Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местное самоуправление






В Великобритании исторически сложилось несколько уров­ней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов (например, в Шот­ландии). В течение 30 последних лет в органах местного са­моуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые. Но с конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепи­лась общая тенденция к постоянному сокращению числа со­ветов и сферы их компетенции.

В зависимости от степени урбанизации населения разли­чают так называемые «метрополитенские» районы (т.е. райо­ны городских агломераций) и «неметрополитенские», или сельские районы со значительно меньшей численностью про­живающего в них городского населения. Естественно, что функциональная структура советов везде разная и определя­ется самими советами исходя из сложившейся ситуации.

По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британ­ская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских окру­гов. Графства, в свою очередь, делятся на округа (296). Окру­га в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округов.

Все административные территории (за исключением при­ходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) уп­равляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями из­бирателей. Советы графств, округов и городских округов из­бираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.

Главой исполнительной власти является председатель со­вета, избираемый советом из своего состава ежегодно и ру­ководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправ­лении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское зем­лепользование, заводы и учреждения, жилищное строитель­ство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение. К веде­нию приходов и общин относятся: распределение земельных участков, промыслы, туризм, пешеходные дорожки, автобус­ные стоянки, места отдыха.

Несколько отличается от этой схемы управление Лондо­ном. Большой Лондон разделен (за исключением центра — Сити) на 32 района. Они управляются советами, сформиро­ванными по такому же принципу, как и окружные советы. К ведению советов относятся: развитие территории, налоги, жи­лищное строительство, транспорт, образование, здравоохранение, пожарная безопасность, библиотеки, парки. Лондон­ский Сити управляется тремя палатами, в состав которых вхо­дят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставлен­ные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии.

Центральные министерства и ведомства осуществляют зна­чительный контроль над советами. Прежде всего местные органы власти зависят от центра в финансовом отношении, поскольку поступлений от местных налогов и других доходов не хватает на покрытие расходов. Законы, принятые в конце 80-х — начале 90-х гг., значительно усилили роль центра, и некоторые министры вправе даже принимать на себя испол­нение обязанностей тех советов, которые, по их мнению, не справляются со своей работой.

Функции местного самоуправления регулируются и обес­печиваются законодательством, определяемыми правитель­ством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым кон­тролем и ревизиями, постановлениями судов, выступления­ми средств массовой информации, системой доступа обще­ственности к информации, выборами местных органов власти.

В результате реформ М.Тэтчер и политики, которую про­водило правительство Дж.Мейджора, в последние годы в бри­танском обществе отмечалась явная потеря влияния местных демократических институтов, выражавшаяся в том, что целый ряд важнейших вопросов жизнеобеспечения перешел в веде­ние центрального правительства. В частности, органы местной власти потеряли контроль над здравоохранением, вопросами водоиспользования, над некоторыми аспектами деятельности полиции, над определением стандартов при производстве мяса.

Вместе с тем в последнее время местным советам вменено в обязанность решать проблемы, связанные с переработкой отходов, бездомностью, социальной защитой.

Постоянно и неуклонно ограничиваются расходы органов местного самоуправления путем сокращения правительствен­ных грантов, понижения предела местного налога, введения национального нормирования. Серьезно ухудшила финансо­вое положение местных советов национализация налога на предприятия. В результате подобных финансовых мероприя­тий сложилась ситуация, когда 85% средств местных струк­тур направляется сверху, а не собирается на месте, что в свою очередь приводит к вынужденному и непопулярному росту налогов на местном уровне.

В последние годы в Великобритании четко просматрива­ется тенденция к уменьшению числа независимых членов со­ветов. Кандидатам в члены совета становится все труднее быть известными всем избирателям, поэтому оказался возможным переход от преобладания независимых членов совета к пре­обладанию представителей партий. Таким образом, партий­ные группировки в рамках местных советов стали важным фактором в принятии решений. Типичными являются сове­ты, в которых ни одна партия не имеет решающего перевеса голосов.

В своей деятельности советы в принципе стремятся все в большей степени отражать интересы населения. Считается, что демократическая система лучше всего работает, если избира­тели знают, что именно советы делают или -собираются де­лать.

Британский закон дает избирателям право на получение информации о работе советов, а также право присутствовать на заседаниях советов и их комитетов. Если совет намерен обсуждать что-то при закрытых дверях, у него должен быть для этого достаточный повод, соответствующий закону. До­ступность информации о деятельности советов достигается следующим образом: повестки дня их заседаний рассылают­ся газетам, радио- и телевизионным станциям за неделю до заседаний совета и его комитетов; члены советов обязаны встречаться с работниками средств массовой информации, ин­тересующимися тем, что рассматривает совет; журналистам, желающим присутствовать на заседаниях, предоставляются не­обходимые условия; регулярно выпускаются сообщения для прессы, чтобы привлечь внимание работников средств мас­совой информации к важным вопросам, рассмотренным советом, и к принятым решениям; при советах функциониру­ют специальные отделы связи с общественностью для отве­тов на вопросы работников СМИ и общественности, а также для публикации сведений о деятельности советов; публику­ются, как правило, два отчета в год о деятельности совета и о решениях, принятых в предыдущие полгода; перед приня­тием некоторых решений совет консультируется с избирате­лями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.