Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Столыпинская аграрная реформа. Аграрный строй России после отмены крепостного права оставался отсталым






Аграрный строй России после отмены крепостного права оставался отсталым. Формы землевладения были различны: помещичье, удельное, кабинетное, государственное, общинное, казачье, церковно-монастырское.

Основная часть земли принадлежала дворянству: 28 тысяч помещиков владели 62 млн. десятин земли. Помещики сдавали землю крестьянам в аренду или отработок в качестве платы за аренду земли, за взятые вперед деньги, потравы, ссуды хлебом до нового урожая и т.д. Таким образом, вместо барщины после отмены крепостного права возникла отработочная система ведения помещичьего хозяйства. Главным условием существования отработочной системы было наличие крестьян, имеющих недостаточное количество земли для содержания семьи и поэтому вынужденных арендовать ее у помещика.

Крестьянское надельное землевладение было мелким: из 12, 3 млн. крестьянских дворов европейской России 6, 2 млн. (т.е. более половины) имели по 8 десятин на двор. Такого количества земли было недостаточно для содержания семьи. Средние и зажиточные дворы составляли всего 2.2. млн. хозяйств; богатые, в основном казачество, имели свыше 30 десятин - таких хозяйств было всего 600 тыс. в европейской части России.

Собственником крестьянской земли была община. Община регламентировала социальную и хозяйственную жизнь в деревне:

- во-первых, пахотная земля систематически уравнительно перераспределялась между крестьянами - членами общины по количеству едоков в семье. Надельная крестьянская земля была худшего качества, чем у помещиков, не хватило лугов и пастбищ;

- во-вторых, несколько десятин надельной земли отводились в разных местах - в низинке и на пригорке, на песке и на глине и т.д. На таких полосках был возможен только общий севооборот;

Кроме того, не было смысла удобрять или обихаживать землю - при переделе она могло достаться другому.

Из-за значительного прироста крестьянского населения (за 40 лет на 65 %) недостаток земли становился все более ощутимый. 30 % крестьян составили «излишек» населения, экономически ненужный и лишенный занятости. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи снизился до двух десятин, это было намного меньше того, что она имела в 1861 г.

Положение усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники; одна треть крестьянских дворов была безлошадной, еще одна треть имела всего одну лошадь. Эти условия заставляли крестьян прибегать к трехпольному севообороту, который на треть уменьшал полезную площадь их и так скудного надела.

В итоге, русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5-6 ц. с гектара).

Тем самым общинное землепользование с принудительным севооборотом и ввязанной с этим чересполосицей, общий выгон скота не давали возможности развернуться более предприимчивому крестьянину и увеличить производительность крестьянских хозяйств. Более того, задерживая расслоение крестьянства, община замедляла накопление капитала и создание внутреннего рынка для промышленности.

Царизм стремился к хранению помещичьего землевладения, вследствие чего правительство препятствовало переселению крестьян за Урал, охраняло крестьянскую общину, которая давала дешевые рабочие руки на помещичьи поля. Кроме того, царской администрации было удобно управлять крестьянами через общину и взимать о ее помощью выкупные платежи. И, наконец, царизм стремился с помощью общины задержать дифференциацию крестьянства, уход части его из деревни и тем самым предупредить рост пролетариата и рабочего движения.

Пороки общинного землевладения понимали многие государствен­ные деятели России - современники русских императоров Александра II, Александра Ш, Николая П. Среди них можно назвать имена Бунге, Валуева, Барятинского, Витте. В 1883 г. была предпринята попытка разрешить аграрную проблему. Был создан казенный Крестьянский поземельный банк. Он должен был давать денежные ссуды наиболее состоятельным крестьянам для приобретения дополнительной земли, в решении Государственного совета подчеркивалось, что «банк оказал бы несомненную услугу государству образованием класса мелких собственников, который повсеместно служит источником экономического процветание страны и верной опорой гражданского порядка». Но сторонники общины взяли верх, и в 1893 г. Крестьянский банк стал выдавать кредиты только крестьянским общинам в целом.

