Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование возможности применения аквааэробики как средства адаптивной физической культуры






Аквааэробика имеет большие перспективы для адаптивной физической культуры, так как позволяет максимально эффективно и бережно, «ненагрузочно» решать корригирующие задачи, повышать уровень функциональных возможностей занимающихся. Несомненно, что разработка технологий аквааэробики для различных видов патологий, требует знания не только их особенностей, но и адекватной оценки возможностей людей с отклонениями в состоянии здоровья [].

При занятиях аквааэробикой решается несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений:

- создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела через разгрузку позвоночника в водной среде;

- воспитание и закрепление правильной осанки, создание психологического стимула для дальнейшего лечения;

- возможное исправление деформаций;

- увеличение силы с тонуса мышц, постановка правильного дыхания;

- улучшение коррекции движений и коррекции плоскостопия;

- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- закаливание организма ребенка, повышение сопротивляемости;

- приобретение навыков плавания – освоение плавания;

- развитие волевых качеств, формирование устойчивого интереса к занятиям;

- эмоциональная разгрузка больных детей, профилактика психологических перегрузок.

Педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, во многом определяется личностью педагога.

Педагог по физической культуре, работающий с детьми с отклонениями в состоянии здоровья, помимо профессиональной подготовки в области физического воспитания, обязательно должен быть знаком с основами дефектологии и логопедии. Педагогическая работа должна осуществляться в тесном контакте с логопедами, психологами и медиками.

Наряду с требованиями к профессиональной подготовке, преподаватель должен обладать такими качествами личности как доброта, терпеливость, любить детей и иметь весёлый и неунывающий характер. Обязательным требованием, предъявляемым к педагогу, является его правильная, чёткая и эмоционально окрашенная речь.

Надо не забывать, что дети прекрасно копируют движения взрослого человека, поэтому показ преподавателя должен быть близок к совершенству. Показ должен быть выразительным и эмоциональным.

Основным смыслом профессиональной деятельности должно стать создание и организация условий для эффективного преодоления трудностей развития ребёнка, оптимизация развития, формирования зрелой гармоничной личности.

Успешность педагогической работы определяется не только разумно спланированной программой, выделением её целей, задач и подбором соответствующих методов, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет место проведения занятий и наличие инвентаря.

Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть просторным и светлым.

К спортивному инвентарю, используемому на занятиях, наряду со стандартными требованиями предъявляются такие требования, как светлые тона окраски, простота и доступность использования.

Таким образом, рациональный подбор средств и методов физического воспитания и объединение их в специальную форму организации занятий, с учётом особенностей развития данной категории детей, позволит в большей степени влиять на коррекционную сферу и способствовать формированию двигательной деятельности.

Методика гидрореабилитации представлена в работе АВТОР, который считает, что плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для детей с ДЦП. В ее основе лежит применение с лечебной целью физических упражнений в воде в сочетании с подводным массажем в использовании в водной среде средствами ортопедического характера.

Гидрореабилитация (водная реабилитация) представляет собой прежде всего педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и «инвалида – лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Гидрореабилитация как составная часть социальной реабилитации инвалида представляет собой творческий педагогический процесс взаимоотношений человека и водной среды, при котором выявленные, зафиксированные и сохраненные в средствах накопления знания применяются гидропедагогом или самостоятельно инвалидом с целью развития или саморазвития духовных, физических и интеллектуальных способностей личности.

Таким образом, программа коррекции физического состояния средствами аквааэробики имеет научное и практическое обоснование и может быть использована для детей с детским церебральным параличом.

 

ТЕМА: «ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ»

Контингент инвалидов с заболеваниями и поражениями ОДА, нуждающихся в комплексной медико-социальной и двигательной реабилитации, весьма обширен и неоднороден по составу. Наиболее сложной является реабилитация инвалидов, перенесших ампутации конечностей. Эффективность восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий определяется многими факторами, в частности причиной и уровнем ампутации, локомоторными и биомеханическими нарушениями, дистрофическими процессами, развивающимися в костно-мышечном аппарате культи, существенными морфофункциональными и патофизиологическими изменениями со стороны кардио-респираторной системы, обменных процессов и т.д. Как следствие этих процессов происходит нарушение адаптационных реакций организма, снижение физической работоспособности.

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т.д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д.. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей. С учетом этого целью настоящей работы явилось изучение особенностей плавания инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, а также функциональная оценка влияния оздоровительного плавания на состояние системы кровообращения при различных уровнях ампутации нижних конечностей.

