Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология 26 страница






ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, высшие женские учебные заведения в дореволюц. России. Возникли под влиянием революц.-демократич. движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. VK. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических " Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили назв. " Владимирских курсов" (по имени Владимирского уч-ща, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 ф-та: физикоматем. и ист.-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и обществ, деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революц.-демократич. движения 70-х гг. царское пр-во в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революц. движением кон. 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались пр-вом и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ. В. ж. к. сыграли значит, роль в развитии женского образования в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским ун-том в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революц. движения, напр, на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Окт. социалистич. революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Мит.. Лихачева E.t Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878 -1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, " Вестник высшей школы", 1958, № 10; Б о б р о в а Л. А., " Высшие женские курсы профессора Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного ин-та, т. 16, М., 1961.

ВЫСШИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, инфракласс позвоночных животных; то же, что плацентарные.

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА, учебные заведения дореволюц. России, возникшие по Положению 25 июня 1912 взамен 3- и 4-классных городских училищ. Состояли из 4 классов с годичным курсом в каждом. Существовали мужские, женские и небольшое число смешанных В. н. у. Обучаться в В. н. у. могли дети средних слоев гор. населения в возрасте 10-13 лет, окончившие нач. школу. В уч-щах преподавались: закон божий, рус. язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физич. упражнения (в женских, кроме того, рукоделие). Учащиеся В. н. у., прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы ср. общеобразоват. школы (для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностр. и древним яз., что нередко служило преградой к продолжению образования в ср. школе).

При В. н. у. иногда имелись дополнит, классы или курсы: пед., с.-х., ремесленные, бухгалтерские, почтово-телеграфные и др., с 1- или 2-летним сроком обучения. В. н. у. просуществовали до Великой Окт. революции.

ВЫСШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, стационарные курсы по подготовке преподавателей для ср. общеобразоват. и профессиональных уч. заведений из числа окончивших ун-ты. В дореволюц. России к В. п. к. относились женские (фребелевские) курсы и 2-годичные пед. курсы при 6 уч. округах.

В СССР первые В. п. к. были организованы Наркомпросом РСФСР в 1920 для преподавателей школ 2-й ступени, со сроком обучения 4 мес., в 1921 срок для обучения был продлён до 1 г. С 1922 эти курсы получили наименование Высших науч.-пед. курсов; на их базе в 1924 возникли Высшие науч.-пед. курсы при пед. ф-те 2-го МГУ; они готовили не только преподавателей педагогики и методик отд. предметов для ср. спец. уч. заведений, но и науч. кадры. Активное участие в их работе принимали П. П. Блонский, А. Г. Калашников, Е. Н. Медынский, А. П. Пинкевич и др. видные педагоги. После реорганизации 2-го МГУ в пед. ин-т В. п. к. продолжали свою работу в составе этого ин-та (ныне Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина) до 1933 и готовили преподавателей пед. дисциплин для педтехникумов, инспекторов-методистов для отделов нар. образования и др.

В 1944-52 при Моск. гос. пед. ин-те им. В. И. Ленина были организованы В. п. к. с одногодичным сроком обучения для подготовки преподавателей пед. училищ по специальным предметам.

В 1924-40 В. п. к. также организовывались при нек-рых вузах для лиц, окончивших эти вузы; они изучали в течение 1-2 лет психологию, педагогику, методику преподавания спец. дисциплин. Такие курсы существовали при Ленингр. технологич. ин-те (1921-30), Ленингр. с.-х. ин-те (1925-29), С.-х. академии им. К. А. Тимирязева (1924-29), Высших художеств.-технич. мастерских(1926-27).

В. п. к. при Ин-те нар. хозяйства им. Г. В. Плеханова (1925-29) готовили пед. кадры для уч. заведений Центросоюза, в дальнейшем они были преобразованы в Высший пед. ин-т прикладной экономики и товароведения, к-рый функционировал до 1935.

