Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энгельбрек энгельбректсон 24 страница






Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 489); СултановаЕ., Э. Э. Эссен, в кн.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

ЭССЕН (Essen), город в ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия. 677, 6 тыс. жит. (1976). Расположен между р. Рур на Ю. и каналом Рейн - Херне на С., в центр, части Рурского кам.-уг. бассейна. Крупный пром., торг, и финанс. центр страны; трансп. узел, включающий развитую сеть жел. и автомоб. дорог; речной порт и гавань на канале Рейн-Херне (грузооборот 1, 5 млн. т в 1975). В послевоенные годы сократилась кам.-уг. (с 54 тыс. занятых в 1958 до 10, 3 тыс. в 1975) и металлургич. пром-сть; расширилось машиностроение, особенно общее, тяжёлое, энергетич., электротехнич. и транспортное; выросло алюминиевое производство.

В Э. размещаются ряд пром. союзов, научно-исследовательские центры и институты (" Штейнколенбергбау ферайн", Горный ин-т).

ЭС-СИДЕР, город и нефтеэкспортный порт в Ливии, на зал. Сидра Средиземного м. Грузооборот 24 млн. т (1975). Нефть поступает по нефтепроводам с месторождений Хофра и из района Дахра.

" ЭССО ПЕТРОЛЕУМ" (Esso Petroleum), англ. нефт. компания, дочерняя фирма монополии США " Эксон корпорейшен". Осн. в 1888. Занимается транспортировкой и переработкой нефти и распределением нефтепродуктов в Великобритании и Ирландии. В 1975 её оборот составил 1, 5 млрд. ф. ст., чистая прибыль - 56 млн. ф. ст., число занятых 9, 6 тыс. чел., переработка нефти ок. 35 тыс. т в год.

ЭССОНН (Essonne), департамент во Франции. Часть терр. Э.- в составе Б. Парижа. Пл. 1, 8 тыс. км2. Нас. 979 тыс. чел. (1977). Адм. ц.- г. Эври. 27% экономически активного населения занято в пром-сти, 4% - в с. х-ве (1968). Машиностроение, пищ., швейная, полиграфич. пром-сть. С. х-во пригородного типа.

ЭС-СУВЕЙДА, город на Ю. Сирии, в мухафазе Эс-Сувейда. 29, 5 тыс. жит. (1970). Узел автодорог. Центр с.-х. р-на (зерновые, овощи, бахчи, сады, виноградники). Пищ. пром-сть.

ЭС-СУВЕЙРА, Э с а у и р а (быв. М огадор), город в Марокко. 30, 1 тыс. жит. (1971). Порт на Атлантич. ок. Пищ. (гл. обр. рыбоконсервная), кож. пром-сть. Металлообработка. Ремёсла (ювелирные изделия, медные сосуды). Вывоз рыбопродуктов, оливкового масла, шерсти, зерновых. В р-не - месторождения нефти и природного газа.

ЭСТАДОС (Isla de los Estados), остров в юго-зап. части Атлантич. ок., к В. от Огненной Земли, отделён от неё прол. Ле-Мер. Пл. ок. 540 км2. Вые. до 1120 м. Климат умеренный океанический, с холодным летом, осадков 600-700 мм в год; сильные ветры, туманы. Злаковые океанич. луга. Промысел тюленей.

ЭСТАКАДА (франц. estacade), надземное (надводное) сооружение мостового типа для пропуска транспортных средств, пешеходов, прокладки инж. коммуникаций, обеспечения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Э. состоит из ряда опор и пролётных строений, обычно имеет значительное число пролётов однотипной конструкции. Материалами для стр-ва Э. служат железобетон, сталь или дерево. В зависимости от назначения, материала и местных условий применяют балочные, рамные или др. конструкции Э.

Э. нередко входят в состав мостовых переходов через большие реки и располагаются на поймах (напр., береговые участки построенного в 1971 моста из сборного железобетона с пролётами 42 и 33 л через р. Белую у г. Уфы). Их возводят и на водотоках при невысоких скоростях течения и отсутствии ледохода. Э. используют в качестве путепроводов через станционные ж.-д. пути (напр., в 1975 в Москве построена Э., проходящая над ж.-д. узлом Рижского вокзала; часть этой Э. дл. 340 м в плане криволинейна и имеет пролёты от 25 до 33 м, перекрытые сборными железобетонными конструкциями рамно-неразрезной системы). Э., возводимые в городах на пересечениях улиц, обычно не имеют земляных насыпей, что позволяет использовать пространство под Э. для проезда гор. транспорта или др. целей (напр., Э. на Самотёчной площади в Москве). В крупных городах за рубежом (напр., в Берлине, Нью-Йорке, Токио) имеются надземные внеуличные дороги большой протяжённости, проложенные на Э. Пешеходные Э. наиболее распространены на ж.-д. станциях для перехода через пути.

На пром. предприятиях применяют крановые Э. (по к-рым передвигаются подъёмные краны), разгрузочные Э. для подачи сырья и готовой продукции и Э. для прокладки технологич. трубопроводов. На строит, объектах Э. используют для транспортировки строит, материалов и изделий и перемещения подъёмных и монтажных кранов. На мор. нефтепромыслах Э., сооружаемые на сваях, служат для связи буровых установок с берегом и друг с другом. В Каспийском м., в 40 км от Апшеронского п-ова, на системе Э. построен городок нефтяников Нефтяные Камни.

Лит.: Александер К. А., Д о брер Б. И., Кудрявцев О. К., Пешеходные эстакады и тоннели в городах, М., 1963; Евграфов Г. К., Богданов Н. Н., Проектирование мостов, М., 1966.

ЭСТАКАДНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, участок ж.-д. линии, расположенный на эстакаде. Применяют вместо высоких насыпей при пересечениях жел. дорогами речных пойм, оврагов, для пропуска поездов через территорию населённых пунктов, пром. предприятий и т. д. В ряде стран используют для повышения безопасности движения на скоростных ж.-д. линиях.

ЭСТАМП (франц. estampe, от итал. stampa - печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художеств, графики. Э. называют обычно подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником (реже - мастеромгравёром или литографом).

ЭСТАМПАЖ (франц. estampage), оттиск с рельефа, полученный путём наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры, покрытой к.-л. красящим веществом (напр., сажей). Э. используются в науч.-познават. целях (там, где фотосъёмка рельефа затруднена) или как декоративные композиции типа эстампа.

ЭСТАФЕТА (франц. estafette, от итал. staffeta, уменьш. от staff a - стремя), срочное донесение, посылаемое с нарочным, обычно конным.

ЭСТАФЕТА, спортивные командные соревнования в скоростном преодолении дистанции, разбитой на этапы. Спортсмены, входящие в команду, после завершения своего этапа передают друг другу (в ряде видов спорта - символически) эстафетную палочку. Различают Э. п р ос т ы е, в к-рых все этапы преодолеваются одинаковым способом (напр., гладкий бег), и комбинированные - из одного (напр., плавание различными стилями) или нескольких (напр., бег. гребля, веломотогонки и т. д.) видов спорта. В совр. программу Олимпийских игр (ОИ) входят Э. легкоатлетические (бег муж. и жен. команд 4 X 100 м и 4 X 400 л), в плавании (вольным стилем 4 X 100 м для жен. и 4 X 200 м для муж. команд; комбинированные - 4 X 100 м для муж. и жен. команд: поочерёдно на спине, брассом, баттерфляем и вольным стилем), в лыжных гонках (4x5 км для женских и 4 X 10 км для муж. команд), биатлоне (4 X 7, 5 км).

По принципу комбинированной Э. доставляется в город, проводящий ОИ, олимпийский огонь.

В 1-й пол. 20 в. формы Э. широко использовались при проведении общественно-политических и культурных мероприятий (Э. мира, дружбы, " Звёздные Э." и т. д.).

ЭСТБЕРГ (Ostberg) Рагнар (14.7.1866, Стокгольм, -5.2.1945, там же), шведский архитектор. Представитель нац.-романтич. направления. Учился в Высшей технич. школе и в АХ в Стокгольме (с 1921 проф. АХ). Для важнейшего произв. Э.- ратуши в Стокгольме (илл. см. т. 24, книга I, табл. XXXIX, стр. 512-513; т. 29, табл. XXIII, стр. 336-337), занимающей доминирующее положение в значительной части центра города, характерно обращение к традициям ср.-век. зодчества. В более поздних произведениях (здание Национального морского музея в Стокгольме, 1934, и др.) Э. прибегал к стилизации в духе швед, барокко и классицизма.

