Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная психология и журналистика.




Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие Социальная психология возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики, ее интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче: помочь осознать и учитывать контекст восприятия материала. Социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Сложность работы с массовой аудиторией состоит в ее разобщенности как в плане физическом, так и в плане информационном. Но определенные стереотипные явления, отражающие данный срез общественной психологии, все равно наблюдаются. Журналисты используют эти исследования, чтобы понять и использовать именно общение, коммуникативность людей. И общественные, и межличностные отношения раскрываются в общении. В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная - в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Но человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации. 1) мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику общения, нужно на него ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки; в коммуникативном процессе происходит не простое “движение информации”, но как минимум активный обмен ею; особую роль играет значимость информации. 2) обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает - это психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменить его поведение. 3) коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. “Все должны говорить на одном языке”. Все знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. 4) могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Могут возникнуть из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным “языком”, но различиями более глубокого плана: социальные, политические, религиозные, профессиональные. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, различной принадлежностью партнеров по коммуникации к социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. С другой стороны, барьеры могут носить и более “чисто” выраженный психологический характер: индивидуальные психологические особенности общающихся. Изучением и вырабатыванием этого языка и возможным снятием барьеров коммуникации и занимается журналистика. Формирование общественного мнения. Функции журналистики: трансляция сообщений. Создание “новой” смысловой реальности. Для преодоления фильтрации нужно учитывать образовательный уровень, состав аудитории, специфику канала информации.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.