В 1938-40 В. п. к. работали при Моск. ин-те сов. кооперативной торговли (со сроком обучения от 6 мес. до 1г.). В системе Центросоюза в Москве (1944-59) В. п. к. готовили преподавателей для техникумов и школ потребкооперации.

В 1967 В. п. к. были созданы при АПН СССР в целях переподготовки преподавателей педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов. В 1969 преобразованы в Ин-т повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. нн-тов при АПН СССР.

М. Ф. Шабаева.

ВЫСШИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ШКОЛЫ, 1) высшая школа профсоюзного движения (ВШПД) в Москве, высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных профсоюзных работников. Организована в апр. 1919. Окончившим ВШПД присваивается квалификация экономиста по труду. Школа имеет очную и заочную аспирантуру по истории профдвижения в СССР и за рубежом, политэкономии и экономике труда; при школе функционируют курсы повышения квалификации профсоюзных работников, а также курсы для профактивистов стран Азии, Африки и Лат. Америки. В 1969 награждена орденом Трудового Красного Знамени. 2) Высшая профсоюзная школа (ВПШ) в Ленинграде, высшее учебное заведение, готовит кадры для культ-отделов советов и комитетов профсоюзов и др. профсоюзных органов. Окончившим школу присваивается квалификация организатор-методист культурномассовой работы высшей квалификации.

Правом поступления в В. п. ш. на очное отделение пользуются члены профсоюзов в возрасте до 35 лет (на заочное отделение - без ограничения возраста), имеющие законченное ср. образование и опыт профсоюзной работы. Срок обучения на очном отделении - 4 г., на заочном - 5 лет. П. А. Петров.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ, зародышевые растения (Embryobionta, Embryophyta), побеговые растения (Cormophyta, Cormobionta), теломные растения (Telomophyta, Telomobionta), одно из двух подцарств растительного мира. Объединяет не менее 300 тыс. видов растений след, групп (отделов): риниовидные (псилофитовые), моховидные (печёночники и мхи), псилотовидные (псилотум и тмезиптерис), плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и цветковые, или покрытосеменные, растения. В отличие от низших растений, В. р. представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногочисл. и явно вторичных водных форм), с правильным чередованием двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). На спорофитах В. р. развиваются многоклеточные спорангии, в к-рых образуются неподвижные споры, на гаметофитах - многоклеточные половые органы (гаметангии), однако у нек-рых голосеменных (роды гнетум и вельвичия) и у всех цветковых растений гаметангии в процессе эволюции исчезли.

Спорангии одинаковые или чаще дифференцированы на 2 типа (микроспорангии и мегаспорангии), гаметангии - всегда двух типов - мужские (антеридии) и женские (архегонии). Как антеридии, так и архегонии защищены многоклеточными стенками. Женская гамета (яйцеклетка) всегда одна, неподвижна. Зигота у В. -р. развивается в многоклеточный зародыш, к-рый проходит первые стадии развития внутри женского гаметофита. Спорофит у В. р., как правило, расчленён на 3 осн. органа - лист, стебель и корень.

В большинстве случаев у В. р. развивается спец. проводящая ткань - ксилема и флоэма, у нек-рых групп редуцировавшаяся. Имеется эпидерма с кутикулой и типичными устьицами. Хлорофилл у В. р. не содержит дополнит, пигментов, окраска фотосинтезирующих частей зелёная. Предками В. р. были какие-то морские водоросли. Достоверные ископаемые остатки В. р. известны начиная с силура.

Лит.. Г о л е н к и н М. И., Курс высших растений, М.- Л., 1937; Криштофович А. Н., Палеоботаника, 4 изд., Л., 1957; Мейер К. И., Морфогения высших растений, [М.], 1958; Тахтаджян А. Л., Высшие растения, т. 1, М.- Л., 1956; Козо-Полянский Б. М., Курс систематики высших растений, Воронеж, 1965; Lawrence G. Н. М., Taxonomy of vascular plants, N. Y., [I960]; E n g 1 e r A., Syllabus der Pflanzenfamilien, 12 Aufl., Bd 1 - 2, В., 1954-64; Zimmermann W., Die Phylogenie der Pflanzen, 2 Aufl., Stuttg., 1959; N о v a k F. A., Vyssi rostliny, Praha, 1961. А. Л. Тахтаджян.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, вузы, готовят специалистов высшей квалификации, науч. и пед. кадры для различных отраслей х-ва, науки и культуры; ведут науч. работу теоретич. и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и ср. спец. школы и специалистов, занятых в различных отраслях пром-сти, сельского хозяйства, культуры и др.