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ (от греч. aisthesis - чувство, ощущение и... логия), раздел анатомии, изучающий строение органов чувств.

ЭСТЕЗИОМЕТР (от греч. aisthesis - чувство, ощущение и ...метр), прибор для определения кожной чувствительности. Позволяет исследовать пороги ощущения давления, прикосновения, вибрации, тепла и холода. С помощью Э. на определённый участок кожи, слизистой оболочки, роговицы наносят дозированное раздражение увеличивающейся или уменьшающейся интенсивности, а также изменяют время действия раздражителя или расстояние между двумя раздражителями. В совр. Э. дозируется также и скорость изменения интенсивности раздражителя.

ЭСТЕРАЗЫ, ферменты класса гидролаз; катализируют реакции расщепления эфирной связи в органич. соединениях. К Э. в широком смысле слова относятся: липазы, фосфатазы, сулъфатазы, собственно Э. К последним принадлежат многочисл. специфич. ферменты: холинэстераза, хлорофиллаза, танназа, пектаза и др. Э. обнаружены у человека, животных, высших растений и микроорганизмов. У человека и животных они присутствуют в соке поджелудочной железы (панкреатическая липаза), молоке, печени, стенках кишечника, крови и др. тканях.

ЭСТЕРГОМ (Esztergom), город на С. Венгрии, в медье Комаром, порт на прав, берегу Дуная. 30 тыс. жит. (1977). Станкостроение, приборостроение, произ-во спортивного инвентаря. В окрестностях - добыча бурого угля; виноградарство и виноделие. Памятники архитектуры: старая крепость и королевский дворец [включает капеллу (12 в., илл. см. т. 4, вклейка к стр. 481) и ренессансный зал (кон. 15 в.)], ренессансная капелла Бакоца (1506-07), классицистические собор (1822-56, арх. П. Кюнель, Я. Пак, И. Хильд) и церковь св. Анны (начата в 1828, арх. Я. Пак).

ЭСТЕРСУНД (Ostersund), город в Сев. Швеции, на берегу оз. Стуршён. Адм. центр лена Емтланд. 54, 1 тыс. жит. (1976). Ж.-д. узел. Металлообр. и лесообр. пром-сть. Центр лыжного и конькобежного спорта.

ЭСТЕТ (от греч. aisthetes - чувствующий, воспринимающий), 1) поклонник искусства, ценитель изящного. 2) Человек, оценивающий всё исключительно с эстетич. точки зрения, пренебрегающий нравств. стороной явлений.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), филос. наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфич. проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художеств, деятельности людей. Соотношение этих разделов Э. менялось на протяжении её истории и понимается неодинаково - от попыток сведения Э. к " философии прекрасного" до её трактовки как " философии искусства"; не раз предлагалось расчленить Э. на несколько самостоят, науч. дисциплин - на теорию эстетич. ценностей, теорию эстетич. восприятия, общую теорию иск-ва, однако опыт показывал, что эстетич. ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. Это нередко порождало др. крайность - отождествление художеств, деятельности и эстетич. активности человека, взаимоотношение между к-рыми в действительности достаточно сложно. Т. о., оба осн. раздела Э., будучи органически взаимосвязаны, обладают относит, самостоятельностью. В первом из них рассматриваются такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетич. ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.); диалектич. связь эстетич. ценности и эстетич. оценки, эстетич. восприятия и эстетически ориентированной практики; значение эстетич. активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных областях культуры; взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления - в практич. деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей. Второй раздел Э. как науки, поев. спец. анализу художеств, деятельности, включает изучение её возникновения в филогенезе и онтогенезе; её структурного и функционального своеобразия в ряду др. форм человеческой деятельности, её места в культуре; связи процесса художеств, творчества, структуры воплощающих его произв. иск-ва и характера их восприятия человеком; законов, порождающих разнообразие конкретных форм художеств, деятельности (видов, родов, жанров иск-ва) и её ист. модификаций (направлений, стилей, методов); особенностей совр. этапа художеств, развития общества и ист. перспектив развития иск-ва. Вместе с тем Э. никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетич. и художеств, освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определённые критерии эстетич. оценки и программы художеств, деятельности. Этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в Э. (ср., напр., нормативную Э. классицизма и антинормативную Э. романтизма), однако так или иначе научно-познават. функции Э. всегда переплетаются с её ценностно-ориентирую-щими, идеологич. функциями.

