Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный стандарт уровня внешнего государственного долга?






По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:

· Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель в 2000 – 2006 г. составлял 18, 5 – 26, 5 %, то есть на много ниже 50%.

· Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.

· Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.

В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.

С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год.

Внешний государственный долг Беларуси на 1 марта 2004 года составил 716, 1 млн. долл. США при утвержден­ном лимите 2 млрд. долл. США.

На протяжении последних десяти лет наблюдается тен­денция снижения внешнего государственного долга. Если в 1995 году он составлял 1, 5 млрд. долл. США, то начиная с 2000 года сохраняется на уровне 800 млн.

Динамика его относительных показателей свидетель­ствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экс­порту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%.

Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны да­лёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В 2004 – 2006 гг. наблю­дается снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президен­та страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга.

В области внешнего государственного долга основными задачами являются:

· сохранение объёма государственного долга на эконо­мически

безопасном уровне;

· сокращение стоимости обслуживания долга;

· обеспечение исполнения обязательств государства в полном

объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;

· полное финансовое обеспечение выдаваемых госу­дарственных

гарантий;

· управление внешним государственным долгом с целью снижения

рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;

· усиление контроля за своевременным и полным выпол­нением

предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.

В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы Германии (24, 4%), России (18, 6%), МБРР (12, 4%) и США (10, 3%). Ведутся переговоры об открытии кредитной линии Италии. Кредитором является Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.