После неурожая и частичного голода 1891-1892 гг., массовых
крестьянских восстаний 1902 г. аграрная проблема стала центральной.
Принятию столыпинской аграрной реформы предшествовала так
называемая революции сознания, когда межу началом 90-х годов
XIX в. и 1905 г. общество поняло необходимость преобразования
крестьянского хозяйства. В печати, публичных выступлениях,
приватных беседах государственных чиновников стало
распространяться убеждение, что традиционная аграрная политика
царского правительства не способна решить аграрную проблему.
Продолжение этой политики может окончательно подорвать
экономический рост и политическую власть и даже ставит под
угрозу само существование государства. Предполагалось, что
сельское хозяйство и крестьянство имеют ключевое значение для
развития всех отраслей экономики и для политического выживания.
Тормоз для развития сельского хозяйства виделся в низком уровне эффективности сельскохозяйственного производства и в
недостаточном развитии рыночной экономики. И виной была община, или, вернее, общинная система землепользования.
Поэтому нужнобыло не предоставлять дополнительные земельные наделы, а
повышать производительность крестьянского хозяйства путем его
переустройства и поощрения рыночной экономики. В этих целях
сила рекомендовано предоставить крестьянам свободу выбора - право покидать общину и объединять свои участки в индивидуальные хозяйства.

Одновременно выработалось мнение, что дляповышения заинтересованности крестьян в улучшении обработки земли, внедрения новых технологий и техники, создания земельного рынка необходимо представить каждому главе семьи право частной собственности на землю. Такие взгляды особенно сильное распространение получили в 1902-1905 гг. Даже были созваны две правительственные комиссии: межведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю.Витте и Редакционная комиссия по вопросам крестьянского законодательства Министерства внутренних дел во главе с В.И.Гурко.

Эти комиссии облекли новые идеи в законодательные акты, пропагандировали новую программу в широких кругах общественности и в правительстве. И в конечном итоге, выполнение программ должно было превратить крестьянские хозяйства в систему мелкой частной собственности, основанной на хуторах или семейных фермах. В то же время авторы аграрной программы верили, что крестьяне также выступают против уравнительного землепользования, общинных традиций и готовы к предложенным изменениям, с энтузиазмом воспримут их. На одном из последних заседаний Особого совещания в конце марта 1905 г. 31 член совещания справом решавшего голоса и 18 членов с совещательным голосом, представляющие собой высших государственных чиновников, ведавших аграрными делами, высказались единодушно в пользу этой программы. Но для того чтобы новая программа стала официальной правительственной политикой, необходимо было решение правительства и согласие самого царя.

Летом и осенью 1905 г. начались выступления крестьян с требованиями ликвидации помещичьего землевладения. Первая русская революция показала, какую опасность для самодержавия таит бедняцкая масса, громящая помещичьи усадьбы. Уступкой крестьянству было издание Манифеста от 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906 г. наполовину и с I января 1907 г. полностью.

По инициативе С.Ю.Витте правительство приступило к рассмотрению проектов принудительного отчуждения помещичьих земель, сдаваемых в аренду крестьянам. Одновременно Витте принимал решительные меры по продаже дворянских земель крестьянам.

Проекты Витте вызвали сопротивление дворянства, тем более что карательные экспедиции правительства в деревне имели успех, и началась энергичная пропагандистская кампания дворянства против любых форм экспроприации земли. Витте в 1906 г. был отправлен в отставку с поста министра финансов, что явилось результатом утраты доверия царя, оппозиции дворянства его либерализму и политике индустриализации, не говоря ужe о поддержке им принудительного отчуждения помещичьей земли.

Дело сдвинулось с места только после того, как председателем Совета Министров был назначен Столыпин (1906-1911). Крупный помещик-модернизатор, предводитель дворянства Саратовской губернии и государственный чиновник, он стремился совместить самодержавие с капиталистической экономикой. Ему были присущи выдержка, твердость и уверенность в собственных силах, что сыграло решающую роль в его быстром продвижении с должности провинциального губернатора на пост председателя Совета Министров.

Практически все политические программы, которые проводил или пытался проводить П.А.Столыпин, не были разработаны им лично, а были продолжением проектов, созданных до 1905.

Цели аграрной реформы, проводимой Столыпиным и названной его именем – «столыпинской»:

во-первых, ликвидировать крестьянскую общину и создать в деревне слой крестьян-собственников, владеющих землей на правах частной собственности;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.