Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация элементарных частиц. 7 страница






ЭЛЬ-ПАСО (El Paso), город на Ю. США, в шт. Техас, на р. Рио-Гранде, у границы с Мексикой. 370 тыс. жит. (1975; с пригородами 410 тыс.). Крупный торг.-трансп. узел с.-х. (гл. обр. пастбищное скотоводство, на орошаемых землях - хлопчатник) и горнопром. р-на. В пром-сти 30 тыс. занятых (1975). Нефтеперераб., хим., пищ. пром-сть, цветная металлургия (медь, свинец), металлообработка. Ун-т. Климатич. курорт.

ЭЛЬ-САЛЬВАДОР (El Salvador), насел, пункт в Чили, в пров. Чаньяраль, в Андах, на вые. св. 2800 м. Центр добычи и выплавки меди. Ок. 6 тыс. жит. (1970).

ЭЛЬСКАМП (Elskamp) Макс (5.5.1862, Антверпен, -10.12.1931, там же), бельгийский поэт. Писал на франц. яз. Чл. " Молодой Бельгии". Тон и ритмы его стихов близки старинным флам. песням и одновременно поэзии символизма. Язык Э. музыкален, насыщен тропами, искусно стилизован. В ранней поэзии Э. сказались религ.-мистич. мотивы (" Симеон Столпник", 1891, и др.). Радость труда, жизни, любовь к простым людям (" Шесть песен бедного человека", 1895) сменяются мотивами печали и отчаяния в " Шатрах изгнания" (1921), поев, оккупации Бельгии в 1-ю мировую войну. Э.- мастер интимной лирики (" Песни разочарования", 1922). Творчество Э. оказало влияние на Г. Аполлинера.

С о ч.: CEuvres completes, [P., 1967].

Лит.: Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; М i с h е 1 Henri, Les cadrans solaires de M. Elskamp, Liege, [1966].

ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст, имя Ф р а н ц и с-к а) (23.6.1810, Вена, - 27.11. 1884, там же), австрийска я артистка балета. Одна из выдающихся представительниц романтич. балетного иск-ва.

Училась у балетм. Ж. Омера, совершенствовалась в Италии. На сцене с 1822. Выступала в театрах Вены и Берлина (1827-1932), Лондона (1833) и Парижа (1834-40), США (1840-41), Москвы и Петербурга (1848-50). Среди партий: Флоринда и Лауретта (" Хромой бес" и " Тарантула" Жида; в " Хромом бесе" исполнила также вставной танец " Качуча", принёсший ей мировую славу), Лиза (" Тщетная предосторожность" Герольда), Эсмеральда (" Эсмеральда " Пуньи).

Лит.: Красовская В., Русский ба-летный театр от возникновения до сер. XIX века, Л.-М., 1958; Beaumont С. W., Fanny Elssler, L., 1931; Guest I., F. Elssler, L., 1970.

ЭЛЬСНЕР (Elsner) Юзеф Антоний Францишек (1.6.1769, Гродкув, Силезия, - 18.4.1854, Эльснерово, близ Варшавы), польский композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ, деятель. Был дирижёром оркестра нем. театра в Брно (1791 - 1792), основал Музыкальную академию и Филармоническое об-во во Львове. С 1799 работал в Варшаве. Был гл. дирижёром " Театра Народовы" (1799-1824). Организовал начальную муз. школу (1811), муз. отделение при Драматич. школе (1817, в 1821 преобразована в Ин-т музыки и декламации; Э. был его ректором и проф.). Преподавал в Варшавском ун-те (1824-31), Гл. муз. школе (был её руководителем в 1826-31, в 1826-29 у Э. учился Ф. Шопен), Школе пения при " Театре Народовы" (1831). Основал ряд муз. об-в. Писал тсоретич. и критич. статьи, был редактором сб-ков польских нар. песен. Один из основоположников польской нац. оперы (автор 45 опер, зингшпи-лей, мелодрам и др. сценич. соч.). Продолжая традиции венсксй классич. школы, в то же время опирался на польский муз. фольклор. Среди соч.- оперы " Султан Вампун" (1800), " Лешек Белый" (1809), " Король Локетек..." (1818), 8 симфоний, полонезы для оркестра; струнное трио, 11 струнных и 2 фп. квартета, скрипичные дуэты, пьесы для фп., кантаты, мессы, хоралы и др. культовые соч.

