкер группы компаний Совкомфлот NS Yakutia вышел на траверз мыса Дежнева, завершив переход по Северному морскому пути. Это уже шестой рейс судов СКФ в рамках программы освоения высокоширотных арктических маршрутов из Атлантики в Тихий океан.hacked

NS Yakutia следует из порта Мурманск в китайский порт Линшан. Груз судна - 67 тысяч тонн железнорудного концентрата компании «Еврохим трейдинг». 2294 мили от мыса Желания (архипелаг Новая Земля) в Карском море до мыса Дежнева в Беринговом проливе балкер прошел за 14 суток. Средняя скорость NS Yakutia на СМП составила 9 узлов. Таким образом, ожидаемая экономия времени по сравнению с транзитным переходом по традиционному маршруту через Суэцкий канал - более 18 суток.

Для прохода NS Yakutia был использован новый глубоководный маршрут севернее архипелага Новосибирских островов, получивший имя «Маршрут Тихонова» в честь одного из основателей компании, капитана дальнего плавания Владимира Ивановича Тихонова. Проводку судна по СМП выполнили атомные ледоколы Росатомфлота «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Техническое сопровождение рейса осуществляет ООО «СКФ Новошип Технический Менеджмент» во взаимодействии со специалистами головного офиса ОАО «Совкомфлот» и государственными структурами.

Плавание по СМП проходило при переменчивом ветре, сила которого порой достигала 22 метров в секунду. Волнение на открытой воде редко превышало 3-4 балла. При минусовых температурах и ветре в 5-6 баллов происходило обрастание судна льдом.

Балкер NS Yakutia был подготовлен к плаванию в условиях Арктики: дооборудован аппаратурой для надежной связи в северных широтах, получил дополнительное снабжение. В штат экипажа был включен еще один штурман. Таким образом, в составе экипажа NS Yakutia 21 человек, большинство из которых имеет значительный опыт плавания в ледовых условиях. Капитан судна Сергей Васильев имеет опыт зимней навигации на Балтике.

По окончании перехода NS Yakutia по СМП он сообщил:

«Учитывая специфику предстоящего перехода по Севморпути и повышенные меры безопасности при совершении рейса, экипаж прошёл особую подготовку и был на 100% готов к плаванию в сложных ледовых условиях. Несмотря на то, что мы уже работали в сложных климатических условиях, арктический рейс оказался совершенно новым опытом - напряженные вахты со снежными зарядами, преодоление тяжелых ледяных полей, многочасовая работа на открытой палубе при минусовых температурах и сильнейшем ветре, постоянная повышенная готовность судовой технической службы. Но все сложности оказались преодолимы, и самый тяжелый участок маршрута был пройден успешно. Считаю, что у Северного морского пути большие перспективы, и его необходимо осваивать комплексно: с прицелом на будущее, но при этом бережно, делая ставку на безопасность мореплавания».

Подход балкера NS Yakutia к порту выгрузки ожидается 12 октября.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.