Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 8






1. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Как и журналистика, социология имеет дело с обществом, с людьми. Общество для них – это постоянно меняющаяся динамическая социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями. Чтобы понять и осмыслить эти отношения, журналистика и социология исследуют общественное мнение. Общественное мнение (ОМ) – это реакция массового сознания на общественные события. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении – все общество. Мнение возникает как результат столкновения актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. Также это надындивидуальный продукт общения людей, результат столкновения и обмена их мнений. И канал такого обмена – именно СМИ. Общественное мнение не имеет естественного механизма самообнаружения. Выявлять его призвана социологическая исследовательская процедура. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь. Многие социологические методы сбора данных используются и в журналистике. Области применения социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

Использование социологических исследований и методов в становлении издания, программы, повышении их эффективности, расширение аудитории, улучшении экономических условий деятельности, определении своей специфики и поиск информационной «лагуны» в условиях конкуренции, в маркетинге органа информации, выявлении возможностей для рекламодателей. Исследование реальной и потенциальной аудитории. Социологические методы в процессах «самопознания» журналистского коллектива. Контент-анализ публикаций (сбор информации посредством массовой печати, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка). Изучение кадровой ситуации, профессиональных ориентаций и запросов журналистов, условий их деятельности.

Источники социологических исследований: издания (СОЦИС – журнал «Социологические исследования», монографий ведущих социологов, пресс-релизы социологических центров), заказ исследования (или блока исследований). ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), Фонд общественного мнения - организации, где можно получить социологическую информацию. Новая социологическая информация - рекламный аудит. Фиксируется выход рекламы, и это позволяет вести дальше анализ рекламы.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал