Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные определения. Учебно-методическое пособие






Учебно-методическое пособие

 

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2006 г.


ББК 65.290-2 Печатается по решению

И66 РИС НовГУ

 

Рецензент –

 

И66 Инновационный менеджмент: Учеб.-метод. Пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 94 с.

 

 

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Инновационный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.

 

ББК 65.2909-2

 

 

© Новгородский государственный

университет, 2006

© С.В.Васильев, составление, 2006


 

Содержание

Содержание.................................................................................................................................................................... 3

Тема 1. Введение в «Управление инновациями».................................................................................................. 7

1.1.Основные определения..................................................................................................................................... 7

1.2. Бизнес-среда 2000-2010.................................................................................................................................. 7

1.2.1. Информациональная и глобальная экономика................................................................................ 7

1.2.2. Третья промышленная революция....................................................................................................... 8

1.2.3. Четвертая информационная революция............................................................................................. 8

1.2.4. Дематериализация рыночных продуктов......................................................................................... 8

1.2.5. Новые ремесленники................................................................................................................................ 9

1.2.7. Сети в обществе и в производстве........................................................................................................ 9

1.2.8. Ускоряющееся изменение техно-экономической среды................................................................ 9

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 12

Тема 2 Основы инноватики...................................................................................................................................... 13

2.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции........................................................ 13

2.1.1. Н.Д. Кондратьев (1892-1938) - Длинные волны конъюнктуры................................................. 13

2.1.2. Й.Шумпетер (1883-1950) - Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. 14

2.1.3. Й.Шумпетер - «Новатор — банки — эффективная монополия». Инновационно-инвестиционный процесс. 15

2.1.4. С.Ю. Глазьев - Технологические уклады......................................................................................... 15

2.2. Инновационный процесс и инновационная деятельность.................................................................. 19

2.2.1. Особенности организации инновационных процессов............................................................... 19

2.2.2. Оценка результативности работы научно-технических организаций.................................... 20

2.3. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений........................................... 21

2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции.............................................................. 23

2.4.1. Практика как определитель ценности. Интеллектуальная собственность............................ 23

2.4.2. Формирование конкуренции в инновационной деятельности................................................... 26

2.5. Особенности принятия решений в управлении инновациями............................................................ 27

2.5.1. Решения, принимаемые по сетевым графикам................................................................................ 28

2.5.2. Планирование технологического освоения производства новой продукции....................... 28

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 28

Тема 3. Инновационные стратегии........................................................................................................................ 29

3.1. Возникновение и становление инновационных стратегий................................................................. 29

3.1.1. Понятие и виды инновационных стратегий.................................................................................... 29

3.1.2. Особенности инновационных стратегий......................................................................................... 29

3.1.3. Инновационный аспект базовых стратегий организации........................................................... 30

3.2. Типы инновационного поведения фирм................................................................................................... 31

3.3. Стратегии в сфере массового производства........................................................................................... 33

3.3.1. Основные черты и сферы деятельности виолентов....................................................................... 33

3.3.2. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе........................................................... 33

3.3.3. Эволюция виолентов.............................................................................................................................. 34

3.4. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка – патиенты.......................... 36

3.4.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов................ 36

3.4.2. Эволюция патиентов.............................................................................................................................. 37

3.5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов. 38

3.5.1. Инновационная роль.............................................................................................................................. 38

3.5.2. Эволюция эксплерентов........................................................................................................................ 38

3.6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - коммутанты................................ 40

3.6.1. Роль в экономике и инновационном процессе................................................................................ 40

3.6.2. Эволюция коммутантов........................................................................................................................ 41

3.7. Специфика российских инновационных стратегий.............................................................................. 41

3.7.1. Стратегия массового и стандартного производства.................................................................... 41

3.7.2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш).................................... 42

3.7.3. Стратегия мелких фирм......................................................................................................................... 42

3.7.4. Комбинация стратегий.......................................................................................................................... 43

Конкретная ситуация: " Создание малой фирмы"..................................................................................... 44

Вопросы для обсуждения 1:........................................................................................................................... 44

Вопросы для обсуждения 2:........................................................................................................................... 45

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 45

Тема 4. Управление инновационными преобразованиями............................................................................. 45

4.1. Концепция проектирования инновационных преобразований......................................................... 46

4.1.1. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии................................. 46

4.1.2. Инновационные преобразования....................................................................................................... 46

4.1.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту......................................................... 47

4.2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации................................................... 48

4.2.1. Показатели инновационной деятельности организации............................................................. 48

4.2.2. Инновационные цели............................................................................................................................. 49

4.2.3. Инновационный потенциал................................................................................................................. 50

4.2.4. Инновационный климат........................................................................................................................ 56

4.2.5. Инновационная позиция организации.............................................................................................. 58

4.2.6. Инновационная активность и инновационная сила..................................................................... 60

