Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всенощное бдение.






Служба самого праздника Рождества Христова стоит среди служб всех двунадесятых праздников особняком. Начинается оно не вечерней, как прочие, ибо Великая вечерня уже была, но великим повечерием – тем самым последованием, которым дневной богослужебный круг завершается в Великий пост. Если в праздник Святой Пасхи чтение совершенно исчезает из праздничной службы, то здесь, наоборот, идет, преимущественно, чтение. Собственно, повечерие – это последование, предназначенное для совершения перед отходом ко сну «по вечери», то есть, после ужина. Создавалось оно в монастырях, где после совершения вечерни монахи ужинали, а затем – после повечерия и чтения молитв на сон грядущий, расходились на ночь по кельям. Есть малое повечерие, в приходских храмах совершаемое лишь раз в году – в Великую пятницу – после Великой вечерни с чином выноса плащаницы Христовой. Правда, в нашем соборе повечерие это не совершается, а лишь читается канон из него. В монастырях же оно совершается постоянно так, как было написано выше. Великое же повечерие совершается, преимущественно, в Великий пост. В приходских храмах оно совершается лишь на первой его седмице, когда в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея, епископа Критского (память 4 / 17 июля) и им же начинается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в случае выпадения на дни со вторника по субботу. В монастырях же им завершается каждый день поста. И вот, мы встречаем это последование не в Великий пост, когда всякая торжественность уходит, а во второй по значимости в нашей Церкви праздник, да еще в праздник Крещения Господня, чей чин сходный в силу общего происхождения. Перед нами читаются три последования с долгой чередой псалмов и молитв, прошений к Богу о даровании мирной ночи, правда, перемежаемое торжественным пением тропаря и кондака праздника после Трисвятого на первом и втором последовании, входящем в повечерие. Нам как бы напоминается вновь о том, что за рождением Христа последует не слава одна, но полная скорбей жизнь, начавшаяся с гонений от нечестивого царя и завершившаяся на Кресте. Но в то же время, с особой торжественнотью на этой службе звучат слова из книги пророк Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог», которое за чтецом вновь и вновь повторяет хор, а чтец возглашает стихи и славословия. Потом повечерие прерывается и духовенство выходит на литию. Поются стихиры и завершается эта часть службы, подобно вечерне – пением песни святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих, Израиля». Чтец читает Трисвятое по «Отче наш», а хор поет тропарь праздника. Предстоятель поизносит молитву благословенимя хлебов и далее бдение идет обычным образом, как служба праздника, одного из величайших в нашей Церкви.

Итак, всенощное бдение праздника. Разумеется, я решил пойти на ночную службу, как более торжественную. Прихожу заранее. Во дворе стоит поставленная и наряженная еще перед Новым годом елка. Такие же стоят и в храме. В центре храма стоит архиерейский амвон. На солее стоят ведра с наряженными сосновыми ветками, а сам иконостас украшен венками с выложенными на них буквами «Р» и «Х». Храм еще полупуст, лишь в южной стороне, где проходит исповедь, толпится народ. Вскоре начинается исповедь, которую проводят о.Роман Хотков и о.Андрей Пашин. Проходит еще некоторое время. Храм, тем временем, начинает наполняться, хоть наполняется он уже по ходу службы. Встречи архиерея не была, а сразу о.Сергий Лукин начал службу. В первое последование входят 4, 6, 12, 24, 30 и 90 псалмы, из которых первые два исполнены особым молитвенным духом. На деле же чтец сразу начал с 90 псалма. В это время священник в сопровождении двух диаконов кадит весь храм, как и при обычном бдении. Торжественную песнь Великого повечерия: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог» на сей раз полностью пел хор, кстати, в ночной службе участвовал лишь верхний хор, ибо боковой пел на службе вечером и утром. На месте, где обычно поет боковой хор присутствовали некие почетные гости….

Напомню, однако текст этого песнопения, обычного для службы повечерия: С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Услышите до последних земли: яко с нами Бог.

Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.

Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.

И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.

И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.

Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.

Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: яко с нами Бог.

Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.

Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.

И мира Его несть предела: яко с нами Бог.

И нарицается Имя Его, Велика Совета Ангел: яко с нами Бог.

Чуден Советник: яко с нами Бог.

Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.

Отец будущаго века: яко с нами Бог.