К вузам относятся университеты, политехнические институты, индустриальные институты, отраслевые институты разного профиля (инж., с.-х., мед., пед., художеств., экономич. и др.), высшие военные учебные заведения и др. Во многих странах, помимо светских вузов, существуют различного типа высшие духовные учебные заведения.

Нек-рые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, воен. академии), высшими училищами (Моск. высшее технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана, высшие инж. морские уч-ща и др.), консерваториями, щколами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТСССРим. М. Горького), в ряде стран - колледжами и др.

Ун-ты готовят преим. специалистов по Гуманитарным и естественнонауч. специальностям, а нек-рые - также инж. и мед. кадры; в политехнич. ин-тах и др. технич. вузах сосредоточена подготовка инж. кадров различного профиля; в отраслевых ин-тах готовятся специалисты для определённой отрасли нар. х-ва, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия " высшая школа", " В. у. з." были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значит, разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в наст, время, т. к. развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономич. и социально-политич. строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей назв. университета (в кодексе Феодосия, 438), была филос. школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего уч. заведения ун-ты появились значительно позже: в 11 -12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, нач. 12 в.), в кон. 12 - нач. 13 вв. в Испании (Саламанка) и Англии (Оксфорд).

Первыми высшими школами на территории СССР были Колхидская - 4 в., Икалтойская, Гермская и Гелатская академии в Грузии - 11-12 вв. В 13-14 вв. возникли ун-ты в Англии (Кембридж, 1209), Италии (Неаполь, 1224, Рим, 1303), Португалии (Коимбра и Лисабон, 1290), Испании (Вальядолид, 1346), Чехии (Прага, 1348), Польше (Краков, 1364), Австрии (Вена, 1365), Германии (Гейдельберг, 1386, Кёльн, 1388) и др. В эпоху Возрождения ун-ты были созданы во мн. крупнейших городах Зап. и Центр. Европы - в Барселоне (1450), Фрейбурге (1457), Базеле (1460), Мюнхене (1472), Упсале (1477), Мадриде (1508), Йене (1558), Женеве (15591 Эдинбурге (1583), Дублине (1591), Любляне (1595) и др.

В 1579 была открыта Вильнюсская академия, наделённая университетскими правами и привилегиями (реорганизованная впоследствии в ун-т).

В 1-й пол. 17 в. создаются ун-ты в Кордове (1613), Амстердаме (1632), Будапеште (1635), Кембридже - Гарвардский колледж (1636). В 1632 основана Киева-Могилянская академия, в 1661 - Львовский и в 1669 Загребский ун-ты, в 1687 - Славяно-греко-латинская академия в Москве.

В кон. 17 - нач. 18 вв. общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального произ-ва, торговли, мореплавания, раскрепощение науки от власти религии, становление естественных наук, достижения математики, физики, астрономии, бурный рост пром-сти и культуры способствовали развитию ун-тов (Иельский, 1701, Каракасский, 1725, Гаванский, 1728, Гёттингенский, 1737, Пенсильванский, 1740, Колумбийский в Нью-Йорке, 1754, Боннский, 1786, и др.) и обусловили организацию высших для того времени специализированных школ: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701), Морская академия в Петербурге (1715), Высшая горная школа в Остраве (1716), Нац. школа мостов и дорог в Париже (1747), Фрейбергская горная академия (1766), Горное уч-ще в Петербурге (1773, ныне Ленингр. горный ин-т), Землемерное уч-ще в Москве (1779, от него ведут свою историю Моск. ин-т геодезии, картографии и аэрофотосъёмки и Ин-т инженеров землеустройства), Медико-хирургич. академия в Петербурге (1798). В 1725 был основан первый рус. ун-т при Академии наук в Петербурге - Академический университет и в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.

