Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ.






Сегодня аудитория – главный формообразующий фактор для любого СМИ. Она определяет не только каким будет то или иное СМИ по форме, но и то, будет ли оно востребованным. Проводятся опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы. Зачастую попытки каких-либо СМИ навязать кардинально иную точку зрения или разбить стереотипы сталкивались с жестким противодействием — активным психологическим сопротивлением аудитории. Человек, воспринимающий информацию (рецепиент) никогда не находится в вакууме — он воспринимает информацию, исходя из информационного фона, и соглашается или не соглашается с ней. Отклик аудитории — это самое лучшее, что можно получить, и то, положительный он или отрицательный, важно не в первую очередь. Есть, кстати, первичная аудитория: тот, кто прочитал, — и вторичная: тот, кому рассказали/пересказали. Помогали СМИ в этом встречи с читателями, круглые столы, анализ почты, опросы аудитории. Многие из этих каналов изучения общественного мнения сейчас не действенны. Во многом потому, что СМИ перестали ориентироваться на общественное мнение. Они зависят от владельцев, их мнения и денег, а не от аудитории. Экономика СМИ складывается так, что влияние аудитории минимально. Действие этих факторов сказывается не только на качестве материалов, но и на структуре СМИ. Материалы теперь преимущественно монологи, реже диалоги. Тогда как в западной прессе материал должен содержать не менее 2-3 субъектов, точек зрения. Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.

Взаимоотношения журналиста и запросов аудитории в новых рыночных условиях складываются по-новому. Рынок захлестывает производство информации как товара. Если смотреть на СМИ с точки зрения рынка, то целесообразнее делать газеты типа “Мегаполис- экспресс”, передачи типа “Я сама”. Кончено, нужно ориентироваться на рейтинг, именно на рейтинг ориентируются рекламодатели. Влияние факторов, связанных с характером аудитории, могло бы быть более прозрачным, если бы они регулярнее изучались. Но сейчас в основном изучают поведение аудитории. Изучают, что читают люди, а не почему, и что они думают о прочитанном. Рекламодатели не дают денег на такие исследования, так как их интересует поведение аудитории, а не ее мотивы.

В принципе, СМИ должны отражать многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Но в современной России сложилась такая ситуация, что ряд факторов смазывает картину выбора информации об аудитории. Например, фактор низкой платежеспособности населения. Приблизительная доля читающих газеты, не платя за них, - 1/3. Фактор привычки определяет иногда выбор издания на всю жизнь, хотя издание может меняться, переориентируясь на другие интересы и потребности. Малоизученный фактор - недостатки распространения. Популярность “МК” связана с тем, что газету можно купить везде, редакция сделала упор на розничное распространение.

 

2. «Современник» в 1860-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.

Вторая половина 50-х годов знаменуется усилением революционного движения в стране, становится все более ощутимой необходимость социально-экономических перемен. Под напором освободительного движения и потребностей экономического развития многие представители господствующего класса начинают высказывать идеи об отмене крепостного права путем реформ сверху. Важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Журнал становится центром пропаганды идей демократической революции, защищает интересы крестьян – это направление придала «Современнику» новая редакция, в состав которой вошли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. В 1858 г. «Современник» покинул Л. Толстой, в 1859 г. ушли А. Майков и Фет, в 1860 г. – Григорович и Тургенев. С 1859 меняется и структура издания: из литературно-общественного журнала “Современник” превращается в общественно-политический и литературно-художественный. “С” считал себя выразителем крестьянских интересов. В специальной рубрике “Устройство быта помещичьих крестьян” публицисты требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам (“Заметки о журналах” Ч. 1857 и др.), предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями. В 1859 “С” переходит к пропаганде революции, Ч. клеймит либералов. Чернышевский старался подвести читателя к мысли, что не общинное владение было причиной упадка сельского хозяйства в России, а крепостнический строй. Оставаясь по-прежнему на позициях безвозмездной передачи земли крестьянам и вместе с тем понимая практическую невозможность осуществления такой меры в тогдашних условиях, видит свою задачу в том, чтобы добиться, возможно, более выгодных условий для крестьян. «Современник» требовал предоставить крестьянам все гражданские права наравне с другими сословиями, он выступал за полное освобождение крестьян от всяких обязательных отношений с помещиками и организацию независимого от землевладельца местного самоуправления. В журнале открывается отдел «Политика». Его начинает вести Чернышевский, передав отдел литературной критики под руководство Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европейской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходимости изоляции либералов. Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей. Используя сюжет романа Тургенева «Накануне», критик призывает бороться против «внутренних турок», не верить реформам правительства. В 1859 г. Добролюбов при одобрении Некрасова организует в «Современнике» новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале) под названием «Свисток», для борьбы с либералами. Подавляющую часть материалов “Свистка” Д. писал сам, используя иронию и пародию как формы эзоповской манеры письма. В “Свистке” печатались также пародии К. Пруткова, фельетоны Некрасова, Чернышевского и С.-Щ. Популярность “Свистка” была громадна. После 1861 статьи “С” становятся все резче — публицисты стремятся добиться активной позиции читателя. Статья Д. “Когда же придет настоящий день? ”, посвященная роману Тургенева “Накануне” (настало время революционных действий). Тургенев был недоволен такой трактовкой его произведения и покинул журнал. В статье “От Москвы до Лейпцига” Д. внушал читателям, что революция в России — единственный путь к всеобщему счастью. К концу 50-х годов в журнал приходит Салтыков-Щедрин. В журнале печатаются его «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы», содержащие широкую картину общественной жизни накануне реформы.

Реформу 1861 сотрудники “С” встретили резко отрицательно, понимая ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто выразить свое отношение к реформе, “С” встретил ее “заговором молчания”. С начала 1861 начинается резкая полемика “С” “Русского вестника” Каткова и “ОЗ” Краевского. Ч. отвечал им статьей “Полемические красоты”. В 1862 “С” и “Русское слово” были приостановлены на 6 месяцев. Арестовали ряд лиц, и Ч., оставшись один (Д. умер в конце 1861, Панаев - в начале 1862), сумел оправиться от удара и продолжал издание “С” в 1863. Произошла перестановка сил. Во главе журнала стояли Некрасов, Елисеев и двоюродный брат Ч. Пыпин. В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер “С”, который открывала статья П. Якушкина “Велик бог земли русской”, в которой реформа 1861 изображалась как ряд курьезов, издевка над ожиданиями крестьян. В № 3 “С” начал печататься роман Ч. “Что делать? ”. Некрасов уделял большое внимание литературному отделу, он печатал там свою поэму “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога”, “Помпадуры и помпадурши” С.-Щ., “Нравы Растеряевой улицы” Г. Успенского, “Трудное время” В. А. Слепцова, “Подлиповцы” Ф. М. Решетникова, “Очерки бурсы” Н. Г. Помяловского. Остро ставился вопрос об отмене телесных наказаний для детей, о воспитании молодого поколения. “С” вел полемику с Катковым, с журналом братьев Достоевских “Время”, и одновременно с “Русским словом”. Это кончилось плохо для обоих журналов: из них ушли ведущие публицисты. В 1866 “С” и “РС” были закрыты по личному распоряжению царя.

Популярность «Современника» в 60-е годы была велика. Тираж журнала доходил до 6—7 тысяч экземпляров. Чернышевский печатал специальные отчеты о распространении журнала и упрекал те города и местечки, где не выписывали журнал, не получали ни одного экземпляра, хотя и понимал, что не все желающие могли найти средства для подписки. Это был один из лучших журналов XIX в. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, прогресса и социализма. Небывалое значение приобрела публицистика. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь началась сатирическая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.