Длительный ист. процесс становления и развития эстетич. мысли направлялся рядом обусловливавших его факторов: идеологич. и социально-психологич. позициями различных классов и обществ, групп, к-рые Э. выражает и теоретически обосновывает; особенностями изменяющегося предмета изучения - эстетич. культуры и художеств, практики; характером филос. учений, из к-рых вырастали или на к-рые опирались эстетич. теории; позициями смежных наук (искусствоведения и литературоведения, психологии, социологии и др.).

Эстетич. мысль зародилась в глубочайшей древности в мифологич. сознании доклассового общества. Анализ мифов разных народов показывает, как запечатлевались в них первонач. представления людей о происхождении различных иск-в, об их роли в жизни человека, о связи иск-ва и красоты (напр., др.-греч. миф об Аполлоне Мусагете и предводительствуемых им Музах). Однако история Э. в собств. смысле началась лишь с формированием научно-теоретич. мысли. На первом этапе своего развития, к-рый продлился в Европе до сер. 18 в., Э. не была ещё самостоят, науч. дисциплиной и не имела даже собственного названия. В античности, напр., эстетич. проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в филос. сочинениях (пифагорейцами, Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактатах, посвящённых теории разных видов искусства (например, в трактатах Поликлета, Горгия, Витрувия, Горация). Это не помешало, однако, тому, что многие глубокие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европ. эстетической мысли (развитие Э. на Востоке шло специфич. путями, лишь временами соприкасаясь с развитием европ. Э.).

Христ. Э. средневековья обосновывала спиритуалистич. понимание эстетич. явлений и трактовала структуру иск-ва в символич. духе (Августин, Фома Аквинский и др.). Только в эпоху Возрождения эстетич. мысль освободилась из теологич. плена и стала светской, гуманистической и реалистически-ориентированной. Но при этом стали ослабевать связи Э. с философией, к-рая непосредственно опиралась теперь на естественнонауч. знание и не испытывала глубокого интереса к эстетико-художеств. проблемам. Такой интерес проявлялся, однако, представителями художеств, практики, поскольку радикальная перестройка творч. метода требовала теоретич. обоснования. Соответственно разработка эстетич. проблематики сосредоточивается в эту эпоху в искусствоведч. трактатах, авторами к-рых были крупнейшие художники (Л. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.) и теоретики различных видов иск-ва.

В 17 - 1-й пол. 18 вв. проблемы сущности красоты и природы иск-ва продолжают обсуждаться в трактатах по теории отд. его видов (Н. Буало, ТТТ. Сорель, М. В. Ломоносов и др.) или в работах художеств.-критич. жанра (И. Бодмер и И. Брейтингер, Д. Дидро и др.). Художеств.-практич. ориентация Э. приводила к выдвижению на первый план вопросов, связанных с теоретич. обоснованием и защитой того или иного метода творчества, стиля, направления - маньеризма, классицизма, барокко, реализма. При этом столкновение различных эстетич. программ (напр., борьба Дидро и Г. Э. Лес-синга за реализм, полемика сторонников классицизма и барокко в Италии и Испании) отчётливо выражало борьбу идеологий. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретич. осмысления новых путей развития иск-ва, породив во всех европ. странах сильное, хотя и весьма разнородное по философским и художественным пристрастиям, движение, именуемое " просветительской Э." (Дидро и Ж. Ж. Руссо во Франции, Лессинг и И. И. Винкельман в Германии, А. Шефтсбери и Г. Хом в Великобритании и др.).

