Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХРЖАНОВСКИЙ Андрей Юрьевич






(род. 1939) — советский режиссер. В 1962 году окончил ВГИК, работает на ки­ностудии «Союзмультфильм». Творчество Хржановского отмечено яркой самобытно­стью. Режиссер стремится к построению насыщенного многозначного кадра, к тон­кости и выразительности пластических форм, сочетанию метафоричности и сати­рических начал, к развернутой и точной характеристике персонажа. С особой си­лой это проявилось в фильмах пушкин­ского цикла: «Я к Вам лечу воспоми­наньем», «И с Вами снова я», и «Осень». В контексте всего творчества режиссера, тесно связанного с мотивами и образами классической литературы, статья о «Пу­тешествии в Арзрум» представляется вполне закономерной. Анализ произведе­ний Пушкина дает возможность Хржа-новскому раскрыть некоторые тайны ла­боратории творчества, выявить важные эстетические связи литературы и кино.


Итоговое задание

Подготовьте устное или письменное сочинение на одну из тем.

1. Мое отношение к системе дистанционного монтажа.

2. Система дистанционного монтажа и мировой кинемато­
граф.

3. Система дистанционного монтажа и природа киноис­
кусства.


КИНОРЕЖИССЕР ЧИТАЕТ ПУШКИНА

ИЛИ МЕСТО ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ВСТРЕЧИ —

ЭКРАН*

Но при чем же здесь кино?спроси­те вы.

Так каждая единица повествованиябудь то кадр, фраза или эпизод,по­строенная по законам внутренней вырази­тельности, обладает также выразительно­стью на ином, высшем уровне...

Так движение возвращается к своим ис­токам, и в этой «текучести» содержания, где основные темы не изживают себя, но лишь приобретают новое звучание, поэт позволяет нам увидеть неиссякаемый источник дви­жения самой жизни.

А. ХРЖАНОВСКИЙ

Пушкинская жизнь развивалась по законам художествен­ного произведения.

Эта внутренняя логика, обусловленность действия харак­терны для «сценария» пушкинской жизни.

Можно задаться вопросом: почему это так разительно про­явилось в судьбе Пушкина? Пушкину, как никому, быть мо­жет, из выдающихся людей, было свойственно это чувство предопределенности. Высочайшая ответственность перед жизнью — в свете своего предназначения. И этим же по­рождено особое отношение к материи времени. Особые с ним счеты.

О Галич, время невозвратно, Но близок, близок грозный час, Когда, заслышав славы глас. Покину кельи кров приятный.

Вот оно, сгущение времени до почти физической ощутимо­сти. И это все — «в начале жизни». Как и следующие стихи:

* Текст составлен по ст. «А. С. Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. Проекция на экран». См.: Проблемы синтеза в худо­жественной культуре. М.: Наука, 1985.


Мой век невидимо проходит. Из круга смехов и харит Уж время скрыться мне велит И за руку меня выводит. Не даст оно пощады нам...

Здесь уже время становится прямым действующим лицом. Оно персонифицировано. Оно совершает поступки. Будущий кинематограф не только предвосхищен. Он оставлен далеко позади.

Мы ощущаем, как время, подобно песку, струится (в дру­гих контекстах — один из любимых пушкинских глаголов) сквозь пальцы.

Искусство нового времени лишь развивает это пушкинское ощущение. Ведь что такое, к примеру, проза М. Пруста, как не кропотливое рассматривание отдельных составляющих — песчинок? Здесь движение замедляется, а порою пускается вспять.

И такое же отношение к пространству. Желание «пропус­тить» его через себя. «Охота к перемене мест». «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою», — признается поэт в «Путешествии в Арзрум».

Поедем, я готов; куда бы вы, друзья, Куда б не вздумали, готов за вами я Повсюду следовать...

Подсчитано, что экипажи, в которых поэт путешествовал на протяжении жизни, одолели расстояние не менее 35000 ки­лометров.