Под нашим наблюдением находилось 82 инвалида, только мужчины, перенесшие ампутации конечностей, из них на уровне голени - 35 человек, на уровне бедра - 30 человек, обеих нижних конечностей на уровне бедер, бедра и голени - 17 человек. Инвалиды с дефектами обеих нижних конечностей были объединены в одну группу ввиду примерно одинаковой потери массы тела и выраженности гипокинезии. Возраст пациентов колебался от 18 до 40 лет. Причиной ампутации конечностей у всех инвалидов послужили травмы. Сроки после ампутации колебались от 6 месяцев до 5 лет (в среднем 3, 2 года). Среди наблюдаемых пациентов не было лиц, страдавших какими-либо заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Контрольную группу составили 15 практически здоровых мужчин аналогичного возраста.

Все инвалиды прошли курс оздоровительного плавания длительнос тью 1 месяц. Занятия в бассейне проводились 4-5 раз в неделю продолжитель ностью 30-40 мин. В процессе занятий использовались элементы плавания кролем на груди, на спине, брасс, ныряние, игры с мячом и др.

Исследования системы кровообращения проводились следующими методами: вариационной пульсометрии (ВПМ по Р.М. Баевскому [2]), позволяющей оценить состояние вегетативного гомеостаза; тахоосциллографии (ТОГ) по Н.Н. Савицкому, с помощью которой определялись величины артериального давления; тетраполярной грудной реографии (ТГРГ) по Кубичеку в модификации Ю.Т. Пушкаря и соавт. [10], на основе которой определялись объемные величины системного кровотока и рассчитывались индексирован ные показатели, отнесенные к редуцированной площади поверхности тела. Биомеханические исследования проводились методом фоторегистрации (фотограмметрии), при этом оптическая ось объектива располагалась перпендикулярно к объекту съемки на фоне калиброванного экрана с ценой деления 5 см2.

Переходя к анализу наблюдений и исследований, следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта.

По данным Я.С. Якобсона и соавт.[11], после ампутации на уровне средней трети голени о.ц.м. тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра - на 13 и 79 мм соответственно, после ампутации на уровне обоих бедер смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение о.ц.м. тела будет более выраженным. Для здорового человека, плавающего кролем на груди, характерно положение тела, близкое к горизонтальному (угол атаки составляет около 8 град.). На тело пловца действует несколько разнонаправленных сил: погружающая сила (сила тяжести) - G, выталкивающая сила - Ry и дополнительные динамические силы, возникающие при движении. Тело пловца испытывает действие силы, препятствующей продвижению вперед, именуемой лобовым сопротивлением - Rx, наличие положительного угла атаки способствует возникновению подъемной силы. Динамический баланс сил, действующих на пловца, в сочетании с эффективны ми гребковыми движениями верхних и нижних конечностей обеспечивает продвижение вперед со скоростью V.

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение. Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед обеспечивается только за счет верхних конечностей, при этом движения руками производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, носящий компенсаторный характер. В целом эти особенности способствуют увеличению лобового сопротивления, снижается скорость движения, быстро развивается утомление мышц верхних конечностей.

Для коррекции положения инвалида в воде нами разработаны специальные вспомогательные плавсредства в виде утяжеляющего пояса и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации. Пояс надежно фиксируется на талии и не препятствует движениям при плавании. Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела, снижает явления гиперлордоза, способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей. Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию.

При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у инвалидов отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. Использование вспомогательных плавсредств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно о.ц.м. тела, и позволяет принимать горизонтальное положение в воде.

Положение здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер (на спине)

Устранение отмеченных особенностей положения тела в воде с помощью плавсредств облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не использовались, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.

Данные функциональных исследований, проведенных в начале месячного курса плавания, свидетельствова ли о наличии выраженного преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы. Амплитуда моды (АМо) у инвалидов оказалась увеличенной по сравнению с контрольной группой на 50, 8-89, 0% (р < 0, 001) в зависимости от уровня ампутационного дефекта, мода (Мо) - сниженной на 17, 1-26, 2% (р < 0, 001), индекс напряжения регуляторных систем (Ин) оказался увеличенным на 125, 8-152, 9% (р < 0, 001) и вегетативный показатель ритма (ВПР) - на 120, 7-158, 8% (р < 0, 001) соответственно. Наиболее выраженные отклонения показателей выявлены у инвалидов после ампутации бедра и обеих нижних конечностей. Таким образом, можно констатировать, что симпатическая иннервация характерна для всех инвалидов, перенесших ампутации. Преобладание симпатического отдела сопровождается высокой централизацией сердечного ритма. Синусовый узел способен обеспечить лишь стабильный ригидный ритм, что в целом характерно для сердца с низкими адаптационными возможностями.