С развитием капитализма и крупной машинной индустрии в 19 - нач. 20 вв. ун-ты, инженерные и др. отраслевые вузы были созданы во многих странах мира, напр, ун-ты: в Буэнос-Айресе (1821), Торонто (1827), Афинах (1837), Сантьяго (основан в 1738, реорганизован в 1843), Монтевидео (1849), Сиднее (1850), Цюрихе (1855), Бомбее и Калькутте (1857), Бухаресте (1864), Калифорнии (1868), Токио и Стокгольме(1877), Алжире(1879), Пекине (1898), Каире (1908) и др.; политехнич. ин-ты в Афинах (1836), Делфте (1842), Будапеште (1856), технологич. ин-т в Массачусетсе (1861) и др.

В России в нач. 19 в. были основаны: Дерптский (Тартуский) ун-т (1802), Лесной ин-т в Петербурге (1803), ун-ты в Казани (1804), Харькове (1805), Лазаревский ин-т вост. языков в Москве (1815). В Петербурге открылись: Ин-т инженеров путей сообщения (ныне Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта) - в 1809, Главный педагогический институт - в 1816, университет - в 1819 (ныне Ленинградский университет им. А. А.Жданова), Технологич. ин-т (1828). В 1830 осн. Моск. высшее технич. уч-ще.

В годы наступившей после разгрома восстания декабристов (1825) политической реакции была отменена автономия, к-рой пользовались ун-ты с нач. 19 в.; в 1832 закрыт Вильнюсский ун-т. В последующие два десятилетия было основано всего несколько вузов: Ин-т гражд. инженеров в Петербурге (1832, ныне Ленингр. инж.-строит, ин-т), Киевский ун-т (1834), ветеринарные ин-ты в Дерпте (1849), Харькове (1851).

Революционно-демократическое движение 60-х гг. 19 в., отмена крепостного права, развитие промышленности способствовали организации новых вузов: Рижский политехнич. ин-т (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865, ныне С.-х. академия им. К. А. Тимирязева), Новороссийский ун-т в Одессе (1865), Ист.-филологич. ин-т в Петербурге (1867) и др. По уставу 1863 ун-там была возвращена автономия. В 70-80-х гг., несмотря на реакцию, приостановившую развитие высшей школы (по уставу 1884 вновь была отменена университетская автономия), открылось ещё несколько вузов: Харьковский технологич. ин-т (1885), Томский ун-т (1888), Ёкатеринославский горный ин-т (1889) и др., а также высшие женские курсы. Революц. движение кон. 19 - нач. 20 вв. оживило деятельность высшей школы. Царское пр-во было вынуждено разрешить студенческие организации, ввести выборность ректора и деканов. Были основаны: политехнич. ин-ты в Киеве (1898), Петербурге (1902), Донской (1909, в Новочеркасске), технологич. ин-т в Томске (1900), ун-т в Саратове (1909), ок. 30 высших женских курсов (среди к-рых преобладали курсы университетского типа), Женский пед. ин-т (1903) и Пед. академия (1908) в Петербурге, Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина в Москве (1911). В 1908 в Москве на частные и обществ, средства был открыт Нар. ун-т Шанявского (см. Шанявского университет). Однако вузы попрежнему не удовлетворяли потребностей страны в специалистах и оставались недоступными для народа. В 1914/15 уч. г. в России насчитывалось всего 105 вузов (127, 4 тыс. студентов), к-рые были расположены гл. обр. в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове.

