Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ХРЖАНОВСКИЙ Андрей Юрьевич
(род. 1939) — советский режиссер. В 1962 году окончил ВГИК, работает на киностудии «Союзмультфильм». Творчество Хржановского отмечено яркой самобытностью. Режиссер стремится к построению насыщенного многозначного кадра, к тонкости и выразительности пластических форм, сочетанию метафоричности и сатирических начал, к развернутой и точной характеристике персонажа. С особой силой это проявилось в фильмах пушкинского цикла: «Я к Вам лечу воспоминаньем», «И с Вами снова я», и «Осень». В контексте всего творчества режиссера, тесно связанного с мотивами и образами классической литературы, статья о «Путешествии в Арзрум» представляется вполне закономерной. Анализ произведений Пушкина дает возможность Хржа-новскому раскрыть некоторые тайны лаборатории творчества, выявить важные эстетические связи литературы и кино. Итоговое задание Подготовьте устное или письменное сочинение на одну из тем. 1. Мое отношение к системе дистанционного монтажа. 2. Система дистанционного монтажа и мировой кинемато 3. Система дистанционного монтажа и природа киноис КИНОРЕЖИССЕР ЧИТАЕТ ПУШКИНА ИЛИ МЕСТО ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ВСТРЕЧИ — ЭКРАН* — Но при чем же здесь кино? — спросите вы. Так каждая единица повествования — будь то кадр, фраза или эпизод, — построенная по законам внутренней выразительности, обладает также выразительностью на ином, высшем уровне... Так движение возвращается к своим истокам, и в этой «текучести» содержания, где основные темы не изживают себя, но лишь приобретают новое звучание, поэт позволяет нам увидеть неиссякаемый источник движения самой жизни. А. ХРЖАНОВСКИЙ Пушкинская жизнь развивалась по законам художественного произведения. Эта внутренняя логика, обусловленность действия характерны для «сценария» пушкинской жизни. Можно задаться вопросом: почему это так разительно проявилось в судьбе Пушкина? Пушкину, как никому, быть может, из выдающихся людей, было свойственно это чувство предопределенности. Высочайшая ответственность перед жизнью — в свете своего предназначения. И этим же порождено особое отношение к материи времени. Особые с ним счеты. О Галич, время невозвратно, Но близок, близок грозный час, Когда, заслышав славы глас. Покину кельи кров приятный. Вот оно, сгущение времени до почти физической ощутимости. И это все — «в начале жизни». Как и следующие стихи: * Текст составлен по ст. «А. С. Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. Проекция на экран». См.: Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985. Мой век невидимо проходит. Из круга смехов и харит Уж время скрыться мне велит И за руку меня выводит. Не даст оно пощады нам... Здесь уже время становится прямым действующим лицом. Оно персонифицировано. Оно совершает поступки. Будущий кинематограф не только предвосхищен. Он оставлен далеко позади. Мы ощущаем, как время, подобно песку, струится (в других контекстах — один из любимых пушкинских глаголов) сквозь пальцы. Искусство нового времени лишь развивает это пушкинское ощущение. Ведь что такое, к примеру, проза М. Пруста, как не кропотливое рассматривание отдельных составляющих — песчинок? Здесь движение замедляется, а порою пускается вспять. И такое же отношение к пространству. Желание «пропустить» его через себя. «Охота к перемене мест». «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою», — признается поэт в «Путешествии в Арзрум». Поедем, я готов; куда бы вы, друзья, Куда б не вздумали, готов за вами я Повсюду следовать... Подсчитано, что экипажи, в которых поэт путешествовал на протяжении жизни, одолели расстояние не менее 35000 километров. " Взаимосвязь времени и пространства, составляющая, казалось бы, чисто кинематографический феномен, приобретает у Пушкина новый смысл. В «Путешествии в Арзрум» это особенно заметно, что мы и постараемся показать *. , О Пушкине-«кинематографнсте» писали многие. Достаточно вспомнить С. М. Эйзенштейна и М. И. Ромма. Они имели в виду прежде всего «кинематографическое», т. е. монтажное видение Пушкина, позволяющее ему так рельефно передать движение, развитие, что многие его произведения можно рассматривать как готовый сценарий. * В 1829 году А. С. Пушкин без разрешения правительства совершил путешествие на Кавказ, где шла война с Турцией, и сопровождал русскую армию в ее походе в Арзрум. Во время этой поездки Пушкин вел дневник. В 1835 году он его обработал, и «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» " появилось в первой книжке «Современника» за 1836 год (журнал, который начал издавать Пушкин). В «Путешествии» дорожные зарисовки, бытовые сцены, картины военных действий, описания новых мест и люде"; соседствуют с философским;; размышлениями, взволнованными воспоминаниями. В этой'живой смене интонаций, ритма, темпа повествования — и значимость и своеобразие пушкинского «Путешествия». 