С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Слава: С нами Бог:

И ныне: С нами Бог:

Таже два лика вкупе: С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

В первом последовании далее прочитывалются особые тропари с прошением о мирном прохождении ночи и далее все было, как всегда. Притом, если раньше в течение всего бдения горел весь свет, то теперь по окочании каждения свет выключается и храм погружается во тьму и лишь при пении тропаря на первом последовании и кондака – на втором – свет включается вместе с открытием Царских врат. В целом, сокращено было и второе последование: прочитан был лишь 50 псалом, а 101, преисполненный покаяния, опущен, как и молитва Манассии (ветхозаветный царь, известный тем, что отдал приказ о казни святого пророка Исаии), упоминаемая во второй книге Паралипоменона, также преисполненная покаяния. Владыка прибыл уже по ходу службы, а потому третье последование, точнее, та часть, которая читается до начала литии, уже не сокращалось (69 и 142 псалмы). После чтения славословия началась лития, на которую вшли о.Сергий Лукин¸ о.Евгений Кузнецов, а также некий незнакомсый священник, на епархиальном сайте представленный, как иерей Максим Пьянков. Еще был на нем о.Роман Хотков, а чуть позже появился и о.Андрей. Замечу, что на службе, помимо наших диаконов (включая и о.Александра Лысенко, из-за нехватки кадров, исполняющего обязанности иподиакона) был уже упоминаемый диакон с тонким голосом, представляемый, как архидиакон[40] Сергий (Пугач).

В отличие от прошлого года, на утрени сокращений почти не было. В прошлом году была вовсе опущена кафизма, в этот раз она была прочитана неукоснительно (архиерей на полиелей должен облачиться полностью, как перед литургией: подризник, саккос и прочее, а на это нужно время).

И вот, нвчинается полиелей, когда духовенство под отрывки из 134 и 135 псалмов (полностью псалмы поются лишь в монастырях) выходит в храм. В ней уже участвовало все духовенство храма, под началом правящего архиерея, пред которым несут подсвеченики, дикирий и трикирий. Впервые поется величание, то есть, славословие Христу, плотью родившемуся от Приснодевы Марии. Это то, ради чего мы 40 дней постились. Малая ектения – и под пение специального антифона выносится Евангелие в сопровождении иподиаконов с рипидами. Возглашал прокимен все тот же архидиакон Сергий и он же пел «Всякое дыхание да хвалит Господа…». И вот, читается Евангелие.

Евангелие на бдении (от Матфея): 18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

И снова нам рассказывается эта предыстория Рождения Христа и то, как Иосиф усомнился в Деве сей, давшей обет безбрачия. Если бы он разгласил свои подозрения, то ее могли бы побить камнями, как совершившую грех блуда. Он же не хотел этого, но желал тайно отпустить ее, дабы не иметь неприятности самому, будучи хранителем ее девства, да и не подвергать ее смертельному риску. Но Ангел Господень вразумил его и тем примирил его совесть. А он, будучи человеком благочестивым, насколько мог быть благочестивым человек Ветхого Завета, воспринял видение адекватно, ибо Бог не дает видений кому попало. Предание открывает, что Святая Мариам имела и другие неприятности от людей, знавших о ее обете, но и от них Бог сохранил ее. Остальное, как бесполезное для нашего назидания, от нас скрыто. Сие же указывает, что Господь еще в утробе претерпевал гонения от мира, да и сама сия Дева терпела неприятности….

Помазание в этот раз, из-за огромного наплыва верующих, длилось почти до самого конца бдения, так что возглас «Слава Тебе. показавшему нам свет..» и благословлял народ на три стороны, архиерей из центра храма, где помазывал народ. Помазание было с раздачей плиток шоколада «Алёнка» и благословленного на литии хлеба, но из-за запруженного народом центра я последний не брал (идет служба и негоже носиться по нему, ломясь через толпу). Канон праздника читали о.Роман Хотков и о.Андрей Пашин. Особенность этого канона в том, что перед 9 песнью диакон при каждении возглашает: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Небесных воинств Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос и начинается пение припевов, заменяющих обычные молебные возгласы. При этом 9 песнь была сокращена. Были сокращены и стихиры «на хвалитех» (предваряются пением строк из 148 псалма, при полном совершении службы он дочитывается до конца чтецов, после чего читается 149, а строки из 150 служат стихами перед пением каждой стихиры… Все предваряется возгласом «Всякое дыхание да хвалит Господа»)….

Заканчивается бдение и читается первый час, который и без того читается в сокращении (опускаются 5 и 89 псалмы)…. Прпоизносится отпуст. После этого о.Евгений Кузнецов прочитал патриаршее Рождественское послание (см. выше).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.