" Взаимосвязь времени и пространства, составляющая, каза­лось бы, чисто кинематографический феномен, приобретает у Пушкина новый смысл. В «Путешествии в Арзрум» это осо­бенно заметно, что мы и постараемся показать *.

, О Пушкине-«кинематографнсте» писали многие. Достаточ­но вспомнить С. М. Эйзенштейна и М. И. Ромма. Они имели в виду прежде всего «кинематографическое», т. е. монтажное видение Пушкина, позволяющее ему так рельефно передать движение, развитие, что многие его произведения можно рас­сматривать как готовый сценарий.

* В 1829 году А. С. Пушкин без разрешения правительства совершил путешествие на Кавказ, где шла война с Турцией, и сопровождал русскую армию в ее походе в Арзрум. Во время этой поездки Пушкин вел дневник. В 1835 году он его обработал, и «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» " появилось в первой книжке «Современника» за 1836 год (жур­нал, который начал издавать Пушкин). В «Путешествии» дорожные зари­совки, бытовые сцены, картины военных действий, описания новых мест и люде"; соседствуют с философским;; размышлениями, взволнованными вос­поминаниями. В этой'живой смене интонаций, ритма, темпа повествова­ния — и значимость и своеобразие пушкинского «Путешествия».

3—844 S3


И сейчас мы будем говорить о кинематографичности Пуш­кина, быть может, в несколько неожиданном плане. Мы будем говорить о временных сопоставлениях, вызванных скрещением ожиданий (предвидений, предчувствий, предвосхищений) с воспоминаниями. Известно, что Пушкин был крайне чувстви­телен к тем и другим.

Ему было в высшей степени присуще ощущение жизни как поля пересечения различных, если можно так сказать, вре­менных векторов.

Мы будем говорить об этом как в плане биографии, так и в плане творчества.

Идея изменения, постоянного развития. преобразования, выражаемая обычно в сопоставлении поступков, характеров, обстановки, т. е. при помощи монтажа (и это также чрезвы­чайно сближает его с кинематографом), вообще присуща Пушкину. В «Путешествии в Арзрум» она выражена с макси­мальной полнотой. Не везде это сделано открыто. В некото­рых случаях мы постараемся выявить «подводный ход» дви­жения этой идеи.

В тексте «Путешествия...» есть несколько мест, играющих роль лейтмотивов.

Многие куски, которые могут показаться на первый взгляд проходными, взятые в створе с основными темами, получают обогащенный отклик, звучат, как обертоны.

Все это открывает возможность нового подхода к вещи, позволяет увидеть в «Путешествии в Арзрум» сложное, поли­фоническое произведение, богатство содержания которого трудно переоценить. Для произведения, за которым утверди­лась репутация «нехудожественного» — что-то вроде доку­ментального очерка, такой поворот в оценке может показаться неожиданным.

Но давайте посмотрим, в какой мере он оправдан.

Попорбуем проследить динамику тем и образов вещи.

Движение мотивов. Движение взгляда. Движение памяти. Движение жанра. Движение детали. Движение метода.

Воспоминания являются одним из главных мотивов пуш­кинского «Путешествия...», точно так же как само путешест­вие было предпринято отчасти в поисках встреч, связанных с дорогими для поэта воспоминаниями.

И вот возникает желание увидеть рядом и прошлое, и бу­дущее.

Когда воспоминания и ожидания переплетаются столь тес­ным образом, можно предположить, что самым естественным


местом их встречи, зримым воплощением ее когда-нибудь ста­нет киноэкран.

В Грузию Пушкин начал собираться еще в 1827 г.

Кавказ в то время был единственно возможным местом встречи с декабристами *.

На «декабристских» мотивах «Путешествия» стоит оста­новиться подробнее. Это один из существенных аспектов по­нимания сути вещей в интересующей пас теме.