3—844 S3 И сейчас мы будем говорить о кинематографичности Пушкина, быть может, в несколько неожиданном плане. Мы будем говорить о временных сопоставлениях, вызванных скрещением ожиданий (предвидений, предчувствий, предвосхищений) с воспоминаниями. Известно, что Пушкин был крайне чувствителен к тем и другим. Ему было в высшей степени присуще ощущение жизни как поля пересечения различных, если можно так сказать, временных векторов. Мы будем говорить об этом как в плане биографии, так и в плане творчества. Идея изменения, постоянного развития. преобразования, выражаемая обычно в сопоставлении поступков, характеров, обстановки, т. е. при помощи монтажа (и это также чрезвычайно сближает его с кинематографом), вообще присуща Пушкину. В «Путешествии в Арзрум» она выражена с максимальной полнотой. Не везде это сделано открыто. В некоторых случаях мы постараемся выявить «подводный ход» движения этой идеи. В тексте «Путешествия...» есть несколько мест, играющих роль лейтмотивов. Многие куски, которые могут показаться на первый взгляд проходными, взятые в створе с основными темами, получают обогащенный отклик, звучат, как обертоны. Все это открывает возможность нового подхода к вещи, позволяет увидеть в «Путешествии в Арзрум» сложное, полифоническое произведение, богатство содержания которого трудно переоценить. Для произведения, за которым утвердилась репутация «нехудожественного» — что-то вроде документального очерка, такой поворот в оценке может показаться неожиданным. Но давайте посмотрим, в какой мере он оправдан. Попорбуем проследить динамику тем и образов вещи. Движение мотивов. Движение взгляда. Движение памяти. Движение жанра. Движение детали. Движение метода. Воспоминания являются одним из главных мотивов пушкинского «Путешествия...», точно так же как само путешествие было предпринято отчасти в поисках встреч, связанных с дорогими для поэта воспоминаниями. И вот возникает желание увидеть рядом и прошлое, и будущее. Когда воспоминания и ожидания переплетаются столь тесным образом, можно предположить, что самым естественным местом их встречи, зримым воплощением ее когда-нибудь станет киноэкран. В Грузию Пушкин начал собираться еще в 1827 г. Кавказ в то время был единственно возможным местом встречи с декабристами *. На «декабристских» мотивах «Путешествия» стоит остановиться подробнее. Это один из существенных аспектов понимания сути вещей в интересующей пас теме. Одним из самых серьезных последствий восстания на Сенатской площади для творчества Пушкина можно считать обращение его к жанру исторической и документальной прозы, к которому в известной мере может быть отнесено и «Путешествие в Арзрум». Я думаю, что и тогда, когда Пушкин писал про высшую смелость — «смелость изобретения:», этот гений вымысла испытывал жгучую ревность к неотразимой силе факта. Известны слова, сказанные Пушкиным Алексею Вульфу как раз з интересующий нас период. о том, что ничего не должно быть забыто я что «уже сейчас» надо писать историю своего времени. Такой подход к истории не был чужд Пушкину и ранее, но мы берем на себя смелость утверждать, что восстание и разгром декабристов довершили переворот в сознании Пуш-кина, выразившийся в чувстве особой гражданской и художнической ответственности «пред грозным временем, пред грозными судьбами». С этого времени Пушкин, как никогда, обуреваем бесстрашной жаждой исторической истины. Он не мог не понять того, что эта жажда чревата расплатой, не мог не понимать самоубийственного ее смысла, но выбор был сделан... Пушкин понимал всю «фантастичность» правды, фантастическую силу ее воздействия. Настаивая — своей позицией — на бесстрашии правды, Пушкин выступал как родоначальник такого подхода к действительности, который он завещал великой русской литературе. Свобода вымысла в пушкинском понимании была неотделима от свободы и бесстрашия в постижении