Вузы в СССР. Великая Окт. социалистич. революция коренным образом изменила систему высшей школы, классовый и нац. состав студенчества. Сов. пр-во поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях нар. х-ва, науки, культуры. Декретом СНК РСФСР от 11 дек. 1917, подписанным В. И. Лениным, все уч: заведения, в т. ч. вузы, были переданы в ведение Наркомпроса. Чтобы помочь рабочей и крестьянской молодёжи завершить общее ср. образование и подготовиться к поступлению в вузы, были открыты рабочие факультеты, сыгравшие значительную роль в изменении классового состава студенчества (напр., в 1925-26 выпускники рабфаков составляли 40% всех принятых в вузы).

Особое внимание уделялось ун-там как научным, учебным и культ.-просветит, центрам. В 1918 были открыты ун-ты в Н. Новгороде (ныне Горький), Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Свердловске, Минске и др. Одновременно стали создаваться и специализированные вузы разного профиля. Уже в 1922/23 уч. г. в стране насчитывалось 248 вузов (216, 7 тыс. студентов). Для подготовки науч.-пед. и науч. кадров в 1925 в вузах организована аспирантура. В 1928 при ВСНХ СССР создано Главное управление высших и средних технич. уч. заведений (Главвтуз). В 1928-30 в целях приближения вузов к нар. х-ву они были переданы в ведение соответствующих наркоматов. К кон. первой пятилетки, в 1931/32уч. г., количество вузов в СССР достигло 701 (405, 9 тыс. студентов). На базе крупных многофакультетных вузов в нач. 30-х гг. созданы отраслевые ин-ты, напр. на базе Моск. горной академии (осн. в 1918 по инициативе В. И. Ленина)- горный, геологоразведочный, нефтяной и торфяной ин-ты, ин-т стали и ин-т цветных металлов и золота; на базе Моск. высшего технич. уч-ща - механико-машиностроит., аэромеханич., энергетич. и др. ин-ты. Открылись горные и металлургич. ин-ты и ф-ты в Сибири, Донбассе и др. р-нах страны; авиац., станко-инструмент., транспорта и связи, химико-технологич. ин-ты в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Горьком, Ростове-на-Дону, Днепропетровске и др. городах. Наряду с отраслевыми стали создаваться и политехнич. ин-ты, напр, в Куйбышеве и Ереване. В 1930 организуются строит, вузы. В 1932 для общего руководства втузами при ЦИК СССР создан Всесоюзный к-т по высшему технич. образованию (ВКВТО). На базе ун-тов в нач. 30-х гг. основано св. 40 пед., мед., экономич. и др. ин-тов, при вузах (преим. гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В 20-30-е гг. деятельность вузов регламентировалась Положением о высших учебных заведениях РСФСР, утверждённым Совнаркомом РСФСР 3 июля 1922. В 1936 в связи с широким развитием всех отраслей высшего образования вместо ВКВТО учреждён Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1938 утверждён типовой устав вуза, определивший его структуру и содержание работы.

Становление сов. высшей школы неразрывно связано с именем В. И. Ленина, её развитие в 20-40-е гг. - с именами А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, И. И. Межлаука, Ф. Н. Петрова и др. видных государственных деятелей и деятелей нар. образования и культуры.

В 1940/41 уч. г. в вузах СССР обучалось 811, 7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях - 558, 1 тыс., на вечерних - 26, 9 тыс. и на заочных - 226, 7 тыс. чел. Выпуск специалистов в 1940 составил 126, 1 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительный ущерб советской высшей школе нанесла немецко-фашистская оккупация. Многие вузы были разрушены, часть вузов перебазирована в восточные районы страны. Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 уч. г. в вост. р-нах СССР открылось более 50 вузов.

