Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздничная утреня и литургия.






Ваш покорный слуга на службу решил идти ночью. До новогодней ночи еще два часа, а потому в городе

тихо. Во второй после снегопада день движение в городе уже нормализовалось, да и идти относительно легко. Тишина, лишь одинокие снежники, порхая, падают на землю и даже доносящийся с Восточного побережья Цемесской бухты гул ветра к этому времени несколько стих. Ввиду висящей над городом низкой облачности, в городе светло. Вот и собор. В храме народу немного. Из алтаря выглядывают церковнослужители, смотря – сколько народу. Спустя какое-то время начинается исповедь, а спустя минут десять начинается сама служба. Совершалась лишь утреня, притом, без обычного для утрени начала (два псалма, затем, Трисвятое, по «Отче наш…», короткая ектения, а лишь потом – шестопсалмие), а сразу с шестопсалмия. Также была пропущена кафизма. Совершали службу о.Сергий Лукин и о.Андрей Пашин и они же совершали полиелей. В службе участвовал диакон о.Антоний Кригер, а также некий диакон с заливистым тенором….

Евангелие на утрени (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе

Своем.

23Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

1Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Канон также был прочитан только один, с чтением лишь двух тропарей и опущением тропарей на «Слава…», «И нвне…». По окончании утрени началось чтение часов, причем, если о.Сергий начал чтение входных молитв для совершения проскомидии, то о.Андрей прочитал их еще по ходу утрени. В часах также были сокращения. После них началась литургия. Совершали ее также о.Сергий и о.Андрей. Чтения литургии. Читались лишь рядовые чтения и отрывок из Соборного послания святого апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - 4то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете.

9Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12Та́ к говорите и та́ к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

О лицеприятии и равном отношении к ближним. Надо сказать, слова актуальны и сегодня, ибо что уж говорить, если десятина, заповедь о которой не отменена, не соблюдается нами и от пожертвований верных собирается довольно-таки немного, а потому по большей части, Церковь живет на пожертвования богатых. Пожертвования от совершения треб и доходы от деятельности церковных лавок дают немного на текущую деятельность, а на прочее – денег уже не хватает. А потому и сегодня приведенные выше слова более чем актуальны, не только относительно тех, кто заняты упомянутыми расходами (хоть для простых граждан не так свойственен пиетет перед богатыми, скорей, наоборот, к ним относятся, как к ворам и грабителям, что не всегда так, здесь больше бы подошли слова о сучке в чужом глазу и бревне в своем)

Евангелие (от Марка): 33Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: 37кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40Ибо кто не против вас, тот за вас.

41И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

42А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44где червь их не умирает и огонь не угасает.

45И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46где червь их не умирает и огонь не угасает.

47И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48где червь их не умирает и огонь не угасает.

49Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Апостолы до Сошествия Духа Господня на них многого не понимали и Царство Божие понимали, как и все иудеи – придет Мессия, свергнет римлян и воцарится на троне, который в то время занимали римские марионетки. И они уже делили места в будущем правительстве, почему и спорили друг с другом – кто из них больше, кто будет главой правительства, кто – министром финансов, а кто - министром обороны. Но Господь не за тем пришел и снова и снова он приучает их не превозноситься. Дальнейшие слова часто понимают, как призыв к полному отрицанию священноначалия. Но Господь не сказал, чтобы среди них не было начальников. Во время Тайной вечери Он сказал: «вы называете Меня господином и Учителем и правду говорите, ибо так оно и есть. И если Я, ваш господин и учитель умывает вам ноги, то и вы умывайте друг другу ноги….». Начальствующий призван, прежде всего, не помыкать, не господствовать над подчиненными, как над рабами, но управлять ими с милостью, подчас, не как начальствующий, а как служащий, не забывая, разумеется, заботы о дисциплине. Руководящая должность должна быть для верных не способом служения самому себе, но ближним, ибо начальник, превозносящийся над другими, и относящийся к подчиненным, как к скоту, не принесет пользы не себе, ни окружающим. Тем более, думающий о власти над ближними, о превозношении над ними, получив ее – принесет много вреда и себе и окружающим. Не потому ли многим из нас Господь не дает ничего этого? Образ же, данный людям, более чем красноречив – желающий быть первым, да будет всем слуга. Это относится не только к имеющим власть или могущим ее получить, но ко всем нам, ибо первым будет не превозносящийся своими настоящими или мнимыми делами, ибо до Христа самые славные своими делами шли во ад и это показывает их цену. Но первый тот, кто сознал то, что он представляет из себя. Я желаю не гневаться на ближних, желаю не обращать вожделенный взгляд на лиц другого пола, желаю не ругаться, не превозноситься, но – снова и снова делаю это. Каюсь, держусь какое-то время, а потом – делаю все то же самое. Исполнение заповедей человека научает его немощи и тому, что без Бога все дела его – тщетны. Кто я с моими делами? Человек, достойный всякого порицания и поношения, преисполненный всякого зла и…. ощущающий себя хорошим человеком. «Нечем вам хвалиться….» - пишет апостол Павел. Все, что имеет человек – получено ему на время от Бога и лишь дела остаются с ним, но лишь с Богом дела начинают приносить плод и в этой связи без адекватного взгляда на себя правильная духовная жизнь невозможна. Как я могу каяться, а ссорясь, примиряться, если я ощущаю всех прочих людей вокруг себя скотом, недостойным того, чтобы с ним обращаться, как с людьми?! А ведь и они то же люди и неизвестно, кто лучше, но если я, понимая, что не могу быть выше этого человека ввиду дел моих, которых он не делает, в отличие от меня, а потому и не должен над ним превозноситься. А если он делает то, чего не делаю я, то не должен я этим превозноситься, ибо не делаю я это, будучи вразумлен от Бога и наставлен на всякую правду, а будучи храним Богом – не делаю этого. Что же будет, если Благодать не будет хранить меня?! А и ныне у меня деяний, достойных осуждения, вряд ли меньше, чем у него. Так, почему же я должен превозноситься. И если не всем дано ощущать себя последними, то адекватное восприятие своего «я» никому не помешает. И здесь Господь приводит им в пример дитя, призывая принимать Бога, как дитя принимает родителей, доверяя им. Предание добавляет, что этот ребенок в будущем станет великим светильником Церкви, священномучеником Игнатием Богоносцем и что слова Христа, сказанные об этом ребенке - станут пророческими. Сей святитель действительно, став взрослым, примет Слово Божие, как дитя, доверившись Богу, и понеся его, приняв за Господа страдания и смерть. А это и есть – вера Богу, что выше вера в существование Бога, о чем, по слову апостола Иакова, знают и бесы….

Причастников ночью сей было совсем немного…. В конце службы о.Сергий сказал пару слов на тему нынешнего Евангелия, отметив, что эти слова относятся ко всем, кто имеет хоть малую власть… Но по гордости своей и сторож подчас становится «ночным директором» (увы, нам). Но Господь говорит о том, чтобы мы не превозносились над другими, помня, что и они тоже люди и в служении своем каждый должен хоть в чем-то послужить ближнему и имея в подчинении кого-то, человек должен не помыкать им, как собакой, но в чем-то, даже служить ему. Это же относится ко всем, так как смирение – адекватное восприятие себя, это то, чего не хватает всем нам. Смиренен же не тот, кто публично бранит себя, но тот, кто умеет и от других слышать критику и видеть – правда ли это и подчас благодарит за правильную критику, а клевету воспринимает, как некое испытание…. Пожелав всем воспитать в себе это качество, он поздравил всех и с наступившим новым 2016 годом, сказав причастникам, что они «причащались под грохот салюта» (неистовый фейерверк начался как раз в момент подготовки ко причащению)….

На этом праздник завершился я иду домой. Новогодняя канонада стихла и лишь из немногих окон ревут динамики телевизоров. Откуда-то слышится гиканье и крики… Что же? Мы тоже праздновали, но по-другому….






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.