правды. «Век может идти себе вперед, но поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же» **, — писал поэт. Цель поэ- * В декабре 1825 года революционно настроенные дворяне подняли в Петербурге восстание против царского самодержавия. Декабристы были, главным образом, офицеры-дворяне, участники войны 1812 года. Восстание было подавлено. Пятеро его руководителей казнены, остальные сосланы в Сибирь и на Кавказ. Пушкин знал практически всех декабристов, со многими был дружен. Поэт тяжело переживал казнь и ссылку «братьев, друзей, товарищей». ** Пушкин А. С. Поли. собр. соч., т. 10, с. 141. зии — поэзия, — само собой напрашивается на память другое его высказывание, сделанное за много лет до первого. В этих словах вовсе не проповедь чистого искусства, а все то же бесстрашие перед действительностью. Этим как бы закрепляется то единство «поэзии» и «правды», к утверждению которого Пушкин шел всю жизнь. Иные, лучшие мне дороги права. Иная, лучшая потребна мне свобода... Свобода познания, исключающая догматизм. Свобода личного опыта. Утверждение личности, ее права на собственную позицию. Этому нас учит пушкинский подход к действительности, и этому нас учит опыт его развития, усвоенный «в пыли, средь копий и огней» арзрумского путешествия. Путешествием в Арзрум была открыта новая эра в жизни и творчестве' Пушкина — эра исторических трудов — истории пугачевского бунта, истории Петра. Сюда же можно отнести такие художественные произведения, как «Арап Петра Великого», «Медный всадник», а также издательскую деятельность поэта. Путешествие в Арзрум и «Путешествие в Арзрум» составляют период могучей и самобытной работы Пушкина-историка. Вопросы к тексту I. 1. Что говорится в тексте о «динамике» жизни Пушкина? 2. Что говорится о «драматургии» жизни Пушкина? 3. Каково отношение Пушкина к «материи» времени? 4. В чем автобиографическая основа «Путешествия в Арз 5. Чем привлекал Пушкина Кавказ? 6. Какие встречи произошли во время путешествия? 7. В чем видят обычно «кипематографичность» произведе 8. Какой новый аспект «кинематографичности» Пушкина 9. Какую 'систему анализа произведения предложил ре 10. В чем состояло, по мысли Хржанозского, влияние де П. Какие требования к анализу истории и современности выдвигает Пушкин в зрелый период своего творчества?
12. Какой завет оставил Пушкин русской литературе? 13. Как интерпретирует А. Ю. Хржановский лейтмотив 14. Как вы понимаете мысль Пушкина: «Век может идти П. 1. Как вы понимаете тезис: «Пушкинская жизнь развива Подтвердите его известными вам фактами биографии Пушкина («Благословение» Пушкина Г. Р. Державиным на лицейском экзамене; роль южной ссылки для развития романтического творчества и ссылки в Михайловское в пору формирования реализма и т. д.). Могли бы вы отнести этот тезис к жизни какого-либо вашего национального художника? Докажите свою мысль. 2. Как вы понимаете следующую мысль: «И сейчас мы бу Почему именно кинорежиссера привлекает эта сторона творческой манеры Пушкина? Свой ответ подтвердите практикой кинематографа. 3. Как такой способ анализа жизни проявился в мировом 4. «Воспоминания являются одним из главных мотивов Какие «воспоминания» Пушкина прослеживает А. Ю. Хржановский в «Путешествии в Арзрум»? а). В плане творчества •—■ сопоставьте жанры двух его «кавказских» произведений. б) В плане биографии — назовите жизненные встречи, имевшие влияние на судьбу и творчество поэта. 5. Обратите внимание на следующую мысль: «Одним из самых серьезных последствий восстания на Сенатской площади для творчества Пушкина можно считать обращение его к жанру исторической и документальной прозы, к которому в известной мере может быть отнесено и «Путешествие в Арзрум». Почему важные события современности влияют на обращение художника к истории? Какими качествами обладают те художники, которые не отгораживаются прошлым от своего времени? Приведите примеры из истории культуры своей страны. 6. Как вы понимаете следующий тезис: «Пушкин понимал В каком смысле А. Ю. Хржановский ставит рядом противоположные понятия «фантастичность» и «правда»? Кто из русских писателей XIX века провозглашал «фантастичность» факта? Можете ли вы привести примеры «фантастической» силы воздействия правды из истории своей страны? 7. Проанализируйте каждый из следующих тезисов: «Сво В какой мере, по-вашему, эти утверждения актуальны для нашего современного художника?
|