Одним из самых серьезных последствий восстания на Се­натской площади для творчества Пушкина можно считать обращение его к жанру исторической и документальной про­зы, к которому в известной мере может быть отнесено и «Пу­тешествие в Арзрум». Я думаю, что и тогда, когда Пушкин писал про высшую смелость — «смелость изобретения:», этот гений вымысла испытывал жгучую ревность к неотразимой силе факта.

Известны слова, сказанные Пушкиным Алексею Вульфу как раз з интересующий нас период. о том, что ничего не дол­жно быть забыто я что «уже сейчас» надо писать историю своего времени.

Такой подход к истории не был чужд Пушкину и ранее, но мы берем на себя смелость утверждать, что восстание и разгром декабристов довершили переворот в сознании Пуш-кина, выразившийся в чувстве особой гражданской и худож­нической ответственности «пред грозным временем, пред грозными судьбами».

С этого времени Пушкин, как никогда, обуреваем бес­страшной жаждой исторической истины.

Он не мог не понять того, что эта жажда чревата распла­той, не мог не понимать самоубийственного ее смысла, но вы­бор был сделан...

Пушкин понимал всю «фантастичность» правды, фантасти­ческую силу ее воздействия. Настаивая — своей позицией — на бесстрашии правды, Пушкин выступал как родоначальник такого подхода к действительности, который он завещал ве­ликой русской литературе.

Свобода вымысла в пушкинском понимании была неотде­лима от свободы и бесстрашия в постижении правды. «Век может идти себе вперед, но поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же» **, — писал поэт. Цель поэ-

* В декабре 1825 года революционно настроенные дворяне подняли в Петербурге восстание против царского самодержавия. Декабристы были, главным образом, офицеры-дворяне, участники войны 1812 года. Восстание было подавлено. Пятеро его руководителей казнены, остальные сосланы в Сибирь и на Кавказ. Пушкин знал практически всех декабристов, со мно­гими был дружен. Поэт тяжело переживал казнь и ссылку «братьев, дру­зей, товарищей».

** Пушкин А. С. Поли. собр. соч., т. 10, с. 141.


зии — поэзия, — само собой напрашивается на память дру­гое его высказывание, сделанное за много лет до первого.

В этих словах вовсе не проповедь чистого искусства, а все то же бесстрашие перед действительностью.

Этим как бы закрепляется то единство «поэзии» и «прав­ды», к утверждению которого Пушкин шел всю жизнь.

Иные, лучшие мне дороги права. Иная, лучшая потребна мне свобода...

Свобода познания, исключающая догматизм. Свобода лич­ного опыта. Утверждение личности, ее права на собственную позицию.

Этому нас учит пушкинский подход к действительности, и этому нас учит опыт его развития, усвоенный «в пыли, средь копий и огней» арзрумского путешествия.

Путешествием в Арзрум была открыта новая эра в жизни и творчестве' Пушкина — эра исторических трудов — исто­рии пугачевского бунта, истории Петра. Сюда же можно от­нести такие художественные произведения, как «Арап Петра Великого», «Медный всадник», а также издательскую дея­тельность поэта.

Путешествие в Арзрум и «Путешествие в Арзрум» состав­ляют период могучей и самобытной работы Пушкина-исто­рика.

Вопросы к тексту

I.

1. Что говорится в тексте о «динамике» жизни Пушкина?

2. Что говорится о «драматургии» жизни Пушкина?

3. Каково отношение Пушкина к «материи» времени?
К «материи» пространства?

4. В чем автобиографическая основа «Путешествия в Арз­
рум»?

5. Чем привлекал Пушкина Кавказ?

6. Какие встречи произошли во время путешествия?

7. В чем видят обычно «кипематографичность» произведе­
ний Пушкина?

8. Какой новый аспект «кинематографичности» Пушкина
анализирует режиссер?

9. Какую 'систему анализа произведения предложил ре­
жиссер?

10. В чем состояло, по мысли Хржанозского, влияние де­
кабрьского восстания па творчество Пушкина?