В 50-е гг. в целях повышения качества подготовки специалистов некоторые ин-ты, не располагавшие материально-технич. и уч.-науч. базой, соответствующей новому этапу развития сов. высшей школы, были объединены с крупными вузами (напр., нек-рые юридич. и пед. ин-ты - с ун-тами, учительские ин-ты с педагогическими), в то же время были основаны новые ун-ты, политехнич. и отраслевые ин-ты. Науч.-технич. прогресс, автоматизация произ-ва, бурное развитие пром-сти и с. х-ва в 50-60-е гг. обусловили организацию вузов, ф-тов, специальностей новых профилей - по радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислит, технике, биофизике, биохимии и др. В Москве, Томске, Харькове, Минске, Новосибирске, Таганроге и др. городах открылись специализированные ин-ты - радиотехнич., электротехнич., инж.-физ., физ.-технич., электронной техники; на базе крупных пром. предприятий были организованы заводы-втузы. Расширилась подготовка кадров с высшим инженерно-строит., экономич., химико-технологич. образованием, специалистов для сферы обслуживания населения и др. Новые вузы соответствующего профиля, как правило, создаются в промышленно-экономич. центрах страны.

В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов), в т. ч. в РСФСР-457 (2671 тыс.), УССР - 138 (806, 6 тыс.), БССР - 28 (140, 1 тыс.), Узб. ССР - 38 (232, 9 тыс.), Казах. ССР-44 (198, 9 тыс.), Груз. ССР-18 (89, 3 тыс.), Азерб. ССР- 13 (100, 1 тыс.), Литов. ССР - 12 (57, 0 тыс.), Молд. ССР - 8 (44, 8 тыс.), Латв. ССР - 10 (40, 8 тыс.), Кирг. ССР- 9 (48, 4 тыс.), Тадж. ССР - 7 (44, 5 тыс.), Арм. ССР - 12 (54, 4 тыс.), Турки. ССР - 5 (29, 1 тыс.), Эст. ССР - 6 (22, 1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 ун-т, 201 отраслевой вуз пром-сти и строительства, 37 - транспорта и связи, 98 - с. х-ва, 50 - экономики и права, 99 - здравоохранения и физич. культуры, 216 - просвещения и культуры, 53 - иск-ва и кинематографии.

В 1969/70 уч. г. на дневных отделениях вузов обучалось 2139 тыс. студентов, на вечерних - 668 тыс. и 1742 тыс.- заочно; по отраслевым группам вузов студенты распределялись след, образом: в ин-тах пром-сти и строительства - 1805, 4 тыс., транспорта, радиотехники и связи - 251, 9 тыс., сельского х-ва - 432, 6 тыс., экономики и права - 334, 2 тыс., здравоохранения и физич. культуры - 309, 2 тыс., просвещения - 1374, 4 тыс. (в т. ч. в ун-тах- 489, 5 тыс.), иск-ва и кинематографии-41, 8 тыс.

В 1970 вузы выпустили 630, 6 тыс. специалистов и приняли 911, 3 тыс. чел. (в т. ч. на дневные отделения - 500, 7 тыс. чел.); в аспирантуре вузов обучалось св. 57 тыс. чел. (в т. ч. ок. 20, 5 тыс. без отрыва от производства), в том же году аспирантуру окончило ок. 15, 2 тыс. чел. За 1918-69 высшая школа подготовила 8, 5 млн. специалистов.

На январь 1970 в нар. х-ве работало св. 7, 5 млн. чел. с высшим образованием. За успехи в подготовке специалистов и в развитии науки, техники, культуры 93 вуза награждены орденами СССР (1971).