Соч.: Sumariusz moich utworow muzycznych, Krakow, 1849, 2 wyd., 1957.

Лит.: Б э л з а И., Школа Эльснера и ее роль в формировании польской национальной культуры, в сб.: Культура и общество в эпоху становления наций, М., 1974, с. 104-21; Nowak-Romanowicz A., J. Elsner, [Krakow], 1957. Я. Ф. Бзлза.

ЭЛЬСНИЦ Александр Леонтьевич (Людвигович) (1849, Москва, - май 1907, Женева), русский революционер-шестидесятник, публицист. Из дворян. Учился на мед. ф-те Моск. ун-та, 29 окт. 1869 исключён за участие в студенч. волнениях и выслан в Ярославскую губ. Был связан с И. Г. Прыжовым. В 1871 эмигрировал в Швейцарию, примкнул к группе сторонников М. А. Бакунина во главе с М. П. Сажиным, чл. редакции газ. " Работник". В кон. 1870-х гг. окончил мед. ф-т Женевского ун-та, отошёл от ре-волюц. движения. Был сотрудником журналов " Дело", " Вестник Европы", газет " Русские ведомости" и " Порядок" (псевдонимы: А. Э., А. М., А. Москвин).

ЭЛЬСТЕР Старший (ЕЫег) Кристиан Мандруп (4.3.1841, Оверхалла, -11.4. 1881, Тронхейм), норвежский писатель. Сюжет первого романа " Тора Трундаль" (1879) построен на традиционном любовном треугольнике, однако в поле зрения автора - основные социальные проблемы норв. общества. Роман высоко оценили Г. Ибсен, Г. Брандес, Б. Бьёрнсон,

Л. Л. Хьелланн. " Опасные люди" (1876, опубл. 1881, рус. пер. 1882) - первый норв. реалистич. роман о жизни норв. провинции 40-60-х гг., показанной в динамике борьбы старого и нового укладов В взглядов. Женские образы Э. написаны под влиянием И. С. Тургенева. Реализм Э. включает элементы романтизма и просветительства.

Лит.а Б р а н д е с Г., К. Эльстер, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1906; В е у е г Н., Norsk litteraturhistorie, Oslo, 1952.

ЭЛЬСХЕЙМЕР (Elsheimer) Адам (18.3. 1578, Франкфурт-на-Майне, - 11.12. 1610, Рим), немецкий живописец. Учился у Ф. Уффенбаха во Франкфурте. Работал в Венеции (1598-1600) и Риме (с 1600). Писал картины небольшого формата (гл. обр. на меди) в тщательной миниатюрной манере. Изображая религ. и мифологич. сцены, Э. обычно переносил их в простую, житейскую обстановку (" Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды", Дрезденская картинная тал.); в пейзажах сочетал поэтичность и интимность восприятия природы с чёткостью 3-плановых композиций (" Пейзаж с круглым храмом", Нац. гал., Прага). Особенно характерны для Э. ночные сцены, отмеченные исключит, мягкостью светотеневых переходов (" Бегство в Египет", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен). Творчество Э. оказало значит, влияние на Лоррена, Рембрандта, П. П. Рубенса и др. мастеров.

Илл. см. на вклейке стр. 144-145.

Лит.; Weizsacker H., Adam Elsheimer, der Maler von Frankfurt, T. 1 (Bd 1 - 2)- 2, В., 1936 - 52.

ЭЛЬТEКОВ Александр Павлович [1846, Брянск, -7(19).7.1894, Ялта], русский химик-органик. Окончил Харьковский ун-т (1868), с 1887 проф. там же, в 1889- 1894 проф. Киевского ун-та. Показал, что енолы в момент образования превращаются в изомерные им альдегиды и кетоны (см. Элътекова правило). Открыл реакцию алкилирования олефинов (1878), получившую применение в пром. синтезе моторного топлива.

Лит.: Хотинский Е. С., Александр Павлович Эльтеков и его роль в развитии органической химии, в сб.: Из истории отечественной химии, Хар., 1952.