П. Какие требования к анализу истории и современности выдвигает Пушкин в зрелый период своего творчества?


 

12. Какой завет оставил Пушкин русской литературе?

13. Как интерпретирует А. Ю. Хржановский лейтмотив
свободы — центральный лейтмотив творчества Пушкина?

14. Как вы понимаете мысль Пушкина: «Век может идти
себе вперед, но поэзия остается на одном месте. Цель ее одна,
средства те же»? Назовите эту «цель». Назовите эти «сред­
ства». Согласны ли вы с Пушкиным или хотите поспорить с
ним?

П.

1. Как вы понимаете тезис: «Пушкинская жизнь развива­
лась по законам художественного произведения»?

Подтвердите его известными вам фактами биографии Пушкина («Благословение» Пушкина Г. Р. Державиным на лицейском экзамене; роль южной ссылки для развития ро­мантического творчества и ссылки в Михайловское в пору формирования реализма и т. д.).

Могли бы вы отнести этот тезис к жизни какого-либо ва­шего национального художника? Докажите свою мысль.

2. Как вы понимаете следующую мысль: «И сейчас мы бу­
дем говорить о кинематографичности Пушкина, быть может,
в несколько неожиданном плане. Мы будем говорить о вре­
менных сопоставлениях, вызванных скрещением ожиданий
(предвидений, предчувствий, предвосхищений) с воспомина­
ниями».

Почему именно кинорежиссера привлекает эта сторона творческой манеры Пушкина?

Свой ответ подтвердите практикой кинематографа.

3. Как такой способ анализа жизни проявился в мировом
кинематографе? Вспомните метафору «Воспоминание о буду­
щем». Проанализируйте следующее высказывание: «Многие
куски, которые могут показаться на первый взгляд проходны­
ми, взятые в створе с основными темами, получают обогащен­
ный отклик, звучат, как обертоны». Почему именно кинемато­
графический анализ позволяет выявить богатство литератур­
ного произведения, если оно действительно имеет богатое со­
держание?

4. «Воспоминания являются одним из главных мотивов
пушкинского «Путешествия...», точно так же, как само путе­
шествие было предпринято отчасти в поисках встреч, связан­
ных с дорогими для поэта воспоминаниями».

Какие «воспоминания» Пушкина прослеживает А. Ю. Хржа­новский в «Путешествии в Арзрум»?

а). В плане творчества •—■ сопоставьте жанры двух его «кавказских» произведений.


б) В плане биографии — назовите жизненные встречи, имевшие влияние на судьбу и творчество поэта.

5. Обратите внимание на следующую мысль:

«Одним из самых серьезных последствий восстания на Се­натской площади для творчества Пушкина можно считать об­ращение его к жанру исторической и документальной прозы, к которому в известной мере может быть отнесено и «Путе­шествие в Арзрум».

Почему важные события современности влияют на обра­щение художника к истории? Какими качествами обладают те художники, которые не отгораживаются прошлым от сво­его времени? Приведите примеры из истории культуры своей страны.

6. Как вы понимаете следующий тезис: «Пушкин понимал
всю «фантастичность» правды, фантастическую силу ее воз­
действия. Настаивая — своей позицией — на бесстрашии
правды, Пушкин выступал как родоначальник такого подхо­
да к действительности, который он завещал великой русской
литературе».

В каком смысле А. Ю. Хржановский ставит рядом проти­воположные понятия «фантастичность» и «правда»? Кто из русских писателей XIX века провозглашал «фантастичность» факта?

Можете ли вы привести примеры «фантастической» силы воздействия правды из истории своей страны?

7. Проанализируйте каждый из следующих тезисов: «Сво­
бода познания, исключающая догматизм. Свобода личного
опыта. Утверждение личности, ее права на собственную по­
зицию».

В какой мере, по-вашему, эти утверждения актуальны для нашего современного художника?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.