Право на обучение в вузах гарантируется Конституцией СССР всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, имуществ. и социального положения и вероисповедания и обеспечивается широким развитием сети вузов, бесплатностью образования (включая все виды уч. занятий), системой гос. стипендий (их получает подавляющее большинство студентов - св. 70%), назначаемых за отличную и хорошую успеваемость. Иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитием. В СССР действуют единые правила приёма. В вузы принимаются лица в возрасте до 35 лет (в вечерние и заочные вузы и ф-ты-без ограничения возраста), имеющие законченное ср. образование. Все поступающие в вузы держат вступительные конкурсные экзамены по предметам, наиболее близким к избранной специальности, родному яз. и лит-ре, а также одному из: иностранных яз. (при поступлении на филологич. и нек-рые др. гуманитарные специальности). В консерваториях, вузах иск-в и физкультурных ин-тах, кроме того, сдаётся экзамен по специальности. В помощь поступающим в вузы ежегодно издаются массовым тиражом различного типа справочники и уч. пособия, организуются многочисленные подготовит, отделения и курсы при вузах, на предприятиях, стройках и т. п. Вступительные экзамены в вузы обычно проводятся в августе, а в заочные и вечерние вузы с сезонным характером работы - в разные сроки с октября по февраль. Нек-рыми преимуществами при зачислении в вуз пользуются лица, имеющие стаж практич. работы не менее 2 лет, демобилизованные из Сов. Армии, направленные на дневное обучение предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и др., а также окончившие ср. школу с золотой медалью или ср. спец. уч. заведения с отличием. Без вступительных экзаменов зачисляются лица, успешно выдержавшие выпускные экзамены на подготовительных отделениях, созданных при вузах (пост. ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969) для молодёжи из рабочих, колхозников и демобилизованных военнослужащих (к началу 1970/71 уч. года работало ок. 500 подготовительных отделений, на к-рые было принято св. 60 тыс. чел.). Иностр. граждане, постоянно проживающие на терр. СССР, поступают в вузы на общих основаниях. Приём иностранных граждан производится также и на основе соответствующих договоров и соглашений.

Структура и содержание работы вузов определены Положением о высших учебных заведениях СССР, утверждённым постановлением Сов. Мин. СССР от 22 янв. 1969, № 64. Во главе вуза стоиг ректор. Учебной и научной работой вуза руководят проректоры. Вузы состоят из факультетов, к-рые осуществляют подготовку студентов и аспирантов по одной или неск. родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли нар. х-ва и культуры, а также руководство н.-и. деятельностью кафедр, ведущих уч.-методич. и н.-и. работу по одной или смежным дисциплинам. В ряде вузов имеются общетехнич. ф-ты - для общеинженерной подготовки студентов. Факультет возглавляется деканом. Структурными подразделениями вузов являются также их филиалы и учебно-консультационные пункты, организуемые для оказания уч. помощи студентам-заочникам по месту их работы и жительства. Для рассмотрения осн. вопросов деятельности вуза (ф-та) при ректоре (декане) организуется совет вуза, ф-та (см. Совет вуза и научного учреждения). В вузах, к-рым Высшей аттестационной комиссией предоставлено право принимать к защите кандидатские или докторские диссертации, созданы советы по присуждению учёных степеней.

Для профессорско-преподават. состава вузов установлены должности: зав. кафедрой, профессора (а также профессора-консультанта), доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента, к-рые (кроме должности профессора-консультанта) замещаются по конкурсу через каждые 5 лет (все решения по конкурсу принимаются советом вуза тайным голосованием). В 1970 в вузах, н.-и. и др. учреждениях СССР работало 883, 4 тыс. профессоров и преподавателей, в т.ч. 21, 8 тыс. докторов наук и 205, 4 тыс. кандидатов наук.

Вузы организуют уч. процесс по уч. планам и программам, к-рые разрабатываются ведущими учёными, обсуждаются советами вузов и утверждаются Мин-вом высшего и ср. спец. образования СССР. Нек-рые крупнейшие вузы страны работают по индивидуальным планам, позволяющим осуществлять подготовку специалистов на основе передового опыта сложившихся в этих вузах науч. школ.

Посещение занятий в вузах обязательное. Уч. год (42 уч. недели) состоит из двух семестров, заканчивающихся экзаменац. сессиями. Недельная нагрузка студентов обязательными уч. занятиями (лекциями, практикумами, семинарами) ограничена 24-34 ч. Курс обучения в вузах (рассчитанный на 4-6, преим. 5 лет) заканчивается сдачей гос. экзаменов или защитой дипломных проектов (работ), в ун-тах и некоторых отраслевых вузах наряду с государственными экзаменами защищаются и дипломные работы. (О содержании обучения и организации уч. процесса в вузах см. Высшее образование и статьи об отраслях спец. образования, напр. Архитектурное образование, Геодезическое образование.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.