Активизация интереса к иск-ву, его возможностям в становлении миросозерцания человека вела к сопоставлению разных видов художеств, творчества (Ж. Б. Дюбо, Дж. Харрис и др.), а затем к формированию представления о единстве всех " изящных искусств" (Ш. Баттё, М. Мендельсон). С этим была связана постановка проблемы вкуса, к-рый рассматривался как специфич. психич. механизм, способный воспринимать и оценивать красоту и плоды художеств, творчества. В этом пункте навстречу искусствоведч. мысли двигалась философия, к-рая стала всё более активно включать эстетич. проблематику в сферу исследования (трактаты Дж. Вико, К. А. Гельвеция, Вольтера, Д. Юма, Э. Бёрка). В сер. 18 в. А. Г. Баумгартен, последователь Г. В. Лейбница, доказал необходимость выделения посвящённого этому кругу вопросов самостоят, раздела философии, наряду с этикой и логикой. Баумгартен назвал его" Э.", т. е. " теория чувственного познания"; разработка её вылилась в создание цельного и связного учения о прекрасном и об искусстве, поскольку красота была определена Баумгартеном как -" совершенство чувственного познания", а искусство - как воплощение красоты.

Так начался второй этап истории Э., характеризовавшийся её превращением в самостоят, раздел философии, необходимый последней для полноты объяснения культуры, человеческой деятельности, социальной истории. По пути, намеченному Баумгартеном, пошли крупнейшие представители нем. философии и художеств. культуры - И. Кант, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Правда, в нач. 19 в. романтич. движение, обогатив Э. открытием мн. закономерностей иск-ва, недоступных рационалистически-метафизич. сознанию просветителей, своей антирационалистич. направленностью подрывало основы Э. как систематич. науч. теории. Однако Гегель, восстановив в правах возможности разума и раскрыв перед ним диалектич. путь познания, преодолел эти опасные для науч. Э. тенденции и построил грандиозную эстетич. концепцию, в к-рой теоретич. анализ был органически соединён с ист. точкой зрения на художеств, деятельность человека, её развитие и её место в культуре. Тем самым Гегель завершил идущий от Баумгартена этап развития Э. как раздела энциклопедически всеобъемлющего филос. знания, покоившегося на идеалистич. мировоззрении.

Начавшийся после этого третий этап истории Э. характеризуется острой борьбой различных методелогич. и идеологич. ориентации. В идеологич. плане эта борьба выразилась в поляризации трёх осн. направлений эстетич. мысли 19-20 вв. Бурж. Э. разнообразными способами обосновывала эстетизм и принципы " чистого иск-ва", " искусства для искусства" (от " парнасцев" и школы К. Фидлера до X. Ортеги-и-Гасета и X. Рида). Демократич. Э. выступала и в форме утопич.-социалистич. теорий (от П. Прудона до Л. Н. Толстого), и в революц.-демокра-тич. концепции рус. мыслителей (В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова), но в обоих случаях защищала принципы реалистич. иск-ва, тесно связанного с реальной жизнью общества и критического по отношению к бурж. действительности. Пролетарская социалистич. Э. была разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, в оазвитие её существенный вклад внесли Ф. Меринг, П. Лафарг, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, Д. Лукач и мн. др. представители марксизма-ленинизма в разных странах мира. В филос.-методологич. плане разнообразие путей развития эстетич. мысли в 19-20 вв. порождалось её опорой на различные филос. учения - те или иные формы объективного идеализма (Ф. Т. Фишер, В. С. Соловьёв) и субъективного идеализма (А. Бпетон), позитивизма (Г. Спенсер, И. Тэн, Дж. Дьюи) и интуитивизма (Б. Кроче, А. Бергсон), антропологич. материализма (фейербахианская Э. и Э. рус. революц. демократов), феноменологии (Н. Гартман, Р. Ингарден. М. Дюфрен), экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Др. аспект дифференциации эстетич. учений данной эпохи выразился в стремлении связать Э. с той или иной конкретной наукой; так рождались психологич. Э. (Г. Фехнер, Т. Липпс), физиологич. Э. (А. Грант-Аллен, В. В. Велямович), психоаналитич. Э. (3. Фрейд, Ж. Лакан), социологич. Э. (М. Гюйо, Ш. Лало), искусствоведч. Э. (Э. Ганслик, X. Зедльмайр), семиотич. Э. (Ч. Моррис, У. Эко), кибернетич. и информац. Э. (А. Моль, М. Бензе), математич. Э. (Дж. Биркгоф). Наконец, эстетич. учения 19-20 вв. различаются по тому, какое конкретное направление художеств, творчества они теоретически обосновывают - критич. реализм (О. Бальзак, рус. рев. демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А. Белый), абстракционизм (В. Кандинский).

