Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священномученик Никодим (кононов), епископ Белгородский






Еп. Никодим (Кононов)

Память 28 декабря / 10 января, 22 октября / 4 ноября (обретение мощей в 2012), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах новомучеников и исповедников Белгородских и Соловецких, в Соборах Санкт-Петербургских и Московских святых

В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня / 1 июля 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров.

В 1886 году окончил Архангельское духовное училище по II разряду[63], в 1892 году - Архангельскую духовную семинарию первым студентом[64] и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

10 / 23 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля / 9 марта - рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля / 4 мая - в сан иеромонаха.

В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18 (31).04.1898 г. по 18 (31).03.1900 г.

30 августа / 12 сентября 1904 был возведен в сан архимандрита " за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа (2 сентября) 1901г. определением Св.Синода от 28 августа (10 сентября) 1901г".

В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии.

С 21 сентября / 4 октября 1908 г. по 14 / 27 января 1909 г. состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.

Получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства».

В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии.

с 1 / 14 июня 1909 г. состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.

Указом Св.Синода от 13 / 27 октября 1909 г., вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела " Олонецких Епархиальных Ведомостей"

Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

9 / 22 января 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии[65]. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.

С 15 / 28 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии.

Священномученик Никодим Кононов, епископ Белгородский, Икона работы Александра Сорокивского, Санкт - Петербург, 2013

Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.

Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.

Священномученик епископ Никодим (Кононов). Икона.

Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его

непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1917 удостоен степени магистра богословия.

8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко[66] прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия.

По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.

Тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом[67].

После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима». Рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

Тропарь, глас 4:

Православия и благочестия ревнителю, / священномучениче Никодиме, / святителя Иоасафа велегласный прославителю, / душу свою за овцы стада Христова положивый, / моли о нас всемилостиваго Бога, / да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак, глас 8:

Избранный светильниче земли Белоградския, / страдания и кончину Христа ради восприявый, / темже обретый благодать несокрушимую, / помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия, / да с верою зовем ти: / Радуйся, священномучениче Никодиме, / архипастырю и молитвенниче усердный!

Труды

  • " Преп. Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители". СПБ, 1900.
  • " Преп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский". СПБ, 1900.
  • " Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании". Агиологические очерки. СПБ, 1900.
  • " Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.". СПБ, 1900.
  • " Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании". СПБ, 1901.
  • " Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV-XVII вв.". СПБ, 1901.
  • " Преп. Трифон Печенегский чудотворец и его ученики". СПБ, 1901.
  • " Указатель к циркулярам по Духовн. Учебн. Ведом.". СПБ, 1902.
  • " Преп. Александр Свидерский и его ученики подвижники". Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.
  • " Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия". " Русск. Паломн." 1905, № 51, с. 808-811, " Русск. Паломн." 1905, № 52, с. 832-834.
  • " Старец о. Наум Соловецкий - подвижник карел". Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.
  • " Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". " Изв. Каз. Еп." 1911, № 4, с. 125.
  • Речь при наречении его во епископа Рыльского. " Приб. к " ЦВ" 1911, № 3, с. 97.
  • " Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский". Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914.
  • " Преп. Антоний, Сийский чудотворец".
  • " Архангельский Патерик". СПБ, 1901.
  • Zitie, proslavienie i cudesa Svjatitelja Iosafa.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.