4.3. Проектное управление инновациями........................................................................................................ 61

4.3.1.Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления.................. 61

4.3.2. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. 63

4.4. Инжиниринг, реинжиниринг и инновационные бизнес - процессы.................................................. 64

4.4.1. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга............................................................................... 64

4.4.2. Объекты реинжиниринга...................................................................................................................... 65

4.4.3. Условия успешного реинжиниринга................................................................................................. 66

4.4.3. Типичные ошибки при проведении реинжиниринга..................................................................... 66

4.4.5. Место реинжиниринга в инновационной деятельности.............................................................. 67

4.4.6. Участники проекта реинжиниринга и их роли............................................................................... 67

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 68

Тема 5. Выбор организационных форм инновационной деятельности...................................................... 68

5.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности 68

5.2. Формирование инновационных подразделений в корпорациях....................................................... 71

5.3.Формы малого инновационного предпринимательства....................................................................... 72

5.3.1. Новые фирмы в рамках старых компаний....................................................................................... 72

5.3.2. Венчурные фирмы — рискофирмы.................................................................................................... 72

5.3.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм.......................................................................... 73

5.3.4. Бизнес - инкубаторы в России............................................................................................................. 74

5.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах......................... 75

5.4.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах................. 75

5.4.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества 75

5.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп 80

5.5.1. Региональная инновационная политика.......................................................................................... 80

5.5.2. Региональные научно-технические центры.................................................................................... 81

5.5.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне.................. 82

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 84

Тема 6 Инновационное развитие в России.......................................................................................................... 84

6.1.Приоритетные направления развития науки и техники....................................................................... 85

6.2.Критические технологии............................................................................................................................... 86

1. Информационные технологии и электроника....................................................................................... 86

2. Производственные технологии.................................................................................................................. 87

3. Новые материалы и химические продукты........................................................................................... 87

4. Технологии живых систем.......................................................................................................................... 87

5. Транспорт........................................................................................................................................................ 88

6. Топливо и энергетика................................................................................................................................... 88

7. Экология и рациональное природопользование.................................................................................. 88

6.3.Федеральный закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике (проект) 89

6.4.Концепция инновационной политики Российской Федерации на период 1998 - 2000 годы..... 91

6.5. Инновационное развитие экономики в 2000 – 2010 гг. согласно «Стратегии развития Российской Федерации («Программа Грефа»)...................................................................................................................................................................... 93

Анализ ситуации................................................................................................................................................ 93

Основные направления и этапы развития инновационной экономики.............................................. 95

Практические мероприятия............................................................................................................................. 96

Первоочередные меры...................................................................................................................................... 98

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................... 99

Тема 7 Инновации в управлении человеческими ресурсами....................................................................... 100

7.1. Инновационное управление трудом;...................................................................................................... 100

Инновационный менеджмент....................................................................................................................... 104

Кадровый менеджмент................................................................................................................................... 104

Цель инновационного менеджмента.......................................................................................................... 104

Кадровые нововведения................................................................................................................................ 104

Время реализации кадровых нововведений............................................................................................ 104

Инновационно-кадровый маркетинг.......................................................................................................... 105

Мотивация кадровых инноваций................................................................................................................ 105

Организация кадровых нововведений....................................................................................................... 105

Оценка проектов кадровых нововведений............................................................................................... 105

Управление инновациями в кадровой работе......................................................................................... 105

Кадровая работа............................................................................................................................................. 105

Кадровая политика......................................................................................................................................... 106

7.2. Развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; Жизненные стадии и циклы организации................................................................................................................................................................................... 107

Стадии развития организации..................................................................................................................... 108

Резюме................................................................................................................................................................. 112

Контрольные вопросы................................................................................................................................... 112

7.3. Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе;.................... 113

Функции инновационного менеджмента в кадровой работе.............................................................. 113

7.4. Классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа;....................................... 113

7.5. Инновационный потенциал работника;................................................................................................ 114

7.6. Новатор, новаторская деятельность;..................................................................................................... 115

7.7. Кадровая элита;............................................................................................................................................ 118

7.8. Цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе;................................................................................................................................................................................... 119

7.9. Восприимчивость организации к нововведениям;.............................................................................. 125

7.10. Сопротивление и внедрение нововведений;....................................................................................... 128

7.11. Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе.................... 134

Показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом................... 134

Глоссарий................................................................................................................................................................... 134

Литература................................................................................................................................................................. 137

Основная................................................................................................................................................................. 137

Дополнительная................................................................................................................................................... 137

 


 

Тема 1. Введение в «Управление инновациями»

Основные определения

 

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Согласно словарю Вебстера, innovation n. 1. something new or different introduced., 2. the act of innovating; introduction of new things or methods. [1540-50] Derived words: -innovational.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

В настоящее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2 триллиона долларов, из которых на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии — 16%, России – 0, 3-0, 5%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.