ЭЛЬТEКОВА ПРАВИЛО, утверждает, что производные ненасыщенных алифатич. углеводородов, содержащие ОН-группу у атома углерода, при к-ром имеется двойная С = С связь (т. н. енолы), неустойчивы и превращаются (уже в момент образования) в изомерные карбонильные соединения (альдегиды и кетоны). Напр., при гидролизе изопропенилацетата образуется (кроме уксусной к-ты) не пропен-2-ол-2, а продукт его изомеризации - ацетон:
[ris]

Э. п. сформулировано в 1877 А. П. Эльтековым и независимо от него в 1880 Э. Эрленмейером. Позднее было показано, что Э. п. справедливо только для простейших енолов. Во мн. случаях (см., напр., Ацетоуксусный эфир) изомеризация не проходит до конца, и между енольной и карбонильной формами устанавливается динамич. равновесие (так называемая кето-енольная таутомерия). Устойчивы также енольные формы некоторых фторсодержащих кетонов, например CF2 = C(CF3)OH.

ЭЛЬ-ТЕНЬEНТЕ (El Teniente), насел, пункт в Чили, в пров. Качапоаль, в Андах, на вые. 2800-3000 м. Св. 10 тыс. жит. (1970). Второй (гюсле Чукикаматы) в Чили по значению центр добычи и выплавки меди.

ЭЛЬ-ТИГРЕ (El Tigre), город на С.-В. Венесуэлы, в шт. Ансоатеги. 49, 7 тыс. жит. (1971). Узел шосс. дорог. Нефтеперераб. завод. Нефтепроводом связан с портом Пуэрто-ла-Крус.

ЭЛЬТOН, соляное бессточное самосадочное озеро на С. Прикаспийской низм., в Волгоградской обл. РСФСР. Пл. 152 км', глуб. ок. 0, 1 м (весной 0, 7-0, 8 м). Уровень на 18 м ниже уровня океана. Питание в основном снеговое. На дне выходы солёных источников. Озеро заполнено рапой, к-рая весной распресняется. На дне Э. залежи солей (гл. обр. NaCl, KC1) и минеральной сероводородной грязи. Близ Э. грязевой и бальнеологич. курорт (в 6 км от ст. Э.). Лето тёплое (ср. темп-ра июля 25 °С), зима умеренно холодная (ср. темп-pa янв. -11 °С); осадков ок. 300 мм в год. Леч. средства: иловая грязь и рапа озера; Сморагдинский хлоридно-сульфатный натриевый источник, воду к-рого используют для питья. Лечение заболеваний периферич. нервной системы, органов движения и опоры, пищеварения, гинекологических и др. Санаторий, грязелечебница.

ЭЛЬТOН, посёлок гор. типа в Палласовском р-не Волгоградской обл. РСФСР, у оз. Эльтон. Ж.-д. станция на линии Москва - Астрахань. Овцеводч. совхозы.

ЭЛЬ-ТУРБИО (El Turbio), город на Ю. Аргентины, в пров. Санта-Крус. Добыча угля.

ЭЛЬ-ФАШЕР, город на 3. Судана, на плато Дарфур, на шоссе Нджамена - Эль-Обейд, центр оазиса Эль-Фашер. Адм. центр пров. Дарфур. 46, 4 тыс. жит. (1969). Торг, центр скотоводч. р-на.

ЭЛЬ-ФЕРРОЛЬ (El Ferrol), город в Испании, в области Галисия, в пров. Ла-Корунья, порт на побережье Атлантич. ок. 87, 7 тыс. жит. (1970). Судостроение; рыболовство. Произ-во рыбных консервов и др. пищ. пром-сть.

ЭЛЬФЫ, альвы (нем., ед. ч. Elf, Elfe, др.-исл. alfr), в германо-сканд. мифологии духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Иногда различаются " чёрные Э." (живущие в земле карлики - гномы.) и светлые Э. Последние в нар. поверьях обычно представляются как благожелательные к людям, лёгкие, воздушные существа, ведущие весёлые хороводы и пляски при луне.

ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ, Хеброн, Хеврон, город в зап. части Иордании, в 30 км к Ю. от Иерусалима, на автодороге Беэр-Шева - Иерусалим. 43 тыс. жит. (1967). Старинный центр произ-ва стекла. Обработка кож; переработка овощей. Центр с.-х. р-на (виноградники и рощи олив). Осн. ок. 1700 до н. э. Древнейшее назв.- Кирьят-Арба (" четвероградие"). Неск. лет был резиденцией царя Давида. В 70 н. э. разрушен римлянами. В 7 в. завоёван арабами. В кон. 11 в. Э. овладели крестоносцы, но в кон. 12 в. он был у них отвоёван Салах-ад-дином. С 16 в. до 1918 - в составе Османской империи, затем- Палестины, находившейся под англ, мандатом, с 1948 - в составе Иордании. В июне 1967 оккупирован Израилем.