Вместе с тем выявлено учащение пульса (ЧСС) по сравнению с контрольной группой на 9, 7-19, 2% (р < 0, 02) в зависимости от уровня ампутации, диастолического артериального давления (АДД) - на 7, 7-21, 6% (р < 0, 05), среднего гемодинамического давления (СГД) - 11, 5-38, 1% (р < 0, 001), бокового систолического давления (АД бок.) - на 19, 3 (р < 0, 01) - 27, 3% (p < 0, 001) и конечного систолического давления (АД кон.) - на 5, 9 (р < 0, 05) - 14, 5% (р < 0, 02). Следует отметить, что на повышение артериального давления, особенно диастолического, указывалось в работе [3], оно связывалось с напряжением симпато-адреналовой системы и интерпретировалось как проявление стрессорной реакции организма. Наряду с изменением артериального давления выявлено значительное повышение периферического сопротивления (ПС). Так, после ампутации голени оно оказалось увеличенным по сравнению с контрольной группой на 73, 3% (p < 0, 001), после ампутации бедра - на 67, 5% (р < 0, 001) и после ампутации обеих нижних конечностей - на 104, 1% (р < 0, 001). Отмечено снижение объемных величин системного кровотока - ударного и минутного объемов кровообращения (УО и МОК) на 21, 3-21, 8% (р < 0, 01) и 13, 8-16, 8% (p < 0, 001) соответствен но. Однако индексированные показатели - ударный и сердечный индексы - не претерпевали существенных изменений.

Таким образом, у инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей, выявлены однонаправленные изменения со стороны системы кровообращения. Снижение объемных величин, в частности УО, недостаточное наполнение так называемой " компрессионной" камеры, и соответственно снижение артериального давления в барорецепторных зонах каротидных синусов и дуги аорты вызывает мощный прессорный рефлекс, приводящий к активации сосудистого тонуса. Это происходит в результате растормаживания симпатического отдела вегетативной нервной системы, что и проявилось увеличением ЧСС, АД и ПС. Можно полагать, что выраженное преобладание симпатического отдела является в определенной степени компенсаторной реакцией организма на уменьшение массы тела и сосудистого русла и направлено на поддержание циркуляторного гомеостаза. Вместе с тем определенное значение имеют гипокинезия и детренированность организма, а также эмоциональный и физический стрессы.

Под влиянием месячного курса оздоровительного плавания произошли некоторые сдвиги в вегетативной регуляции. У инвалидов после ампутации голени и после ампутации бедра произошли уменьшение АМо, увеличение Мо, а также отношения Мо Х, характеризующего взаимоотношение автономного контура и гуморального канала регуляции [4]. Степень их изменения составляла 20, 5-28, 3% (p < 0, 05) относительно исходных значений. Динамика этих показателей рассматривалась как некоторое ослабление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и нарастание парасимпатической регуляции, увеличение роли автономной регуляции сердечного ритма. Отсутствие статистически достоверных изменений остальных показателей ВПМ можно объяснить малой продолжительностью курса оздоровительного плавания. Очевидно, месячного периода недостаточно для выраженных адаптационных перестроек регуляторных механизмов.

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, т.е. с максимальной потерей массы тела (свыше 25%) изменения показателей ВПМ не были статистически достоверными, что, вероятно, обусловлено более глубокими изменениями регуляторных механизмов и морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения, развивающимися вследствие ампутации.

Изменения гемодинамических показателей у инвалидов с односторонними дефектами нижних конечностей характеризовались выраженным снижением ЧСС, АД бок., АД кон., после завершения курса плавания они существенно не отличались от показателей контрольной группы. Произошло снижение ПС, а также объемных величин, что сказалось на СИ. В исходном периоде величина СИ у инвалидов с культей голени составляла 3, 19 л/мин/м2, после завершения курса - 2, 33 л/мин/м2, у инвалидов с культей бедра - 3, 28 и 2, 43 л/мин/м2 соответственно. Таким образом, наблюдались снижение интенсивности кровообращения и стабилизации его на новом гипокинетическом уровне. У инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей изменения показателей были незначительными. ПС снизилось всего на 13, 7% (p > 0, 05) по сравнению с исходным. СИ в исходном периоде составлял 3, 18 л/мин/м2, после курса плавания 2, 92 л/мин/м2, т.е. сохранялся стабильный эукинетический тип кровообращения.

Проведенные исследования показали, что при невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловлено глубокими морфо-функциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоких уровнях ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.