Принципиальное отличие марксистской Э. от всех направлений эстетич. мысли 19-20 вв. обусловлено прежде всего тем, что она вырастает на филос. фундаменте Д'аалектич. и ист. материализма и выступает как теоретич. платформа социалистического реализма, в разработке к-рой приняли активное участие наряду с классиками марксизма-ленинизма и теоретиками иск-ва крупнейшие представители художеств, практики (М. Горький и С. М. Эйзенштейн, Б. Брехт и И. Бехер, Л. Арагон, Р. Фоке и др.).

Совр. марксистско-ленинская Э. завоёвывает всё больший авторитет во всём мире, а в социалистич. странах служит теоретич. основой строительства художеств, культуры и работы по эстетич. воспитанию трудящихся масс. Решая эти задачи, марксистско-ленинская Э. совершенствуется на протяжении всей своей истории, растёт вместе с науч. мыслью, философией, совр. иск-вом, борется против догматич. и ревизионистских извращений, овладевает комплексным и системным подходами, к-рые помогают преодолевать любые односторонности в трактовке эстетич. проблем. И хотя многие из этих проблем ещё не получили однозначного решения и вызывают острые теоретические дискуссии (например, соотношение природного и социального в сфере эстетических ценностей, основные социальные функции искусства, природа реализма и т. п.), основные контуры марксистской эстетич. теории прослеживаются сегодня с достаточной определённостью.

Её исходным положением является признание практич. человеческой деятельности основой эстетич. отношения человека к миру. В обществ, труде формируется неизвестная животным способность человека созидать и " по законам красоты" (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94) ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире - в общественной жизни и в природе - разнообразные эстетич. ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Т. о., сфера действия эстетич. закономерностей, зстетич. принципов и критериев выходит далеко за пределы иск-ва; это означает, что эстетич. активность человека в социалистич. обществе не может ограничиваться: художеств, деятельностью, но должна распространяться на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетич. воспитание не может сводиться к художеств, воспитанию - воспитанию отношения человека к иск-ву или же к его воспитанию средствами иск-ва, но должно органически включаться во все формы воспитания: трудовое, нравств., политич., физич. и т. п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической, всесторонне развитой личности.

Марксистско-леппнская Э. показывает, что в решении этой задачи особую роль играет иск-во, поскольку оно объединяет эстетич., нравственное и др. виды воздействия на человека, т. е. формирует человека целостно, а не односторонне. Эстетич. наука приходит к такому выводу, исследуя ист. процесс возникновения и развития художеств, деятельности, её структуру и социальные функции. Художеств, деятельность порождается потребностями наследования культуры, накопления опыта человеческой жизни и его передачи от поколения к поколению и от общества к личности. Дополняя и целенаправленно расширяя реальный опыт индивида, иск-во оказывается мощным средством духовного формирования каждого нового члена общества, его приобщения к ценностям, нормам, идеалам, накопленным культурой и отвечающим потребностям данного обществ. уклада, данного класса, этнич. группы, социальной среды. Тем самым в иск-ве диалектически соединяется общечеловеческое, исторически изменчивое, национальное, классовое, личностное. Эта диалектика фиксируется в выработанной марксистско-ленинской Э. системе социально-эстетич. координат, в к-рых описывается каждое отд. художеств, явление - ист. конкретность, нац. своеобразие, классовость, народность, партийность, уникальность.