ЭЛЬ-ХАММАР, озеров Ираке; см. Хаммар.

ЭЛЬ-ХАРРАШ (б. М е з о н - К а р р е), город на С. Алжира, часть Б. Алжира. Св. 30 тыс. жит. (1966). Важный трансп. узел. Нефтепереработка; суперфосфатный и автосборочный з-ды; пищ. промышленность.

ЭЛЬ-ХАСА, провинция в Саудовской Аравии; см. Восточная провинция.

ЭЛЬ-ХУФУФ, город в Саудовской Аравии, см. Хуфуф.

ЭЛЬЧЕ (Elche), город в Испании, на р. Виналопо, в пров. Аликанте, в области Валенсия. 122, 7 тыс. жит. (1970). Центр р-на садоводства (оливки, миндаль, гранаты). Кож.-обув, пром-сть; маслобойные, мыловаренные, муком. предприятия. ЭЛЮАР (Eluard) Поль (псевд.; наст, имя - Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, деп. Сена, - 18.11.1952, Шарантон), французский поэт. Чл. ФКП (с 1942). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления Э. легли в основу сб. " Долг и тревога" (1917); в 1918 опубл. " Стихи для мирного времени". В 1919 примкнул к дадаизму. В сб-ках " Животные и их люди, люди и их животные" (1920) и " Примеры" (1921) много загадочных, заумных стихов. В кон. 1924 вместе с А. Бретоном, Л. Арагоном и др. возглавил группу сюрреалистов (см. Сюрреализм); не вполне разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Э. всё больше наполнялось демократич. содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский " бунт" против разума, языка, культурного наследия. В интимной и филос. лирике 20-30-х гг. (сб-ки " Град скорби", 1926; " Сама жизнь", 1932, и др.) Э. стремится осмыслить реальность в духе утопич. мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотич. стихи (сб. " Открытая книга I, 1938-1940", 1940; " На нижних склонах", 1942; " Открытая книга II", 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати. Стих. " Свобода" из кн. Э. " Поэзия и правда 1942 года" (1942) стало поэтич. знаменем Сопротивления. В сб-ках " Лицом к лицу с немцами" (1942-45) и " Достойные жить" (1944) гражд. лирика неотделима от лирики любовной. После войны Э. участвовал в движении борцов за мир. В сб-ках " Посвящение" (1950), " Суметь всё сказать" и " Феникс" (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражд. позиция поэта. В 1951 совм. с П. Пикассо выпустил сб. " Лик всеобщего мира". Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Междунар. пр. Мира (1953).

С оч.: (Euvres completes, t. 1 - 2, [P., 1968]; в рус. пер.- Стихи, М., 1958; Избр. стихотворения, М., 1961; Стихи, М., 1971.

Лит.: Великовский С. И.,...К горизонту всех людей, М., 1968; Балашов Н. И., Неотразимость Элюара, в кн.: Поэзия социализма, М., 1969; П. Элюар. Биобиблиографич. указатель, М., 1963; Е g 1 i n Н., Liebe und Inspiration im Werke von P. Eluard, Bern - Munch., [1965]; Jean R., Paul Eluard par lui-meme, [P., 1968]; Paul Eluard, P., [1972].

M. Н. Ваксмахер.

ЭЛЮВИЙ (от лат. eluo - вымываю), рыхлые отложения, возникающие при выветривании исходных (материнских) горных пород на месте их залегания. Э. слагает коры выветривания и почвы. Различают ортоэлювий кристаллических (магматических и метаморфических) горных пород, метаэлювий уплотнённых осадочных пород и н е оэлювий молодых рыхлых отложений (в двух последних исходные породы уже в значит, мере состоят из переотложенных и слабо изменённых продуктов выветривания). Наиболее типичен ортоэлювий, состав к-рого изменяется от щебнисто-глыбового в холодном климате до глинистого во влажном и жарком. По степени разложения различают грубый сиаллитный Э., в к-ром сохраняются первичные алюмосиликаты, кислый сиаллитный Э., сложенный гл. обр. из новообразованных водных алюмосиликатов группы глинистых минералов, и аллитный, или ф е рраллитный Э., в к-ром значит, часть силикатов разложена и представлена свободными гидроокислами алюминия и железа. Е. В. Шанцер.

ЭЛЯЗЫГ (Elazig), город на В. Турции. Адм. центр ила Элязыг. 131 тыс. жит. (1975). Ж.-д. станция, узел шосс. дорог. Торг, центр с.-х. р-на. Пищ. (в т. ч. сахарная) и текст, пром-сть; цем. з-д. Выплавка свинца и цинка.

ЭМАЙЫГИ,. река в Эст. ССР. Дл. 218км, пл. басе. 9960 кл2. Берёт начало из оз. Пюхаярви; до оз. Выртсъярв наз. Вяйке-Эмайыги (82 км), ниже - Суур-Эмайыги (101 км); впадает в Чудско-Псковское оз. Питание смешанное, с преобладанием дождевого. Половодье с апреля до сер. июня. Ср. расход воды 71, 6 м3/сек. Замерзает в декабре, вскрывается во 2-й пол. марта. Судоходна ниже г. Тарту.

ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ, лаковые краски, суспензии высокодисперсных пигментов (гл. обр. неорганических) в лаках. Помимо осн. компонентов, могут содержать наполнители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки, разбавители. По типу плёнкообразующего вещества подразделяются на масляные, алкидные (глифталевые и пентафталевые), эпоксидные, кремнийорганические, нитроцеллюлозные (нитро-эмали), полиакриловые и др. Э. к. наносят на предварительно загрунтованные и иногда зашпатлёванные поверхности всеми известными методами (см. Лакокрасочные покрытия). Высохшие Э. к. образуют декоративные и защитные покрытия, напоминающие по внешнему виду эмаль (отсюда назв.). Используют Э. к. для окраски самолётов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, станков, холодильников, приборов и мн. др. См. также Краски, Лаки, Декоративные лакокрасочные покрытия. М. М. Голъдберг.

ЭМАЛИРОВАНИЕ, получение на металлах и сплавах эмалевых покрытий на основе стеклообразующих материалов с целью защиты от коррозии и действия высоких температур, для электроизоляции, придания декоративного вида (цвета, блеска и т. п.). См. Эмаль.

ЭМАЛЬ (франц. email, от франкск. smeltan - плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами

металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто наз. также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Осн. компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiО2, борный ангидрид В2О3, окись алюминия Аl2Оз, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, нек-рые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в к-рые входят сцепляющие вещества (гл. обр. окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, к-рый хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., к-рые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э.

Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной к-ты, соды, селитры, криолита и др. сплавляют в печах при 1150-1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и др. материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500 - 1400 0С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически. Обжиг проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

Э. защищает металл от коррозии и придаёт ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюмициевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Осн. области применения эмалированных металлов - пищевая, химич., фармацевтич., электротехнич. пром-сть, строительство. Жароупорные и высококоррозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов. С. С. Солнцев.

Эмали художественные - украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э.- древнейшая техника, применяемая в ювелирном иск-ве: холодная (без обжига) и горячая, при к-рой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлич. перегородками, припаянными на металлич. поверхность ребром по линиям узора, - передают чёткие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла - отличаются большой интенсивностью цвета. Э. по рельефу (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объёмные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в.- огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э.- золотые украшения и амулеты Др. Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европ. перегородчатой Э.- облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К нач. 12 в. сложились европ. школы Э.: маасская - в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с Кёльном во главе (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европ. Э., в основном украшавшие церк. утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С кон. 14 - в нач. 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля " модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14-17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символич. растит, мотивами, изображениями птиц и животных.

На терр. СССР Э. изготовлялись в 3- 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и бел ой Э.). Сохранились перегородчатые Э. Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12- 13 вв. на серебре и золоте и ср.-век. грузинской Э. на золоте, отличавшейся от визант. Э. менее тонкой технич. проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей иск-в Груз. ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у моск. мастеров получила распространение Э. по скани - прозрачная многоцветная Э. густых, насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению лицевых рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело иск-во расписной Э. (" усольской"). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и др. изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс в петерб. АХ (впервые упомянут в 1781). В кон. 19 - нач. 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.

В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром произ-ва Э. является ф-ка " Ростовская финифть" (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Пителин и др.).

Илл. см. на вклейке стр. 144-145.

Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнцев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань, М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI - XIX вв., М., 1974; В и гg е г W, Abendlandische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, (1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

ЭМАЛЬ зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается спец. эпителиальными клетками - амелобластами, к-рые после образования зуба отмирают, превращаясь в т. н. эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3- 5 мкм в диам.) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э.- наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит ок. 97% минеральных веществ (гл. обр. фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое кол-во кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов, флюорозе и др.