Осн. социальная функция иск-ва обусловливает структуру художеств, способа отражения действительности. Он именуется в Э. художеств.-образным. Художественный образ является мельчайшей и неразложимой " клеточкой" художеств, " ткани", в к-рой запечатлеваются все основные особенности иск-ва: художеств, образ есть форма познания действительности и одновременно её оценки, выражающей отношение художника к миру; в художеств, образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, художеств, образ является и её преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, художеств, образ выступает одновременно и как определённое (поэтич., идейно-эстетич.) значение и как несущий это значение специфич. знак. Такая уникальная структура художеств, " ткани" сближает иск-во в одном отношении с наукой, в другом - с моралью, в третьем - с продуктами технич. творчества, в четвёртом - с языком, позволяя иск-ву при всём этом сохранять суверенность, поскольку оно оказывается носителем специфич. информация, недоступной всем остальным формам обществ, сознания. Поэтому взаимоотношения иск-ва и др. способов освоения человеком мира оказываются основанными на диалектике взаимного сближения и взаимного отталкивания, конкретные формы к-рой обусловливаются различными обществ.-ист. и классово-идеологич. потребностями; в одном случае иск-во сближается с религией и отталкивается от науки, в другом, напротив, рассматривается как способ познания, родственный науке и враждебный религии, в третьем - противопоставляется всем остальным видам внеэстетич., утилитарной деятельности и уподобляется игре, и т. д. Марксистско-ленинская Э. ориентирует художеств, творчество в социалистич. обществе на диалектич. разрешение данного противоречия, т. е. на всемерное укрепление его связей с идеологией, наукой, техникой, спортом, различными средствами коммуникации и одновременно на утверждение его специфич. художественных, поэтических, эстетич. качеств.

Поскольку иск-во охватывает множество видов, родов, жанров, общие принципы художеств.-образной структуры преломляются в каждом из них по-своему. Соответственно каждый конкретный способ художеств, деятельности имеет особое содержание и особую форму, что обусловливает его своеобразные возможности воздействия на человека и специфич. место в художеств, культуре. Вот почему в разных историко-кулътурных ситуациях лит-pa, музыка, театр, живопись играли неодинаковую роль в духовной жизни общества, и точно так же различный удельный вес на разных этапах художеств, развития имели эпический, лирич., драматич. роды художеств, творчества, равно как и жанры романа и повести, поэмы и симфонии, ист. картины и натюрморта. Эстетич. теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение иск-в, в результате чего к.-л. один вид, род, жанр иск-ва возвеличивался за счёт других и воспринимался как некая ч идеальная модель" художеств, творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевается в марксистской эстетич. науке, всё более последовательно проводящей идею принципиального равноправия всех видов, родов и жанров иск-ва и в то же время выявляющей причины, по к-рым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную ист. эпоху. В результате Э. получает возможность выявлять общие законы иск-ва, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологич. законы перехода общего в особенное и индивидуальное и, наконец, ист. законы неравномерного развития видов, родов, жанров иск-ва.

Эстетич. наука делает свои теоретич. выводы и обобщения, опираясь на разносторонние исследования иск-ва в искусствоведч. науках, а также в психологии, социологии, семиотике, кибернетике; при этом Э. не растворяется ни в одной из наук и сохраняет свой философский характер, к-рый и позволяет ей строить целостную теоретич. модель художеств, деятельности. Последняя может рассматриваться при этом как специфич. система, состоящая из трёх звеньев - художеств, творчества, художеств, произведений и художеств, восприятия. Их связь является особой формой общения, существенно отличающейся от научной, деловой, технич. коммуникации, т. к. произв. иск-ва ориентировано на его восприятие человеком как личностью со всем её уникальным жизненным опытом, строем сознания и складом чувств, ассоциативным фондом, неповторимым духовным миром и требует поэтому активного сотворчества воспринимающего, его душевного соучастия, глубинного переживания и личностной интерпретации. Поскольку же социологич. подход к художеств, деятельности устанавливает конкретную социальную детерминированность духовного мира всех личностей, участвующих в " художеств, диалоге" - личности художника, личности исполнителя (актёра или музыканта), личности героя художеств, произведения, личности читателя, слушателя, зрителя, - постольку воздействие иск-ва на человеческие души оказывается формой обществ, воспитания личности, инструментом её социализации. Соответственно совр. художеств, жизнь раскрывается эстетич. наукой как специфич. сфера проявления общих социально-ист, коллизий эпохи, борьбы двух противоположных обществ, систем, бурж. и коммунистич. идеологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.