ЭМАН (от лат. emano - вытекаю, распространяюсь), редко применяемая внесистемная единица уд. (объёмной) активности радиоактивных изотопов в жидкостях (напр., в минеральной воде) или в газах. 1 Э. равен 10-10 кюри/л = = 3700 сек-1м-3, т. е. 3700 распадов за 1 сек в 1 м3, или 3700 бк/м3 (бекке-релей на I м3).

ЭМАНАЦИОННЫЙ МЕТОД в химии, физико-химич. метод изучения свойств твёрдых веществ, основанный на измерении их эманирования. Идея Э. м. впервые была высказана Л. С. Коловрат-Червинским в нач. 20 в.

Э. м. состоит в следующем: в исследуемый твёрдый препарат (пробу) вводят, напр, пропиткой, микроколичества материнского вещества (обычно радия), при радиоактивном распаде ядер к-рого образуется радиоактивный газ радон {эманация); пробу препарата помещают в спец. герметичный прибор и током газа-носителя переносят выделяющуюся эманацию в камеру для измерения радиоактивности. В опыте контролируют изменение скорости выделения эманации (эманирующую способность) при длительном хранении препарата, его нагревании, измельчении и т. п. Полученные кривые зависимости эманирования от времени, темп-ры или к.-л. иного фактора (т. н. кривые эманирования, или эманограммы) помогают выяснить, какие именно процессы (перекристаллизация, дегидратация, полиморфные превращения и т. п.) и при каких условиях протекают в изучаемом объекте. Э. м. чаще всего используют в сочетании с термическим анализом (т. н. эманационно-термический метод).

В 50-х гг. 20 в. появился новый вариант Э. м., при проведении к-рого в исследуемый образец вводят не материнские атомы радия, а непосредственно радиоактивные атомы инертного газа (Rn, 133Xe, 85Кг), затем изучают скорость перехода этих атомов из твёрдого вещества в окружающую атмосферу.

Э. м. используют для определения темп-ры фазовых переходов, темп-ры начала и завершения твердофазных реакций, темп-ры стеклования полимеров и т. д.

Лит.: Несмеянов А. Н., Радиохимия, М., 1972; ЖаброваГ. М., Шибанова М. Д., Применение инертных радиоактивных газов для исследования твердых тел, " Успехи химии", 1967, т. 36, в. 8; Радиоактивные изотопы в химических исследованиях, Л, - М., 1965. С. С. Бердоносов.

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение, распространение, от лат. emano - вытекаю, распространяюсь), в антич. идеалистич. философии и особенно в неоплатонизме - распространение избыточной полноты абс. бытия за собств. пределы. В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорич. образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого, или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося в самом себе таким же светлым. В процессе Э. как ступенчатого нисхождения абсолюта (" единого") образуется множеств, мир " иного", т. е. низшие уровни бытия (нус, душа), а на самом низшем уровне - материя как " небытие" (меон). В отличие от теистич. представления о " сотворении мира" (см. Теизм) как акте воли личного божества, Э. понимается как непроизвольный безличный процесс. Всё богатство содержания мыслится данным в исходной точке Э., так что на различных её этапах (ступенях) может происходить только последоват. оскудение, а затем - возврат к началу. В противоположность этому понятие самодвижения идеи, развитое в философии Гегеля и нем. классич. идеализме, характеризуется тем, что в конце процесса содержится большее смысловое богатство, чем в начале; развитие, эволюция как постулат, восхождение противоположны Э.

ЭМАНАЦИЯ, Em, название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона (2l9Rn - актинон, 220Rn - торон, 222Rn - " истинный" радон). Ранее Э. называли сам хим. элемент радон.

ЭМАНИРОВАНИЕ, эманирующая способность, выделение в окружающую среду твёрдыми веществами, содержащими радий, радиоактивного газа радона (эманации). Переход радона из объёма твёрдого вещества в окружающую среду происходит либо за счёт энергии отдачи, приобретаемой ядрами радона после а-распада материнских ядер радия, либо диффузией. При этом часть радона остаётся замурованной в объёме твёрдого вещества и претерпевает радиоактивный распад раньше, чем достигнет его поверхности. Отношение кол-ва радона, выделяющегося в окружающую среду из твёрдого вещества, к полному его количеству, образующемуся за тот же промежуток времени, наз. коэфф.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.